Более десятка лет тому назад Киришская ЦДБ создала Центр читательских историй. В нём собираются материалы по созданию читательской истории новым поколением — поколением, мыслящим о чтении в эпоху электронных технологий. Галерея талантливых читателей Центра собрала уникальный читательский опыт подрастающего человека. Размышления детей о книгах и о себе, сочинения, рассказы, — всё это знаки и символы культуры, созданные развивающейся личностью. Они представлены в интерактивных экспозициях библиотеки
(«С книгой в XXI-й век», «Мой портрет в лучах солнца», «Я — читатель!»), открывают Читательский портрет во времени («Читатели 70-х, 80-х, 90-х годов, начала XXI-го века о чтении и детской книге»).
Чем нынешним читателям — детям и взрослым — может быть интересен опыт чтения тех киришан, которые были подростками 20-10 лет тому назад? Ответ очевиден: ведь это были бабушки и мамы современных читателей, читавшие необыкновенно интересные книги: В. Бианки, А. Гайдара, Е. Ильиной, А. Рыбакова. Ф. Купера, Ж. Верна, В. Крапивина, С. Сахарнова,
Р. Погодина, А. Линдгрен… Эти книги, объединяющие поколения и времена, «встречаются» в ЦДБ: их выбирают для чтения дети и родители, они фигурируют на выставках, в диалогах с подростками и читающими семьями. Читательский опыт поколений важен сегодняшним молодым родителям, помогает сохранять культурные коды для новых поколений.
В чтение современных подростков последнего десятилетия вошли новые книги, новые герои. Какой же книжный герой интересен подростку сегодня? Какой герой поддержит подростка в сегодняшней жизни, разделит с ним душевные переживания? Какого героя он «передаст» следующему поколению?
Поддерживая читателя в поиске ответов на многочисленные вопросы, библиотека создаёт атмосферу свободного диалога о чтении, постоянно проводит встречи нового поколения читателей с новыми книгами: организует Дни открытий «Вокруг одной новой книги…», в ходе которых размышляет с подростками о новых книжных героях, сюжетах, ситуациях. Выразительны и важны размышления читателей 11–15 лет:
«Вот передо мной на столе книга В. Воскобойникова «Всё в порядке». Она мне нужна. Почему? — Чтобы жить». (М.,11 лет)
«На свете очень много разных книг, и нет человека, который бы прочитал все книги. Среди всех книг очень трудно выбрать самую интересную. Есть книги, которые любят наши бабушки и дедушки, а есть современные, которые любим читать мы. Редко встретишь книги, которые читаются из поколения в поколение, но всё-таки такие книги существуют — эта классика мировой литературы…». (Д., 15 лет).
В Центре хранится целое «собрание сочинений» Светланы Смирновой. Писать она начала в 11 лет: «Я знаю, что мои произведения не безупречны, наивны, но в них моё детство. Всё мне казалось тогда таинственным и завораживающим».
Галерею открывает философское размышление Алёши Зеленцова: «… Я из классики узнал больше о жизни, чем из современной литературы, и мне интересно наблюдать, как эти проблемы переходят в современную жизнь».
Центр читательских историй — это форма коллективной памяти, воспринимаемая ребёнком как сфера собственной деятельности. Детские работы: фрагменты отзывов, рисунки, поделки — располагаются по всей библиотеке, насыщая её детским творчеством. Центр аккумулирует всё самое интересное в чтении детей текущего десятилетия. Это действующая территория детской библиотеки: здесь проходило подведение итогов конкурса «Читатель года»; здесь в марте 2007 года был дан старт общегородским Дням Чтения — творческим конкурсам для детей и взрослых («Моя любимая книга», «Книга и я — друзья», «Книга в моей жизни»). Организацией Центра библиотека пропагандирует идею ценности детского чтения.
Кулакова Н. А., заведующая Киришской ЦДБ, филиалом МУК «Городская библиотека»

