Детское чтение — возможность диалога с ребёнком в современном пространстве

Многие положения данной статьи были сформулированы в процессе дискуссий на кафедре детской литературы СПбГУКИ. Предметом обсуждения являются различные аспекты истории и современности детского чтения и детской литературы.
Ав­тор ис­крен­не пре­дан соб­ст­вен­но­му дет­ст­ву, ког­да чте­ние бы­ло и ар­ха­ич­ным, и со­вре­мен­ным. Про­цесс чте­ния и про­чи­ты­ва­ния — не­пре­мен­ная со­став­ля­ю­щая в по­ис­ках тайн ми­ро­ус­т­ро­е­ния в се­бе. Но глав­ное — это не­за­ме­ни­мый спо­соб бы­тия ре­бен­ка в ми­ре внеш­нем. Так бы­ло. По­че­му?
Петр Вайль и Алек­сандр Ге­нис в кни­ге «60-е. Мир со­вет­ско­го че­ло­ве­ка» от­ме­ти­ли: «Гра­ни­ца меж­ду взрос­лы­ми и де­ть­ми не­пре­одо­ли­ма… взрос­лые стро­ят мир де­тей как хо­тят…»1 Тог­да чте­ние бы­ло не­пре­мен­ным фак­то­ром ус­во­е­ния со­ци­аль­ных мо­де­лей, каж­дый из то­го по­ко­ле­ния мо­жет вспом­нить, как ча­с­то дет­ское чте­ние по­ощ­ря­лось имен­но тем, что кни­га бы­ла вер­ным спут­ни­ком. Ав­тор не скры­ва­ет свою убеж­ден­ность, что про­бле­мы не­чте­ния со­вре­мен­ных де­тей (си­лен сте­рео­тип: «де­ти ма­ло чи­та­ют или чи­та­ют не то, что сле­до­ва­ло бы…») мож­но ре­шить но­вы­ми или на удивление тра­ди­ци­он­ны­ми спо­со­ба­ми его ор­га­ни­за­ции.

Про­ст­ран­ст­вом дис­кус­сий слу­жи­ли и слу­жат на­уч­ная кон­фе­рен­ция «Дет­ские чте­ния», ко­то­рая еже­год­но про­во­дит­ся ка­фе­д­рой дет­ской ли­те­ра­ту­ры СПбГУКИ с уча­с­ти­ем ши­ро­ко­го кру­га спе­ци­а­ли­с­тов; «Лет­ние дни дет­ской ли­те­ра­ту­ры в Вы­ри­це», ку­да Ле­нин­град­ская об­ла­ст­ная дет­ская биб­ли­о­те­ка при­гла­ша­ет дет­ских биб­ли­о­те­ка­рей и ис­сле­до­ва­те­лей. Ин­те­рес­ной фор­мой ди­а­ло­га о чте­нии де­тей и дет­ской биб­ли­о­те­ке обе­ща­ет стать «Шко­ла дет­ско­го чте­ния» в Слан­цах, ко­то­рую ЛОДБ от­кры­ва­ет этой осе­нью.

Один из ар­гу­мен­тов — из­ме­нил­ся ста­тус дет­ст­ва, пре­одо­ле­на гра­ни­ца меж­ду взрос­лым и дет­ским ми­ром. Ря­дом с по­ня­ти­ем «взрос­ло­цен­т­ризм» со­су­ще­ст­ву­ет по­ня­тие «де­то­цен­т­ризм». Из­ме­ни­лись со­ци­аль­ные и куль­тур­ные ус­ло­вия раз­ви­тия от­но­ше­ний ре­бен­ка в ми­ре. Дет­ское чте­ние уже не мо­жет быть объ­ек­том ор­га­ни­за­ции, так как это — сфе­ра ду­хов­ной де­я­тель­но­с­ти ре­бен­ка, ос­но­ван­ная на при­ро­де его ин­ди­ви­ду­аль­но­го пра­ва. Оно пе­ре­ста­ет быть дет­ским чте­ни­ем, ес­ли ог­ра­ни­че­на сво­бо­да чи­тать.
Тер­ми­но­ло­ги­че­с­кие по­ис­ки взрос­лых, до­го­ва­ри­ва­ю­щих­ся об уп­рав­ле­нии (ру­ко­вод­ст­ве) дет­ским чте­ни­ем, на наш взгляд, также не­про­дук­тив­ны. Мож­но вы­дви­гать це­ли дет­ско­го чте­ния, ре­шать за­да­чи, при­ду­мы­вать фор­мы и ме­то­ды, ожив­ляя тра­ди­ции ру­ко­вод­ст­ва им, — все это бу­дет ре­про­ду­ци­ро­вать фак­то­ры воз­дей­ст­вия на ре­бен­ка как объ­ект в той об­ла­с­ти его ду­хов­но­го бы­тия, ко­то­рая про­яв­ля­ет на каж­дом эта­пе его раз­ви­тия дет­скую сущ­ность, дет­скую ду­шу.
Ав­тор убеж­ден в не­об­хо­ди­мо­с­ти из­ме­не­ния ста­тус­ных взгля­дов взрос­лых на дет­ское чте­ние в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­ст­ве. Ре­бе­нок в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­ст­ве — не яр­кая ме­та­фо­ра, но ре­аль­ность, оп­ре­де­ля­ю­щая жиз­нен­ные стра­те­гии по­ко­ле­ния. За­кла­ды­ва­ет­ся фун­да­мент эти­че­с­ких ос­нов вза­и­мо­дей­ст­вия с ин­фор­ма­ци­ей, от­вет­ст­вен­ность пре­одо­ле­ния гра­ниц зна­ния и не­зна­ния, не­об­хо­ди­мость по­ис­ка и со­зда­ния но­вой ин­фор­ма­ции о со­дер­жа­нии ми­ра и воз­мож­но­с­тях че­ло­ве­ка. Со­вре­мен­ные де­ти уже вос­при­ни­ма­ют сло­жив­шу­ю­ся три­а­ду «ма­те­рия — энер­гия — ин­фор­ма­ция» как ес­те­ст­вен­ную дан­ность. Но­вое по­ко­ле­ние тво­рит со­вре­мен­ную ре­аль­ность от­но­ше­ний че­ло­ве­ка с со­здан­ным им ин­фор­ма­ци­он­ным про­ст­ран­ст­вом. Лич­ность яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но и субъ­ек­том, и объ­ек­том со­зда­ва­е­мой ею вир­ту­аль­ной ре­аль­но­с­ти, где об­на­ру­жи­ва­ют­ся но­вые фор­мы и уров­ни ее раз­ви­тия. Мы всту­пи­ли в иную эпо­ху ди­а­ло­га че­ло­ве­ка и ми­ра.
