Сия библиотека строилась для украшения Отечества.
Юношам — привлечение, старцам — пособие,
праздным — зрелище, занятым — забава,
учащимся — упражнение
В пригласительном билете на торжественное открытие (1814) первой в России Публичной императорской библиотеки, текст которого вынесен в эпиграф, наши предшественники определили миссию библиотеки на все времена. В современном меняющемся мире интерес к истории поддерживается тем, что человек и общество пытаются найти точку опоры и находят её в культуре. Именно она свидетельствует о долговечности общества и его устоев.
Осознание библиотекой своих корней помогает вписаться в новую реальность, утвердиться, показать, насколько интересна и значительна её история, какие люди посвящали ей свои жизни.
Изучая историю, мы хотим понять, каким образом современные проблемы связаны с прошлым, найти пути решения того, что сегодня считаем главными задачами библиотек.
Собрания текстов, а позже книг — на камне, папирусе и бересте, шёлке и бумаге — древние, как сама цивилизация. Александрийскую библиотеку в Египте весь мир помнит как одно из чудес света.
Знание истории библиотек помогает людям понять простую истину — библиотеки существуют так давно, что нет необходимости на каждом витке нашей истории доказывать её необходимость и право на финансирование.
Кроме того, внимательный читатель заметит, что ни одно учреждение так не связано с историей своей страны, как библиотека, живо реагирующая на все изменения политического, экономического, философского характера, отражающая через свои фонды всё многообразие жизни.
Суть библиотеки не меняется; во все времена она нужна и востребована как центр культуры и просвещения (добавим: информации). Следует, однако, помнить, что современная библиотека — наиболее сложное изо всех учреждений культуры и, чтобы ею эффективно пользоваться, необходимо овладеть определёнными умениями и навыками.
Библиотека — хранилище земной мудрости, где каждый может осознать своё родство с миром человеческой культуры.
Библиотеки на практике подтверждают веру демократического общества в образование, как процесс самоусовершенствования, продолжающийся в течение всей жизни, и в ценность достижений человечества в области науки и культуры. Они предоставляют каждому равные возможности для получения образования, повышения квалификации и проведения досуга, снижая тем самым социальную напряжённость в обществе и внося стабилизирующее начало. Библиотека не решает социальных проблем, но может способствовать достижению более справедливого и разумного общества.
Через призму библиотеки общество раскрывается с неожиданных сторон, очень редких и выразительных. Надо только научиться смотреть.
Вера Михайловна Лащевская (1936–2009 гг.), заслуженный работник культуры РФ, ветеран труда Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Фёдорова
Ольга Леонтьевна Беспалова, заслуженный учитель РФ, преподаватель библиотечных дисциплин ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»
Елена Сергеевна Ховятская, заведующая отделом прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Фёдорова

