Социальная сфера
Особое место в системе управления культурой в целом, отдельными её отраслями и конкретными учреждениями занимает социокультурное проектирование.
Социокультурное проектирование — технология, представляющая собой креативную и практико-конструктивную деятельность, в её основе лежит анализ проблем в окружающем социуме и выяснение причин их возникновения, выработка целей и задач, решение которых позволит достичь желаемого состояния объекта, разработка путей и средств достижения поставленных целей.
В библиотечной деятельности участвуют, с одной стороны, большая армия сотрудников-библиотекарей, с другой — отдельные личности: читатели, посетители библиотек, потребители библиотечных услуг. У тех и других благодаря участию в совместной социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется мотивация, меняются суждения и взгляды. Характер их взаимоотношений достаточно сложен, но определяется он прежде всего содержанием протекающего культурного процесса. Наиболее востребованным сегодня культурным процессом, в котором пересекаются интересы всех сторон, является именно социокультурное проектирование. Создание проекта, в котором могут участвовать все стороны, его продвижение, реализация, попытка получения гранта — огромное поле для эффективного взаимодействия и решения основополагающих задач социокультурной деятельности библиотек.
Социокультурный проект — проект, направленный на решение социальной проблемы средствами культуры. К сожалению, значительное число проводимых библиотеками проектов — это «мероприятия», осуществление одного конкретного действия. Зачастую они не ориентированы на изменение социальной ситуации, корректировку профессиональной деятельности и существуют как пиар-проекты, а не механизмы трансформации социальной действительности. Справедливости ради надо сказать, что причина этого не только в действиях библиотекарей, но и в политике грантодателей, которые чаще всего принимают к финансированию проекты по организации отдельных мероприятий: фестивалей, конкурсов, конференций, выставок — их легче отследить, они понятны, они привычны…
Для значительной части российских библиотек проектное мышление пока остаётся скорее новацией, нежели повседневной практикой управления собственной деятельностью, при этом сотрудниками библиотек накоплен значительный эмпирический материал, есть примеры успешных проектов, но есть и огромная потребность в обобщённом осмыслении технологий создания проекта, его продвижения, проблемы документального оформления проекта. Это подтверждает большое число существующих курсов, тренингов и семинаров, обучающих проектному мышлению.
Практика показывает, что наиболее востребованными являются:
• удалённый (дистанционный) способ передачи информации;
• внедрение типовых (тиражируемых) алгоритмов действий — пошаговых инструкций, шаблонов, примеров, схем.
Екатерина Борисовна Дударева, заведующая Учебным центром послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов ФГБУ «Российская государственная библиотека», кандидат педагогических наук, Москва
Татьяна Викторовна Козлова, заместитель директора Фонда поддержки культурно-образовательных программ «Содействие», кандидат культурологии, Москва