Од­на­ко тех­но­ло­ги­че­с­ки раз­но­об­раз­ный (ком­форт­ный) до­ступ к ин­фор­ма­ции и спо­со­бы ее транс­ля­ции сме­ща­ют ак­цен­ты при ее оцен­ке (вы­бо­ре) на ло­ги­че­с­кую, функ­ци­о­наль­ную со­став­ля­ю­щую со­дер­жа­ния. От­чуж­да­ют­ся цен­ность из­бы­точ­но­с­ти, зна­че­ние куль­тур­ной кон­цеп­то­сфе­ры как об­ла­с­ти по­ни­ма­ния ис­то­рии и бу­ду­ще­го ин­фор­ма­ции в ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка. Че­ло­век, преж­де чем от­ра­зить­ся в зер­ка­ле тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры, взгля­дом упи­ра­ет­ся в го­ри­зонт, где пе­ред ним — стре­ми­тель­но ме­ня­ю­щий­ся ка­лей­до­скоп, со­зда­ва­е­мый мно­же­ст­вом зер­кал. За­во­ра­жи­ва­ю­щее зре­ли­ще как про­цесс мо­жет стать са­мо­до­ста­точ­ным. Не­об­хо­ди­ма об­рат­ная пер­спек­ти­ва как вер­ти­каль дви­же­ния над за­дан­ным кем-то го­ри­зон­том, ко­то­рая поз­во­лит че­ло­ве­ку об­на­ру­жить при­ро­ду, смысл, фи­ло­со­фию про­шло­го и бу­ду­ще­го, сущ­ность и про­ис­хож­де­ние на­сто­я­ще­го. Со­вре­мен­ные кон­цеп­ции ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва2 ука­зы­ва­ют на пер­спек­ти­ву рос­та са­мо­со­зна­ния, са­мо­по­зна­ния, са­мо­опре­де­ле­ния че­ло­ве­ка, из­ме­не­ния спо­соб­но­с­тей и ти­пов мы­ш­ле­ния, по­яв­ле­ние но­вых воз­мож­но­с­тей по­зна­ния дей­ст­ви­тель­но­с­ти и се­бя в ней.
Дет­ское чте­ние — про­яв­ле­ние фун­да­мен­таль­ной спо­соб­но­с­ти юно­го субъ­ек­та ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва об­на­ру­жи­вать соб­ст­вен­ную си­с­те­му зер­кал для от­ра­же­ния куль­ту­ры, вос­про­из­вод­ст­ва тра­ди­ций, за­щи­ты и со­хра­не­ния то­го не­пре­мен­но­го про­ст­ран­ст­ва, в ко­то­ром и про­ис­хо­дит ди­а­лог. В дет­ском чте­нии как субъ­ек­тив­ной де­я­тель­но­с­ти ре­бен­ка су­ще­ст­ву­ют уни­каль­ные ре­сур­сы ре­ше­ния про­бле­мы, ко­то­рую И. С. Кон3 пред­став­ля­ет как про­бле­му пре­ем­ст­вен­но­с­ти и об­нов­ле­ния куль­ту­ры, про­бле­му меж­по­ко­лен­че­с­кой транс­мис­сии куль­ту­ры. Дет­ское чте­ние — ин­ст­ру­мент об­ре­те­ния опы­та но­во­го по­ко­ле­ния де­тей в куль­ту­ре, про­яв­ле­ние спо­соб­но­с­ти уви­деть се­бя «со сто­ро­ны». По­доб­ные со­бы­тия — ди­а­лог в куль­ту­ре — ор­га­нич­ны для чи­та­ю­ще­го ре­бен­ка.
«Ини­ци­а­ция» — так на­зва­ла свою гла­ву, по­свя­щен­ную дет­ско­му чте­нию Фран­су­а­за Доль­то.4 Ос­ле­пи­тель­ный про­рыв ре­бен­ка от без­гра­мот­но­с­ти к куль­ту­ре, по Доль­то, — вто­рое рож­де­ние. Пе­ре­ход на но­вый этап об­ре­те­ния чувств и смыс­ла с по­мо­щью гра­фи­че­с­ких сим­во­лов свя­зан со стра­да­ни­я­ми, ра­зо­ча­ро­ва­ни­ем и вос­тор­гом. Чте­ние — не­пре­мен­ное ус­ло­вие вхож­де­ния в куль­ту­ру. Да? Или нет? Из­ме­ни­ло ли при­ро­ду дет­ско­го чте­ния, его цен­ность для раз­ви­тия ре­бен­ка со­вре­мен­ное муль­ти­ме­дий­ное про­ст­ран­ст­во, ко­то­рое де­ти стре­ми­тель­но ос­ва­и­ва­ют с ран­не­го воз­ра­с­та? Что оп­ре­де­ля­ет се­го­дня ста­тус дет­ско­го чте­ния в куль­ту­ре? По­доб­ный круг во­про­сов воз­ни­ка­ет в свя­зи с со­вре­мен­ным кри­зи­сом в от­но­ше­ни­ях взрос­лых к дет­ско­му чте­нию, к чи­та­ю­ще­му ре­бен­ку, к дет­ской ли­те­ра­ту­ре. Се­го­дня взрос­лые на­хо­дят­ся во вла­с­ти сте­рео­ти­па: «де­ти чи­та­ют все мень­ше» и, преж­де все­го, изо­б­ре­та­ют ме­ры воз­дей­ст­вия на де­тей. Долж­на воз­ник­нуть иная по­зи­ция, со­пря­жен­ная с по­ис­ком от­ве­та на во­про­сы: Что де­ла­ют со­вре­мен­ные взрос­лые с со­бой, для то­го, что­бы де­ти чи­та­ли? Ка­ко­вы куль­тур­ные и со­ци­аль­ные мо­де­ли по­кро­ви­тель­ст­ва дет­ской кни­ге и дет­ско­му чте­нию? Как со­здать и со­хра­нить для со­вре­мен­но­го ре­бен­ка книж­ную сре­ду, со­от­вет­ст­ву­ю­щую ус­ло­ви­ям жиз­ни де­тей и под­ро­ст­ков в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­ст­ве?
