Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Качество. Многообразие. Методическое сопровождение

Вот уже почти пять лет Национальный фонд подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации реализует проект «Информатизация системы образования» (ИСО).
Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работу учреждений общего и начального профессионального образования. Это позволит обеспечить достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Проект ИСО органично дополняет мероприятия приоритетного национального проекта «Образование» в части содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования, в том числе за счёт создания Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — что это такое?
Последние двадцать лет информатизацию образования уверенно выделяют как один из приоритетов, определяющих направления развития отрасли.
С начала ХХI века Правительство Российской Федерации приняло несколько федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на системное реформирование образования с целью его ориентации на потребности глобального информационного общества: «Концепция модернизации образования России до 2010 года», ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» годы, ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)».
За счёт реализации этих программ в стране накопился определённый технологический, кадровый и ресурсный потенциал, который сделал возможным следующий шаг в направлении развития учебного процесса, внесения изменений в содержание учебно-воспитательной работы, пересмотра действующих регламентов функционирования образовательных учреждений.
Существенным элементом этих реформ должна стать разработка учебных материалов нового поколения, в том числе создание Единой коллекции ЦОР — цифровых образовательных ресурсов.
Основные работы по подготовке проекта «Информатизация системы образования» проводились в 2002–2004 годах. К этому моменту в стране уже имелся опыт массовой поставки в школы цифровых образовательных ресурсов, которые были разработаны в рамках федеральных целевых программ и проектов. Однако проведённый анализ показал, что степень использования этих ресурсов в образовательном процессе оказалась крайне низкой. По мнению учителей, главный недостаток цифровых образовательных ресурсов первого поколения заключался в их неудобном формате. Разработчики ориентировались на создание целостных курсов, тогда как учителю, ограниченному рамками конкретного урока, требовались конкретные примеры: модель физического явления или процесса, иллюстрация или выложенный на диске опыт. Зачастую учитель был лишён возможности извлечь из такого ресурса конкретный объект, модифицировать его под задачи своего урока, снабдить своими комментариями.
Вторым серьёзным недостатком ЦОР первого поколения было отсутствие методического сопровождения. Обеспечить востребованность даже качественного образовательного ресурса можно только приложив к нему методические рекомендации по вариативному использованию в образовательном процессе — и при объяснении нового материала, и при подготовке контрольных заданий и для самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Требуется убедить учителя в преимуществах использования ЦОР, доказать, что педагогический эффект от его применения намного превосходит те временные затраты, которые потребуются на его освоение и интеграцию в учебный процесс.
Но для этого надо иметь критическую массу цифровых образовательных ресурсов, отвечающих потребностям системы образования, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, мотивирующих к использованию самых современных не только информационных, но и педагогических технологий.
На решение этой задачи и направлена Единая коллекция ЦОР.
Работы по созданию Единой коллекции начались с марта 2005 года и велись в двух направлениях: создание хранилища коллекции и её содержательное наполнение.
Понятно, что для такого амбициозного проекта требовалась разработка убедительной концепции, которая, учитывая недостатки предыдущих шагов, использовала бы накопленный положительный опыт и позволяла совершенствовать коллекцию, как в процессе реализации проекта ИСО, так и после его завершения. Поэтому при разработке концепции был взят курс на системность проекта и его устойчивое развитие.
Вторым шагом в определении масштабов Коллекции было определение её количественных параметров. На начальном этапе называлась цифра 75 000 цифровых ресурсов, которые должны быть размещены в хранилище до лета 2008 года. Однако неясным оставался вопрос о том, достаточно ли такого количества, чтобы обеспечить базисные образовательные потребности.
Цифровой ресурс — понятие широкое: это может быть какой-то маленький объект, допустим, оцифрованный текст стихотворения М. Лермонтова «Белеет парус одинокий» или цифровая копия картины И. Репина «Бурлаки на Волге», а может быть виртуальная лаборатория по физике, позволяющая моделировать физические процессы или проводить научные эксперименты.
В настоящее время в результате сотрудничества учёных, преподавателей, педагогов накоплен определённый опыт и проведена большая исследовательская работа, что позволяет говорить о более-менее конкретных количественных характеристиках Коллекции. Можно с достаточной степенью точности утверждать, что для освоения содержания образования, зафиксированного в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, Единая коллекция должна содержать порядка 150 тысяч ЦОР. А если мы хотим, чтобы ресурсы коллекции мотивировали учащихся к самостоятельному освоению знаний, углублённому изучению предмета, к расширению собственной эрудиции, то эта цифра должна быть существенно выше.
Когда нам необходимо как можно проще и понятнее объяснить основную идею Единой коллекции ЦОР мы часто сравниваем её с электронной «Ленинкой», в которой каждый пользователь сможет найти материал по интересующей его теме.
Актуальность создания Единой коллекции ЦОР, ещё больше возросла в свете реализации Приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого до конца 2007 года все школы Российской Федерации должны были быть подключены к сети Интернет. Это должно было обеспечить технологическую инфраструктуру для доставки в каждую школу образовательного контента и сформовать его источник в сети Интернет, что в совокупности позволило быстрее приблизиться к решению одной из основных задач общеобразовательной системы — предоставлению всем учащимся равного доступа к качественному образованию.

