Детская библиотека —территория чтения или досуга? Размышления практиков

«Есть только одно действительно неистощимое сокровище — это библиотека», — сказал некогда Пьер Буаст, французский лексикограф, автор словаря французского языка. Что имел в виду автор этих строк? Скорее всего, речь о книгах — безусловно, главном богатстве и языке библиотеки того времени. Это и очевидно, ведь библиотека и книга — понятия неразрывные.
В далёкие XVII, XVIII, XIX века за знаниями шли в библиотеку, теперь же сама библиотека агитирует прийти к ней. Работая с детьми, мы понимаем, насколько важную роль играет чтение в развитии подрастающего поколения, поэтому разрабатываем разнообразные программы и концепции по привлечению детей и подростков к чтению.
В большинстве своём население воспринимает библиотеку как хранилище со стеллажами, заставленными книгами. Разрушая этот стереотип, многие библиотеки существенно изменили подходы к работе с читателями-детьми, преобразовали своё пространство, сделав приоритетными досуг и общение, внедрили «шумные» формы работы. Теперь в библиотеке и шоу мыльных пузырей, и шоу профессора Николя, и астрономия, и физика, можно и поиграть, и поваляться и т. д. Внедряются все виды услуг, отвечающих теории, что детская библиотека должна стать мультизадачным социокультурным центром.
Существуют разные взгляды на реорганизацию публичных библиотек. Одни считают, что это третье по важности место для человека после дома, работы или школы. Других, как, например, известного в библиотечных кругах специалиста Российской книжной палаты, Марию Евгеньевну Порядину, удручает тенденция последних лет: «…пытаясь удержаться на плаву за счёт увеличения количества посетителей, библиотеки из кожи вон лезут, чтобы “обеспечить массовость”. Но способствует ли это поддержке чтения и книжной культуры? Привлекает ли в библиотечные залы читателей-читателей, а не тусовщиков, которым просто нужно бесплатное помещение для более или менее осмысленных сборищ?»
У каждой концепции есть сторонники и противники. Проблема опустения библиотек актуальна практически для всего мира. Чем они станут, есть ли рецепт выживания? Какие функции у библиотеки будущего? Как будет выглядеть детская библиотека двадцать первого века и останется ли она загадочным миром чтения для ребёнка?
С таким вопросом мы обратились к участникам интернет-семинара, организованного на площадке сайта Липецкой областной детской библиотеки, который так и назывался: «Современная детская библиотека — территория чтения или досуга?!», и предложили высказать своё мнение относительно назначения детской библиотеки. Возникла эта мысль после прочтения статьи Марии Порядиной в журнале «Библиотека в школе» «Про духовность и мыльные пузыри», в которой она журит нас за то, что библиотека превратилась в шоу мыльных пузырей и гордится этим. И самое обидное, пишет она, в том, «что никакое шоу, каким бы массовым оно ни оказалось, не спасет детскую библиотеку от закрытия. Как бы ни старались детские библиотеки приспособиться к “требованиям времени”, прикидываясь “интеллект-центрами” или “уголками семейного досуга”, превращаясь в учреждения социальной защиты населения или клубы по интересам, — всё это бессмысленно и безнадёжно. Есть основания полагать, что в обстоятельствах массового давления на культуру и при прочих равных условиях выживет только та библиотека, которая найдет возможность сохранить своё “библиотечное лицо” — ту особость, которая отличает именно “книжное хранилище” от множества культурно-досуговых, учебно-воспитательных и развлекательных учреждений». Однако другой специалист — доцент Московского государственного института культуры, посетивший Липецкую область дважды за осень 2016 г., Вадим Константинович Степанов утверждает, что печатная книга скоро уйдёт, и вся библиотека поместится в один гаджет, поэтому сегодня библиотека — это не столько книги и фонды, сколько люди и живое общение.
Как не проиграть в конкурентной борьбе за пользователя, как обратить на себя внимание, чем удивить? И, возможно, главное — на кого ориентироваться: на «читающее меньшинство» или «отдыхающее большинство»? Как не утратить первоначальное предназначение и одновременно стать местом притяжения?
Свой опыт работы и рассуждения на эту сложную, а в какой-то мере и скользкую тему представили 10 библиотек.

Лариса Ивановна Дегтева, заведующий отделом библиотечного развития Липецкой областной детской библиотеки