Не­об­хо­дим ди­а­лог в куль­ту­ре о дет­ском чте­нии. Для раз­ви­тия стра­те­гии под­держ­ки чи­та­ю­ще­го ре­бен­ка сле­ду­ет пред­ло­жить кон­цеп­цию дет­ско­го чте­ния на но­вой ме­то­до­ло­ги­че­с­кой ос­но­ве, это долж­на быть кон­цеп­ция дет­ско­го чте­ния в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­ст­ве.
Дет­ское чте­ние как фе­но­мен тре­бу­ет об­на­ру­же­ния его смыс­ла и со­дер­жа­ния в раз­лич­ных кон­тек­с­тах. По­ня­тие «дет­ское чте­ние» ука­зы­ва­ет на спе­ци­фи­че­с­кую об­ласть де­я­тель­но­с­ти ре­бен­ка, ко­то­рую в этом слу­чае нуж­но рас­смо­т­реть как ор­га­нич­ную часть дет­ской куль­ту­ры. От­но­ше­ние к дет­ско­му чте­нию долж­но фор­ми­ро­вать по­ни­ма­ние при­ро­до­со­об­раз­но­с­ти дан­ной де­я­тель­но­с­ти ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти ре­бен­ка.
Яв­ля­ясь пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния, «дет­ское чте­ние» со­зна­ет­ся как на­уч­ная ка­те­го­рия. «Дет­ское чте­ние» мо­жет быть оп­ре­де­ле­но и как со­во­куп­ность книж­ных ис­точ­ни­ков («Дет­ское чте­ние для серд­ца и ра­зу­ма»), пред­наз­на­чен­ных для де­тей, в дан­ном слу­чае также про­яв­ля­ет­ся сфе­ра твор­че­с­кой и на­уч­ной де­я­тель­но­с­ти. Цель по­доб­но­го рас­суж­де­ния — уг­луб­ле­ние смыс­ла по­ня­тия, «по­ме­щая» его в раз­лич­ные кон­тек­с­ты: фе­но­ме­но­ло­ги­че­с­кий, куль­ту­ро­ло­ги­че­с­кий, со­ци­аль­ный.
Дет­ское чте­ние при по­доб­ном под­хо­де ак­ту­а­ли­зи­ру­ет­ся как яв­ле­ние куль­ту­ры од­но­вре­мен­но и со­зда­ю­щее си­с­те­му вза­и­мо­дей­ст­вия меж­ду людь­ми, и пре­об­ра­зу­ю­щее дан­ную си­с­те­му. Под­держ­ка дет­ско­го чте­ния — под­держ­ка и раз­ви­тие (про-яв­ле­ние) при­ро­ды ре­бен­ка. Об­ра­тим­ся к ее про­яв­ле­ни­ям, до­ка­зы­ва­ю­щим ес­те­ст­вен­ность про­ис­хож­де­ния чи­та­те­ля уже в пе­ри­од ран­не­го дет­ст­ва, ког­да ре­бе­нок об­ра­щен к внеш­не­му ми­ру как сво­е­му про­дол­же­нию и еще не стал «от­дель­ным со­бою» (А. Би­тов). Неж­ность и хруп­кость дет­ской ду­ши обе­ре­га­ет­ся сво­бо­дой раз­ви­тия чувств, ко­то­рые воз­ни­ка­ют как ре­зо­нанс и от ин­то­на­ции об­ра­щен­но­го сло­ва, и от про­яв­лен­но­го в ре­чи рит­ма. К 3–4 го­дам сло­во — уто­лен­ная по­треб­ность в под­тверж­де­нии. М. Цве­та­е­ва точ­но вы­ра­зи­ла дет­скую жаж­ду быть, преж­де все­го, в сло­ве: «Страх и жа­лость (еще гнев, еще то­с­ка, еще за­щи­та) бы­ли глав­ные стра­с­ти мо­е­го дет­ст­ва и там, где им пи­щи не бы­ло — ме­ня не бы­ло».5 Ес­ли чув­ст­ва ре­бен­ка не под­тверж­да­ют­ся сло­вом — его, ре­бен­ка — нет.
Дет­ское чте­ние в ран­нем дет­ст­ве уже су­ще­ст­ву­ет. Вне кни­ги, вне ли­те­ра­ту­ры, оно — в жаж­де ре­бен­ка об­на­ру­жить се­бя че­рез сло­во, в вос­тор­ге со­еди­не­ния со сло­вом, в иг­ре, в эмо­ци­о­наль­ной сво­бо­де. За­рож­да­ет­ся со­бы­тие бу­ду­ще­го чте­ния, при ус­ло­вии, что взрос­лые по­кро­ви­тель­ст­ву­ют бы­тию ре­бен­ка, его чув­ст­вам — сло­вом.
В. В. Зень­ков­ский жизнь ре­бен­ка от 7 до 9 лет на­звал «ге­ро­и­че­с­ким пе­ри­о­дом».6 Вре­мя, ког­да ре­бе­нок об­на­ру­жи­ва­ет мир вне се­бя. При­ро­да да­ет ре­бен­ку сло­во для от­ра­же­ния вну­т­рен­ней ра­бо­ты по на­ла­жи­ва­нию свя­зей с ми­ром, для обу­с­т­рой­ст­ва в нем се­бя ря­дом с дру­ги­ми. Ре­бе­нок спо­со­бен ри­со­вать сло­вом и от­ча­ян­но нуж­да­ет­ся в при­ме­рах, в де­та­лях для соб­ст­вен­ных фан­та­зий. Ху­до­же­ст­вен­ное про­ст­ран­ст­во — ли­те­ра­тур­ный текст — ос­ва­и­ва­ет­ся де­ть­ми для со­зда­ния соб­ст­вен­но­го хро­но­то­па — «вре­ме­ни-про­ст­ран­ст­ва» сво­ей жиз­ни, для уз­на­ва­ния как при­спо­со­бить­ся к ми­ру, ко­то­рый сам по се­бе. Ре­бе­нок в это вре­мя чи­та­ет и слу­ша­ет кни­гу про се­бя. Д. Ро­да­ри на­звал его са­мым бес­ко­ры­ст­ным чи­та­те­лем. В это же вре­мя в дет­ском чте­нии про­ис­хо­дят дра­ма­ти­че­с­кие со­бы­тия. Рож­де­ние чи­та­те­ля, ини­ци­а­ция чте­ни­ем, свя­за­на с из­ме­не­ни­ем про­ст­ран­ст­ва кни­ги, ре­бе­нок за­но­во ос­ва­и­ва­ет спо­соб­ность от­кры­вать его мно­го­мер­ность, пре­одо­ле­вая труд­но­с­ти про­цес­са са­мо­сто­я­тель­но­го чте­ния.
