Пандемия накладывает вето на массовые мероприятия в библиотеках. Литературно-музыкальные вечера проходят, но всё реже. Между тем без таких мероприятий библиотеки теряют часть своей привлекательности. На примере Салона «Душевный свет» ЦГДБ им. А. С. Пушкина попробуем разобраться, так ли ценны эти мероприятия.
Известно, что нередко на подобных мероприятиях присутствует смешение жанров и стилей, и уровень выступающих может быть самым разным. На Салоне «Душевный свет» последние годы выступали не только самобытные поэты, барды и музыканты, исполняющие обычно свои вещи. Всё чаще приходят артисты и музыканты из известных театров, Филармонии, Капеллы и т. д. Некоторые барды, поэты занервничали: раньше их всегда быстро приглашали на сцену, а теперь приходилось ждать час-два, слушая по сути классические произведения — к слову, отлично исполненные!
Было интересно, как ведущая Салона Надежда Денисова выйдет из положения? Время шло, проходили всё новые вечера… На них, как ни странно, не было безвкусицы, не было тех самых несовместимых «коня и лани». Разумные, заранее выстроенные и — главное! — единые тематически программы постепенно стали нравиться приходящим! Возникло словно какое-то новое художественное пространство-измерение, не нарушающее гармонии. Конечно, можно было понять и тех поэтов, бардов, авторов-исполнителей, кто перестал приходить — среди них были и известные в городе люди, особенно в поэтической, бардовской среде.
Но многие — остались, продолжали ходить! Понемногу некоторым даже интересно стало посостязаться в мастерстве с профессиональными артистами. Как ни парадоксально, общий уровень мероприятия вырос, это почувствовали все, даже начинающие авторы. Как в театрах ставят в спектакле одного-двух известных, заслуженных или народных артистов, и они «вытягивают» всю труппу на нужный уровень игры — так и на этих Салонах происходило что-то слегка похожее! Да и как выступать иначе среди такой красоты, в старинном концертном зале ЦГДБ им. А. С. Пушкина, бывшем особняке Корнелия Крюйса, вице-адмирала Петра Великого?
Как забыть великолепнейшую декламацию наизусть целых поэм, или больших частей классических поэм Дмитрия Ефименко, артиста драмы Государственной Филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодёжи? Дрожь пробирала, когда слышалось на «блокадных Салонах» его:
Какая длинная зима,
Как время медленно крадётся!..
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснётся.
(Ю. Воронов. Февраль.)
А как изумительно исполнял он произведения нашего великого Поэта… Очень вдохновенно читала стихи поэтов Серебряного века и его коллега по Филармонии Ирина Степанова (ранее работала в Театре драмы и комедии на Литейном и в филармоническом отделе Ленконцерта).
Евгений Баранов, журналист, Санкт-Петербург

