Дресс-код в библиотеке? Правила корпоративного этикета

— Ну, и что ты об этом скажешь? — спросил заместитель директора Палмгейтской публичной библиотеки Энид Лэннинг, указывая на проект дресс-кода для сотрудников библиотеки, который он подготовил по поручению директора Гейл Роос.
— Ты это всерьёз писал? — глава справочной службы библиотеки Дорис Вайнеке и не пыталась скрыть насмешку.
Добродушное выражение исчезло с лица Лэннинга. — Разумеется, всерьёз. Что тут смешного?
— Я тебя умоляю… «Никаких комбинезонов, бейсболок, маек с надписями или изображениями рок-групп… Женщинам следует носить бюстгальтеры». Что за ерунда?
Человеку постороннему могло показаться, что это неподобающая манера разговаривать с начальством, но Вайнеке и Лэннинг так общались между собой тогда — и только тогда, когда были наедине. Они дружили много лет и уважали друг друга.
— Ну ладно, интеллектуалка ты наша, — пробурчал Лэннинг, — Что ты предлагаешь?
— А мне сделанную за тебя работу никто не оплатит! — ухмыльнулась Вайнеке. — Но хочешь, я тебе одну умную вещь скажу? Я не думаю, что введение дресс-кода юридически обосновано.
И вообще, приказом тут дело не решишь. Нравится нам это или нет, но молодёжь сегодня так одевается, и нужно просто к этому привыкнуть. «Рэперский прикид» просто означает для них принадлежность к модному стилю, как джинсы или часы «Роллекс» для другого поколения. Совершенно невозможно это запретить. Так что: «Расслабься бэби — хип-хоп рулит!»
— Положим, в этой библиотеке он рулить не будет, раз уж некоторым людям это не нравится. Мне поручили разработать дресс-код, запрещающий вещи, которые раздражают сотрудников и даже читателей. Я поручение выполнил. Посмотрим, что скажет Гейл.
Проблема с одеждой возникла, когда в отдел МБА поступил на работу старшеклассник Брайан Дековен. В штате отдела два сотрудника: заведующая Кора Джедвайн и её помощница. В связи с большим объёмом работы в отдел взяли на неполный рабочий день трёх старшеклассников. Примерно через две недели после начала своей работы Брайан пришёл на службу в бейсболке, повернутой козырьком назад (бейсболку он не снимал), в комбинезоне с одной лямкой намеренно спущенной, в майке с надписью «Дом престарелых Эйба Старка» и в чёрных кожаных кроссовках. Постоянные сотрудники не сказали ни слова, а вот другие школьники пришли в восторг. На следующий день они тоже пришли в библиотеку, прикинутые по последней хип-хоповской моде. Серьги в ушах, рваные джинсы, незашнурованные кроссовки, из которых высовывались языки — как будто они умирали от жажды. Девушка явилась в огромной шляпе, мешкообразном хитоне, специально разорванном и запачканном и с таким обилием косметики, что хотелось немедленно соскоблить её шпателем.
И снова никто ничего не сказал этой троице, так что они продолжали свой парад. Постепенно другие сотрудники начали жаловаться своему руководству. Штатную помощницу Джедвайн особенно доставал новый пейзаж: она не хотела сидеть в одной маленькой комнате с такими страшилищами. Джедвайн, у которой были дети такого же возраста, проявляла больше снисходительности, хотя, по правде сказать, ситуация стала её беспокоить. Между тем вскоре и молодёжь из других отделов начала присоединяться к экспериментам в одежде. Стали жаловаться не только сотрудники, но и некоторые читатели, дошло и до членов Библиотечного Совета.
Гэйл Роос, директор библиотеки, обычно действовала быстро и решительно. Но на этот раз ей пришлось признаться себе, что она не знает, как поступить. Поговорив с заместителем и начальниками отделов, директор попросила Лэннинга разработать дресс-код для сотрудников библиотеки. И самое время было об этом задуматься: один из членов Библиотечного Совета заявил, что на ближайшем заседании он поставит вопрос о внешнем виде сотрудников. «Некоторые молодые люди выглядят так, будто они автомобили угоняют, а не книжки на стеллажах расставляют», — сказал он с выражением.
Лэннинг начал с того, что посмотрел литературу о дресс-кодах и удивился, как мало написано на эту тему в связи с библиотеками. Впрочем, в одной статье было сказано, что «сотрудники библиотеки должны всегда одеваться и вести себя в соответствии с их возрастом, должностью, выполняемой работой и другими релевантными обстоятельствами». Следовало важное добавление: «в случае сомнений проконсультируйтесь с руководством». Не слишком ценная информация, заключил Лэннинг.
Другой автор писал, что «сотрудники библиотеки должны быть аккуратно одеты в одежду, соответствующую их работе. Администрация постановила, что неприемлемы следующие формы одежды: платья с открытыми плечами, джинсы, шорты, кюлоты, сандалии. Обязательно следует носить чулки или носки». Ну, это давало хоть какие-то ориентиры.
А вот о дресс-кодах в других организациях удалось найти кое-что интересное.
В сети отелей Марриот, например, запрещены «экстремальные стили одежды». Там уволили сотрудницу из-за неподобающей прически. Женщина обратилась в суд — и выиграла дело, судья счёл, что её прическа не являлась экстремальной и что её гражданские права нарушены. Проведённое обследование показало, что только 23,7% компаний имеют письменные дресс-коды. В большинстве случае мы имеем дело с «неписаными правилами». И было специальное решение Верховного суда США по делу Тинкер против школьного округа Де-Мойн, постановившее, что «одежда, прически и бороды рассматриваются как часть свободного самовыражения личности, в той мере, в какой они не создают конкретное и серьезное препятствие для нормальной деятельности школы».
Когда Лэннинг пришёл к начальству с собранной им информацией, директор Роос попросила подготовить письменный проект дресс-кода. Его-то и нашла столь забавным Дорис Вайнэке. В проекте, в частности, Лэннинг написал: «Одежда и манеры сотрудников непосредственно влияют на впечатление о библиотеке, которое создаётся в обществе. Поэтому от сотрудников требуется следовать определённым правилам в одежде. Поскольку работники библиотеки не состоят в профсоюзе, нарушение этих правил может привести к немедленному увольнению».
Закончив чтение проекта, Гейл Роос тяжело вздохнула. «Как я могу с серьёзным видом представить такое на рассмотрение Библиотечного Совета?! — подумала она. — Но проблема-то в том, что они могут это одобрить! Если бы ещё эти тинейджеры из МБА плохо работали… Да нет, они сообразительны, вежливы, хорошо общаются с читателями. Их отношение к работе, пунктуальность и работоспособность выше, чем у средних новичков…!»
«И зачем я согласилась она эту должность!» — мрачно подумала директор Роос.

«Лайбрэри Джорнэл», 15 декабря 1992 года. Автор кэйса — профессор Э. Дж. Андерсон. Авторизованный перевод Дмитрия Равинского