Еще од­на дра­ма — об­на­ру­же­ние за­ви­си­мо­с­ти от взрос­ло­го. Ге­рой рас­ска­за М. Зо­щен­ко «В зо­о­ло­ги­че­с­ком са­ду» вме­с­то раз­гля­ды­ва­ния сло­нов и ти­г­ров, ока­зал­ся за­вя­зан­ным в меш­ке и пры­га­ю­щим сре­ди дру­гих де­тей «на­пе­ре­гон­ки». Боль­шин­ст­во де­тей, не на­сла­див­шись ра­до­с­тью чте­ния, по­па­да­ют в ме­шок за­ви­си­мо­с­ти от взрос­лых, чи­тая. Л. К. Чу­ков­ская в ав­то­био­гра­фи­че­с­кой кни­ге «Па­мя­ти дет­ст­ва»7 мно­же­ст­во стра­ниц по­свя­ти­ла бле­с­тя­щей идее К. И. Чу­ков­ско­го — влю­бить ре­бен­ка 6–8 лет в чте­ние. Со­при­кос­но­ве­ние с ду­шев­ной по­треб­но­с­тью ре­бён­ка в сло­ве («Сча­с­тье, столь ус­лаж­дав­шее нас…»), в зву­ча­нии го­ло­са, от­кры­тие не­срав­нен­ной ра­до­с­ти пе­ре­жи­ва­ния, ду­ше­за­хва­ты­ва­ю­щее по­гру­же­ние в глу­би­ну смыс­ла. Пе­да­го­ги­ка дет­ско­го чте­ния по Чу­ков­ско­му — воз­ве­де­ние ле­ст­ни­цы, ко­то­рая при­во­ди­ла бы рас­ту­ще­го че­ло­ве­ка к «Ев­ге­нию Оне­ги­ну». Воз­раст — на­дёж­ная сту­пень­ка, со­бы­тия вну­т­рен­не­го ми­ра пре­вра­ща­ют чте­ние в ра­до­ст­ное и сво­бод­ное пе­ре­жи­ва­ние.
Ис­то­рия дет­ско­го чте­ния — в рав­ной сте­пе­ни, ис­то­рия от­но­ше­ния к чи­та­ю­ще­му ре­бен­ку — ис­то­рия вза­и­мо­дей­ст­вия де­тей и взрос­лых в куль­ту­ре. Ис­поль­зу­ем в ка­че­ст­ве ар­гу­мен­та све­де­ния, раз­де­лен­ные сто­ле­ти­ем. В 1905 г. уча­щи­е­ся ка­дет­ских кор­пу­сов на ос­но­ве ис­сле­до­ва­ния их чте­ния по­лу­чи­ли сле­ду­ю­щую ха­рак­те­ри­с­ти­ку: чи­та­ют, что­бы от­влечь­ся. Ред­ко со­зна­ют роль чте­ния для са­мо­раз­ви­тия, чи­та­ют без вся­кой си­с­те­мы, что под ру­ку под­вер­нет­ся. Ув­ле­ка­ют­ся буль­вар­ной ли­те­ра­ту­рой. От­но­ше­ние к пи­са­те­лям: ли­бо не по­мнят, ли­бо круг ав­то­ров ог­ра­ни­чен. Низ­кий ли­те­ра­тур­ный вкус, ин­те­ре­су­ют­ся фа­бу­лой, про­гля­ды­ва­ют мыс­ли ав­то­ра.8
Пе­рей­дем на сто­ро­ну ре­бен­ка спу­с­тя век. Что про­изо­ш­ло в дет­ском чте­нии за сто лет? Се­то­ва­ния на чте­ние де­тей се­го­дня — яв­ле­ние ба­наль­ное. Ни­че­го но­во­го взрос­лые за сто­ле­тие не уз­на­ли? За­то, по­ла­га­ем, как и преж­де, ког­да ре­бе­нок сво­бо­ден в чте­нии, он ве­рен се­бе, сво­ей при­ро­де: «Здрав­ст­вуй, до­ро­гой пи­са­тель! Я бы­ла в Санкт-Пе­тер­бур­ге и очень хо­те­ла встре­тить хоть од­но­го пи­са­те­ля. Я хо­ди­ла на ры­нок, во вся­кие ма­га­зи­ны, хо­ди­ла по ули­цам. Где Вы со­чи­ня­е­те кни­ги? Вы са­ми при­ду­мы­ва­е­те или Вам по­мо­га­ют де­ти? Ведь Вы дет­ский пи­са­тель. А я не пред­став­ляю, ка­кой пи­са­тель на са­мом де­ле. У Вас шарф или длин­ные во­ло­сы. Чем Вы от­ли­ча­е­тесь от дру­гих лю­дей? На­вер­но, Вы за­дум­чи­вый, хо­ди­те по ули­це и при­ду­мы­ва­е­те книж­ки. Мо­жет быть, я ког­да-ни­будь встре­чу Вас» (д., 8 лет). «Кни­ги Ма­рии Се­ме­но­вой я бы на­звал со­кро­ви­щем. Ма­рия Се­ме­но­ва от­кры­ла для ме­ня мир (мир ис­то­рии, куль­ту­ры, пси­хо­ло­гии, ве­ро­ва­ний че­ло­ве­че­ст­ва). О ее кни­гах я бы хо­тел го­во­рить бес­ко­неч­но…» (м., 14 лет). «Эта по­весть Е. Му­ра­шо­вой ожив­ля­ет все че­ло­веч­ное в те­бе, а так­же не­на­висть к не­спра­вед­ли­во­с­ти. За­кан­чи­вая чи­тать ее, я пла­ка­ла вме­с­те с ге­ро­и­ней от бес­си­лия и же­с­то­ко­с­ти это­го ми­ра» (д., 15 лет). «Про­чи­тав эти