Дети в интернете. Новые возможности поиска информации

Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни, используется практически во всех сферах общества и позволяет получить доступ к колоссальным информационным массивам в режиме «24/7». Но процесс расширения количества информационных ресурсов сопровождается резким ростом числа угроз и способов их воздействия на пользователей.
Особенно остро стоит проблема информационной безопасности детской интернет-аудитории, в наибольшей степени подверженной негативному влиянию. Вопрос обеспечения безопасности детей в Сети становится всё более злободневным, а арсенал форм и методов работы детских библиотек в этом направлении расширяется. Одним из наиболее эффективных инструментов является виртуальное справочно-библиографическое обслуживание (СБО).
Сегодня СБО как традиционный вид библиографической деятельности библиотеки находится на новом этапе развития, связанном с широким применением компьютерных технологий. Так,
И. Г. Моргенштерн считает, что применение электронных технологий позволяет преодолеть недостатки и ограничения линейных и карточных библиографических источников1, расширяется ресурсная база обслуживания2. Полнотекстовые базы данных позволяют потребителям получать не только вторичную, но и первичную информацию, что определяет новое качество информационного обслуживания3. Если же говорить о детской аудитории, то виртуальные справочные службы (ВСС) выступают не только в роли «воплощения новых форм СБО»4, но и становятся инструментом формирования путей поиска информации в интернете и создания позитивного контента для детей и подростков.
Однако целесообразность внедрения ВСС в практику работы определяется рядом факторов, среди которых ведущее место занимают готовность пользователей библиотеки к использованию подобной технологии и их заинтересованность в её наличии. Волгоградской областной детской библиотекой было проведено исследование, в ходе которого пользователям библиотеки было предложено воспользоваться тестовым вариантом ВСС и затем сравнить результаты, полученные в ходе работы с данной службой, с результатами самостоятельного поиска информации.
Всего за время исследования был получен 41 запрос, большая их часть носила адресный и уточняющий характер. Наименьший процент полученных запросов имел целью получение информации по определённой теме, что является негативным фактором, так как тематические запросы должны наиболее полно отражать качественное превосходство поиска с помощью ВСС в сравнении с самостоятельным поиском информации.

Никита Павлович Носов, методист 1-й категории ГКУКВО «Волгоградская областная детская библиотека»

1 Моргенштерн И. Г. Эволюция библиографической технологии / И. Г. Моргенштерн // Библиография. — 2006. — №1. — С. 11–20.
2 Дворецкая М. А. Информационные технологии — инструмент удовлетворения запросов / Т. А. Дворецкая // Библиография. — 2007. — №5. — С. 62–64.
3 Добко Т. В. Справочно-библиографическое обслуживание в электронную эру: доминирование навигаторской функции / Т. В. Добко // Вопросы библиографоведения. Вып. 14. Библиография в современной электронной среде (Материалы семинара). — Москва: Пашков дом, 2005. — С. 149–156.
4 Степанов В. К. Библиотеки реальные и виртуальные в эру цифровых коммуникаций / В. К. Степанов // Научные и технические библиотеки. — 2001. — №1. — С. 71–75.