строч­ки, я пред­ста­ви­ла се­бя на ме­с­те ге­роя, и мне бы то­же ста­ло страш­но в ноч­ной, ок­ру­жав­шей ме­ня дым­ке. И по­это­му я по­ни­маю ге­роя, по­ни­маю его со­сто­я­ние. Я то­же ча­с­то смо­т­рю на об­ла­ка и ви­жу раз­ные при­чуд­ли­вые кар­тин­ки. То это ку­сок ва­ты, в об­ра­зе ка­ко­го-ни­будь жи­вот­но­го, то это не­о­быч­ная фи­гу­ра, на­по­ми­на­ю­щая тот или иной пред­мет. Но ког­да об­ла­ков мно­же­ст­во, то это про­сто ”ват­ная сказ­ка”!» (д., 10 лет). «Эту то­нень­кую книж­ку в во­семь­де­сят стра­ниц я про­чи­та­ла зал­пом, сме­я­лась до упа­да. Я чи­та­ла ее не­сколь­ко раз, про се­бя, вслух, ма­ме, по­том сно­ва про се­бя, а не­ко­то­рые ме­с­та да­же знаю на­и­зусть… Чи­тать ее хо­чет­ся сно­ва и сно­ва, осо­бен­но, ког­да не хо­чет­ся де­лать уро­ки» (д., 11 лет).9
Рас­смо­т­рим по­след­ст­вия для куль­ту­ры, ес­ли в ней бу­дет ут­ра­че­но дет­ское чте­ние в от­ро­че­ст­ве. Эту фи­гу­ру ре­чи мы до­пу­с­ка­ем толь­ко для то­го, что­бы под­черк­нуть по­след­ст­вия на­стой­чи­во­с­ти взрос­лых в про­еци­ро­ва­нии сво­е­го опы­та и сво­их пред­став­ле­ний на мир со­вре­мен­ных де­тей.
Что бы про­изо­ш­ло, ес­ли бы под­ро­ст­ки пе­ре­ста­ли чи­тать? Как от­ра­зи­лось бы это на на­шем взрос­лом ми­ре, здесь и сей­час? Что ут­ра­ти­ли бы мы, взрос­лые, в сво­ем про­ст­ран­ст­ве? Ес­ли го­во­рить че­ст­но — мы ока­жем­ся без­за­щит­ны­ми, бу­дет по­те­ря­на ре­зо­нанс­ная сре­да на­ших са­мо­ощу­ще­ний. Под­ро­с­ток — «эк­ран», ку­да мы про­еци­ру­ем пред­став­ле­ния о сво­их до­сти­же­ни­ях, не за­ду­мы­ва­ясь над тем, что «эк­ра­ни­за­ция» взрос­лых ам­би­ций, за­мыс­лов о бу­ду­щем, тре­бу­ет от под­ро­ст­ка гро­мад­ных уси­лий по пре­об­ра­зо­ва­нию изо­б­ра­же­ния, со­хра­не­ния его яр­ко­с­ти и до­сто­вер­но­с­ти. Под­ро­с­ток не­об­хо­дим взрос­ло­му для соб­ст­вен­но­го от­ли­чия, что­бы под­твер­дить се­бя, уви­деть пер­спек­ти­ву. Он об­ре­чен и вдох­нов­лен на дви­же­ние, на не­со­гла­сие с тем, что уже бы­ло и ста­ло, по­это­му об­ла­да­ет чув­ст­ва­ми со­раз­мер­но­с­ти, це­ло­ст­но­с­ти и про­ни­ца­тель­но­с­ти. Мис­сия под­ро­ст­ка — со­зда­вать и ос­ва­и­вать но­вое вре­мя и про­ст­ран­ст­во. Го­то­вы ли взрос­лые при­нять его та­ким? Под­ро­с­ток — сви­де­тель и уг­ро­за дня се­го­дняш­не­го, он — тре­во­га и вос­торг об­нов­ле­ния.
При­ро­да лич­но­с­ти в дет­ст­ве и от­ро­че­ст­ве тре­бу­ет смыс­ло­вой и ду­хов­ной сфе­ры раз­ви­тия. По­иск и со­зи­да­ние внеш­не­го и вну­т­рен­не­го «об­ра­за-Я», раз­ви­тие «Я-кон­цеп­ции», про­цес­сы иден­ти­фи­ка­ции — де­я­тель­ность, ос­но­ван­ная на ин­тен­сив­ном ос­во­е­нии и пре­об­ра­зо­ва­нии ин­фор­ма­ции о се­бе, о ми­ре, о воз­мож­но­с­тях со­зда­ния сво­е­го про­ст­ран­ст­ва. В дет­ст­ве лич­ность изо­б­ре­та­ет фор­му бы­тия в ми­ре.
Куль­ту­ра для под­ро­ст­ка ста­но­вит­ся ор­га­нич­ной сре­дой оз­на­че­ния и про­яв­ле­ния его соб­ст­вен­но­го «Я». О. Ман­дель­ш­там го­во­рил о куль­ту­ре как о при­гла­ша­ю­щей си­ле. Мы и на­ши под­ро­ст­ки воль­ны при­нять или от­верг­нуть вы­зов куль­ту­ры. Под­ро­с­ток сам ре­ша­ет со­зда­вать или не со­зда­вать со­бы­тие в куль­ту­ре. Его глав­ный мо­тив де­я­тель­но­с­ти в куль­ту­ре — об­на­ру­же­ние се­бя, сво­их соб­ст­вен­ных смыс­лов в си­с­те­ме сим­во­лов и об­ра­зов.
От­ро­че­ст­во тре­бу­ет ре­аль­но­с­ти пе­ре­жи­ва­ний в по­ис­ке мо­де­лей воз­мож­но­го бу­ду­ще­го. «От­ро­че­с­кое про­ек­ти­ро­ва­ние» (Ф. Доль­то) со­пря­же­но с ус­т­рем­лен­но­с­тью к иде­аль­но­му «Я». По­доб­ный ду­хов­ный про­цесс мож­но обо­зна­чить сле­ду­ю­щим ал­го­рит­мом со­бы­тий: Оди­но­че­ст­во в про­бле­ме, — По­иск и об­ре­те­ние со­бе­сед­ни­ка, — Ди­а­лог, — От­кры­тие «Я» и «Ты» в ди­а­ло­ге, — Воз­вра­ще­ние к «Я», — Рож­де­ние но­вой идеи.
Вклю­че­ние в про­ст­ран­ст­во лич­но­ст­но­го дви­же­ния ду­хов­но­го опы­та — по­сту­пок от­кры­тия дру­го­му сво­ей но­вой идеи. От­ро­че­с­кое чте­ние — по­иск мо­де­лей же­ла­е­мой ре­аль­но­с­ти. За­мы­сел под­ро­ст­ка по­ме­ща­ет­ся в не­об­хо­ди­мый ему кон­тент, ис­сле­ду­ют­ся воз­мож­но­с­ти вза­и­мо­дей­ст­вия ре­бен­ка с ми­ром че­рез сло­во и об­раз. Ре­а­ли­зу­ет­ся его по­треб­ность вы­ра­же­ния се­бя, уз­на­ва­ния се­бя. Дет­ское чте­ние — это воз­мож­ность и ре­аль­ность ди­а­ло­га. Мы в дан­ном слу­чае пред­по­ла­га­ем ди­а­лог в его под­лин­но­с­ти — «Ди­а­лог со­гла­сия».
Чте­ние да­ет воз­мож­ность ре­бен­ку ак­ту­а­ли­зи­ро­вать свои по­треб­но­с­ти и спо­соб­но­с­ти в ди­а­ло­ги­че­с­ком су­ще­ст­во­ва­нии. Здесь мы мо­жем со­слать­ся на «три из­ме­ре­ния» (В. Биб­лер), три со­став­ля­ю­щие ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния:
• транс­ля­ция ав­тор­ской по­зи­ции;
• ис­пол­не­ние и до­пол­не­ние ее чи­та­те­лем, плоть про­из­ве­де­ния;
• яв­ле­ние «ми­ра впер­вые», воз­ни­ка­ю­ще­го за­но­во в на­пря­же­нии об­ще­ния.
От­ро­че­с­кое чте­ние вклю­ча­ет ре­бен­ка в дан­ную си­с­те­му как сфе­ру ди­а­ло­га, под­ро­с­ток в чте­нии про­яв­ля­ет со­во­куп­ность воз­мож­но­с­тей сво­ей ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти для пер­спек­тив по­сти­же­ния ми­ра, пе­ре­жи­ва­ет вдох­но­ве­ние ди­а­ло­ги­че­с­ко­го со­гла­сия.
От­вет­ст­вен­ность — чув­ст­во тож­де­ст­вен­но­с­ти и це­ло­ст­но­с­ти — транс­це­ден­ция — сво­бо­да. По­треб­ность в по­доб­ной струк­ту­ре эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния оп­рав­ды­ва­ет для под­ро­ст­ка не­об­хо­ди­мость чте­ния чу­жо­го тек­с­та. Пе­ре­жи­ва­ние этих со­сто­я­ний ду­ха и есть ра­дость уз­на­ва­ния сво­е­го об­ра­за. Текст яв­ля­ет­ся «зер­ка­лом», раз­мер ко­то­ро­го в про­ст­ран­ст­ве куль­ту­ры из­бран са­мим под­ро­ст­ком. Рас­смо­т­рим в свя­зи с этим зна­че­ние дет­ской ли­те­ра­ту­ры не толь­ко как ор­га­нич­ной ча­с­ти ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, но и как сфе­ры куль­ту­ры.
Со­вре­мен­ная дет­ская ли­те­ра­ту­ра вы­пол­ня­ет в об­ще­ст­ве мис­сию под­держ­ки и пред­став­ле­ния опы­та но­во­го по­ко­ле­ния де­тей куль­ту­ре. Кон­тент ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния про­яв­ля­ет за­мы­сел под­ро­ст­ков о сво­ем иде­аль­ном «Я». В дан­ной си­ту­а­ции оче­вид­но про­яв­ле­ние «спо­соб­но­с­ти» про­ст­ран­ст­ва дет­ской кни­ги от­крыть об­раз че­ло­ве­ка, у ко­то­ро­го есть же­ла­ние уви­деть се­бя «со сто­ро­ны». Дет­скую ли­те­ра­ту­ру мож­но рас­сма­т­ри­вать и как ин­ст­ру­мент адап­та­ции ре­бен­ка в ок­ру­жа­ю­щем ми­ре, и как ин­ст­ру­мент при­спо­соб­ле­ния ми­ра к ре­бен­ку. Нам ка­жет­ся, пра­во­мер­ным вве­де­ние по­ня­тия «про­ст­ран­ст­во дет­ской ли­те­ра­ту­ры». Вос­поль­зу­ем­ся оп­ре­де­ле­ни­ем, дан­ным П. Фло­рен­ским: «Про­ст­ран­ст­во — не од­но толь­ко рав­но­мер­ное бес­ст­рук­тур­ное ме­с­то, не про­стая гра­фа, а са­мо — сво­е­об­раз­ная ре­аль­ность, на­ск­возь ор­га­ни­зо­ван­ная, име­ю­щая вну­т­рен­нюю упо­ря­до­чен­ность и стро­е­ние».10
Про­ст­ран­ст­во дет­ской ли­те­ра­ту­ры — ре­аль­ность фун­да­мен­таль­ной куль­ту­ры, хра­ня­ща­я­ся для но­во­го по­ко­ле­ния в книж­ных и эле­к­трон­ных из­да­ни­ях. Эпи­зод или си­с­те­ма вза­и­мо­дей­ст­вия с дан­ной ре­аль­но­с­тью со­зда­ет сфе­ры для ре­про­дук­тив­ной или твор­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти де­тей в куль­ту­ре. Вну­т­рен­няя упо­ря­до­чен­ность и стро­е­ние про­ст­ран­ст­ва дет­ской ли­те­ра­ту­ры про­яв­ля­ет­ся в та­ком ин­сти­ту­те, как дет­ская биб­ли­о­те­ка. Дет­ская ли­те­ра­ту­ра по­зи­ци­о­ни­ру­ет ре­бен­ка в куль­ту­ре, об­на­ру­жи­ва­ет его ста­тус как дей­ст­ву­ю­ще­го ли­ца куль­ту­ры.
Дет­ская биб­ли­о­те­ка и дет­ская ли­те­ра­ту­ра11 яв­ля­ют­ся од­но­вре­мен­но про­ст­ран­ст­вом «меж­ду» ре­бен­ком и куль­ту­рой, обес­пе­чи­ва­ю­щим их вза­и­мо­дей­ст­вие. Про­ст­ран­ст­вом, ак­ку­му­ли­ру­ю­щим по­след­ст­вия де­я­тель­но­с­ти ре­бен­ка в куль­ту­ре. Про­ст­ран­ст­вом, предъ­яв­ля­ю­щим ре­бен­ку его цен­ность как де­я­те­ля куль­ту­ры в про­цес­се ге­не­ри­ро­ва­ния идей о се­бе, про­ду­ци­ро­ва­ния смыс­лов.
Из­ме­ни­лись ус­ло­вия вза­и­мо­дей­ст­вия ре­бен­ка с куль­ту­рой и ус­ло­вия ее вос­при­я­тия, оче­ви­ден дра­ма­тизм со­су­ще­ст­во­ва­ния раз­ных ти­пов куль­тур, ко­то­рый ре­бе­нок смяг­ча­ет сво­им твор­че­ст­вом со-бы­тия, опы­том дет­ско­го син­те­за ми­ра. Дет­ская ли­те­ра­ту­ра зна­чи­ма осо­бен­но­с­тью по­ло­же­ния, рас­по­ло­же­ния на гра­ни­це раз­ных ти­пов куль­тур. По­доб­ная «ге­о­гра­фия» пре­до­пре­де­ле­на не толь­ко иде­о­ло­ги­ей дет­ской ли­те­ра­ту­ры, но и при­ро­дой ре­бен­ка чи­та­ю­ще­го. П. Фло­рен­ский пи­шет: «Дет­ское мы­ш­ле­ние — это не сла­бое мы­ш­ле­ние, а осо­бый тип мы­ш­ле­ния, и при­том мо­гу­щий иметь ка­кие угод­но сте­пе­ни со­вер­шен­ст­ва…»10
Дет­ская ли­те­ра­ту­ра как от­кры­тая и пла­с­тич­ная си­с­те­ма поз­во­ля­ет об­на­ру­жи­вать со­вре­мен­но­му ре­бен­ку «точ­ки» пе­ре­хо­да, пе­ре­те­ка­ния, со­су­ще­ст­во­ва­ния и кон­флик­та меж­ду куль­ту­ра­ми и их субъ­ек­та­ми. Ре­бе­нок, чи­та­ю­щий и не­чи­та­ю­щий, в про­ст­ран­ст­ве дет­ской ли­те­ра­ту­ры пе­ре­жи­ва­ет опы­ты ди­а­ло­га в куль­ту­ре. У П. Фло­рен­ско­го есть вы­ра­же­ние: «жиз­не­по­ни­ма­ние, со­от­вет­ст­ву­ю­щее сти­лю иных эпох». Де­ти не толь­ко вос­про­из­во­дят куль­ту­ру в её тра­ди­ци­он­ных цен­но­с­тях, но и пред­став­ля­ют но­вые смыс­лы, про­ду­ци­ру­ют но­вые идеи. Воз­ни­ка­ет про­бле­ма со­от­вет­ст­вия — сти­лю иных эпох — про­бле­ма при­ня­тия от­вет­ст­вен­но­с­ти за по­след­ст­вия раз­ре­ше­ния си­ту­а­ции меж­по­ко­лен­че­с­кой оп­по­зи­ции.
Раз­ви­тие со­вре­мен­но­го ре­бен­ка про­хо­дит, по­ми­мо всех про­чих, че­рез ис­пы­та­ние на до­ве­рие к сло­ву. Мы ве­дем речь о не­об­хо­ди­мо­с­ти пе­ре­жи­ва­ния со­вре­мен­ным ре­бен­ком ре­а­лий сво­е­го от­но­ше­ния к сло­ву в тра­ди­ци­он­ной и эле­к­трон­ной сре­де,12 со­зна­ния им са­мо­цен­но­с­ти об­на­ру­же­ния в сло­ве смыс­лов и об­ра­зов куль­тур­но­го ко­да для ди­а­ло­га меж­ду по­ко­ле­ни­я­ми.
Все ча­ще взрос­лые се­ту­ют на то, что под­ро­ст­ки пред­по­чи­та­ют пло­с­кость эк­ра­на. Дет­ский за­ты­лок, ко­то­рый мы ви­дим пе­ред со­бой — сим­вол раз­ру­шен­но­го об­ще­ния меж­ду де­ть­ми и взрос­лы­ми. Про­ис­хо­дит оцен­ка ре­сур­сов взрос­ло­го ми­ра, ис­пы­та­ние их спо­соб­но­с­ти к ди­а­ло­гу с иным по­ко­ле­ни­ем де­тей в куль­ту­ре но­во­го сто­ле­тия.
Ка­кую ин­фра­ст­рук­ту­ру для под­держ­ки дет­ско­го чте­ния со­зда­ет со­вре­мен­ный взрос­лый? Ре­зер­ва­цию, в ко­то­рой стре­мит­ся за­щи­тить и ре­про­ду­ци­ро­вать для но­во­го по­ко­ле­ния чи­та­те­лей толь­ко соб­ст­вен­ный опыт? Или от­кры­тую, пла­с­тич­ную, ин­но­ва­ци­он­ную сре­ду, со­хра­ня­ю­щую ре­бен­ку це­ло­ст­ное про­ст­ран­ст­во для бы­тия в куль­ту­ре?

Людмила Валентиновна Степанова, старший преподаватель СПбГУКИ, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки

1 Вайль П. 60-е. Мир со­вет­ско­го че­ло­ве­ка / Петр Вайль, Алек­сандр Ге­нис. // М.: Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. — 2001. — С. 115–116.
2 Ин­фор­ма­ция и ком­му­ни­ка­ция в раз­ви­тии че­ло­ве­ка и ос­мыс­ле­ния им се­бя в со­ци­аль­ной эво­лю­ции / От ред­колл. // Мир пси­хо­ло­гии. — 2000. — №2. — С. 7.
3 Кон И. С. Воз­ра­ст­ной сим­во­лизм и об­ра­зы дет­ст­ва. // Кон И. С. Со­ци­о­ло­ги­че­с­кая пси­хо­ло­гия. / И. С. Кон — М.: — Во­ро­неж, 1999. — С. 422.
4 Доль­то Ф. На сто­ро­не ре­бен­ка. /Фран­су­а­за Доль­то — СПб., М., 1997. — С. 181.
5 Цве­та­е­ва М. Гос­по­дин мой — Вре­мя / Ма­ри­на Цве­та­е­ва. — М.: Ва­г­ри­ус, 2000. — С. 69.
6 Зень­ков­ский В. В. Пси­хо­ло­гия дет­ст­ва / В. В. Зень­ков­ский. — Ека­те­рин­бург: — Де­ло­вая кни­га, 1995. — С. 123.
7 Чу­ков­ская Л. К. Па­мя­ти дет­ст­ва: Вос­по­ми­на­ния о Кор­нее Чу­ков­ском / Ли­дия Чу­ков­ская. — СПб.: ЛИМ­БУС-ПРЕСС, 2002. — С. 206.
8 Жи­то­ми­ро­ва Н. Н. Чи­та­тель­ские за­про­сы и круг чте­ния уча­щих­ся сред­ней шко­лы в пред­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии: Ко­нец 19 и на­ча­ло 20 ве­ка / Н. Н. Жи­то­ми­ро­ва // Ис­то­рия рус­ско­го чи­та­те­ля: Тру­ды. — Т. ХХV. — Вып. 2 — Л., 1976. — С. 67–82.
9 Здесь при­ве­де­ны фраг­мен­ты пи­сем, от­зы­вов на кни­ги де­тей и под­ро­ст­ков — уча­ст­ни­ков про­грамм Ле­нин­град­ской об­ла­ст­ной дет­ской биб­ли­о­те­ки и дет­ских биб­ли­о­тек Ле­нин­град­ской об­ла­с­ти. «Кни­ги Дет­ст­ва или Пе­тер­бург­ская дет­ская кни­га в ХХI ве­ке» — дол­го­сроч­ная ре­ги­о­наль­ная про­грам­ма, объ­е­ди­ня­ю­щая де­тей и взрос­лых во­круг дет­ской биб­ли­о­те­ки для дей­ст­вия по за­щи­те и под­держ­ке пра­ва со­вре­мен­но­го ре­бен­ка на чте­ние. Уча­ст­ни­ки про­ек­та «Вре­мя чи­тать» — дет­ские биб­ли­о­те­ки — на ос­но­ве ин­но­ва­ци­он­ной де­я­тель­но­с­ти раз­ви­ва­ют свою ин­фра­ст­рук­ту­ру и осу­ще­ств­ля­ют пуб­лич­ные ак­ции под­держ­ки чте­ния, де­мон­ст­ри­руя эф­фек­тив­ность вза­и­мо­дей­ст­вия взрос­лых и де­тей за пре­де­ла­ми биб­ли­о­те­ки, в но­вых со­дер­жа­тель­ных и струк­тур­ных об­ра­зо­ва­ни­ях. Со­зда­ют­ся Цен­т­ры дет­ской книж­ной куль­ту­ры. Про­ект «Стра­на де­тей» на­прав­лен на ис­сле­до­ва­ние дет­ской суб­куль­ту­ры и дет­ско­го чте­ния дет­ским биб­ли­о­те­ка­рем. http://www.deti.spb.ru.
10 Фло­рен­ский П. Об­рат­ная пер­спек­ти­ва / Па­вел Фло­рен­ский // Фло­рен­ский П. Из­бран­ные тру­ды по ис­кус­ст­ву. — М.: Изо­б­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во, 1991. — С. 68.
11 Сте­па­но­ва Л. В. CD как ор­га­нич­ный ре­сурс со­хра­не­ния и со­зда­ния но­вой ин­фор­ма­ции в дет­ской биб­ли­о­те­ке. (Опыт со­зда­ния эн­цик­ло­пе­дии твор­че­ст­ва Р. По­го­ди­на). /Л. В. Сте­па­но­ва //Де­ти, Ком­пью­тер и Дет­ская биб­ли­о­те­ка: Сб. ст. и до­кла­дов ве­ду­щих спе­ци­а­ли­с­тов ЛОДБ. Вып. 2 / Сост. Т. Н. Тре­ть­я­ко­ва; ЛОДБ. — СПб., 2002. — С. 64–71.
12 Сте­па­но­ва Л. В. Дет­ская биб­ли­о­те­ка для со­вре­мен­но­го ре­бен­ка. При­ро­да со­от­вет­ст­вия в ус­ло­ви­ях ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва /Л. В. Сте­па­но­ва // Ста­тус дет­ской биб­ли­о­те­ки в ин­фор­ма­ти­за­ции от­рас­ли куль­ту­ры. По­ста­нов­ка и прак­ти­ка ре­ше­ния про­бле­мы: Ма­те­ри­а­лы Всеросс. на­уч.-практ. конф. (Санкт-Пе­тер­бург, 23–25 но­я­б­ря 2002 г.) /Сост. Л. В. Сте­па­но­ва, Е. В. Стрел­ко­ва: Ле­нин­град­ская обл. дет. б-ка. — СПб., 2002. — С. 16–26. 188 — В со­держ.: Эле­к­трон­ное при­лож. «Эле­к­трон­ные ре­сур­сы кон­фе­рен­ции». — На обл. загл.: Со­вре­мен­ный биб­ли­о­теч­ный мир. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия для де­тей.