Типы ресурсов
Какие же ресурсы должны быть представлены в коллекции, чтобы она выполнила свою функцию? Их можно разделить на четыре типа.
Источники информации — тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. Словом, те кубики, из которых можно сложить урок.
Образовательный инструментарий — механизмы, с помощью которых из кубиков складывается урок. Причём сами инструменты мы подразделяем на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса. В коллекции уже выложен программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.5», который служит для автоматизации административных функций школы. Есть «ХроноГраф 3.0 Мастер» — программа для автоматизированного составления расписания. К инструментарию мы относим также цифровые карты (географические, исторические), виртуальные лаборатории по физике, химии, решатели задач по математике, инструменты для построения графиков функций и т.д.
Методические материалы по формированию уроков, построению образовательных проектов. С чем столкнулись наши учителя-практики, когда к ним начали приходить первые образовательные диски? С тем, что было мало вариативных методик по встраиванию этих ресурсов в учебный процесс. Мы будем стараться каждый тип ресурса сопровождать методическим материалом, чтобы оказывать школам поддержку в освоении этих продуктов.
Четвертый – регламенты и нормативные документы (учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые бы помогли организовать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов).
Благодаря тому что все типы ресурсов Единой образовательной коллекции находятся в концептуальной увязке, учитель получит полный комплект материалов, позволяющий ему использовать ЦОР в его профессиональной деятельности.

Содержательное наполнение
Для того чтобы коллекция могла претендовать на статус единой, и, как мы надеемся в будущем, национальной, необходимо было определиться с перечнем ресурсов каждого из перечисленных типов.
На конкурсной основе был выбран консорциум организаций (Издательство «Просвещение», Институт содержания и методов обучения Российской Академии образования и Институт новых технологий), который должен был сформировать список потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах. Другими словами, они должны были определить, что может потребоваться системе образования в процессе подготовки учащихся, начиная от начальной школы и кончая углублённым профильным обучением. Ядро этих потребностей составили образовательные стандарты по предметам, но список потребностей был существенно расширен за рамки стандартов.
Анализ образовательных потребностей позволил разработать так называемый предметно-тематический рубрикатор, благодаря которому удалось превратить Единую коллекцию в хорошо структурированный механизм, способный развиваться и наращивать масштабы в будущем.
Когда мы говорим о многообразии ресурсов, относящихся к культурному наследию (мировая художественная культура, изобразительное искусство, музыка), мы дополняем рубрикатор отдельными тематическими коллекциями, связанными с важнейшими областями человеческой деятельности, но не зафиксированными напрямую в образовательных стандартах. Тем не менее, мы считаем, что именно эти составляющие формируют основы образовательной деятельности вообще.
Работа по наполнению Коллекции идёт уже давно. Сейчас в Коллекции в открытом доступе находится более 100 тысяч ресурсов, ещё несколько тысяч ЦОР размещено в закрытом доступе, так как не закончился этап экспертизы, не завершён процесс описания ресурса и т.д.
Мы не ставим себе задачу доведения числа ресурсов в коллекции до какой-то конкретной количественной отметки. Для нас гораздо важнее обеспечить их качество, разнообразие и методическое сопровождение.
С 2005 года Коллекция работает в тестовом режиме по адресу в сети Интернет http://school-collection.edu.ru/. Мы сознательно ускорили процесс её открытия для массового использования, хотя понимали, что ещё не завершён процесс содержательного наполнения, остаётся открытым для критики качество некоторых ресурсов, нуждаются в доработке отдельные элементы интерфейса. Для нас важно было мнение конечных пользователей. Мы хотели понять, в том ли направлении мы движемся, что ещё надо доработать, чтобы коллекция превратилась в ресурс узнаваемый и любимый.

И снова о правах
Одним из самых больных вопросов при создании Коллекции, стал вопрос об авторских и смежных правах.
Создавая коллекцию, мы хотели показать пример цивилизованного обращения с авторским и имущественным правом. К сожалению, у нас в стране сложилась традиция считать, что всё, что выставлено в Интернете, можно использовать как своё. У нас не принято давать ссылку на источник, спрашивать согласия автора на использование и модификацию. Поэтому было важно создать такой прецедент, когда каждый учитель и каждый ученик понимал бы, что любой доклад или урок — объект его авторского права, но при его создании он обращается к материалам, авторские права на которые принадлежат другим лицам.
Наши юридические консультанты помогли нам сформулировать перечень прав, которые мы обеспечиваем при включении ресурсов в коллекцию. При проведении переговоров с организациями по формированию коллекции мы сразу оговариваем вопросы лицензионной чистоты ресурсов. Часто это очень сильно затрудняет диалог. И дело не в том, что мы просим слишком большой объём прав! Мы в своих притязаниях достаточно разумны.
Мы ведём речь о неисключительных имущественных правах, но в таком объёме, который бы гарантировал нашим пользователям максимальное удобство работы с коллекцией. Конечно, коллекция выставлена в сети Интернет, конечно, у каждой школы есть право и возможность в любой момент обратиться к этому ресурсу, но если каждый раз для этого придётся выходить в Интернет, то школа не сможет оплатить трафик. Поэтому мы включили в объём прав разрешение на скачивание ресурса на компьютер учителей и учащихся образовательных учреждений.
Мы предусмотрели право на публичный показ, что даёт возможность демонстрировать ресурс на компьютере или через проектор. Участники образовательного процесса могут использовать эти ЦОР коллекции в своих целях: учителя — в методических и практических, учащиеся — при подготовке своих рефератов, докладов и т.д.
Речь идёт только о праве на некоммерческое использование и только в рамках образовательного процесса. Тем не менее очень многие учреждения культуры опасались и всё ещё продолжают опасаться, что размещение ресурсов культурно-просветительского характера в Интернете вызовет производство большого количества контрафактной продукции. Мы вели длительные переговоры, пытались убедить наших партнёров в том, что технические форматы коллекции, не позволяют производить коммерческую продукцию высокого качества, но не все нас услышали.
Была проведена большая работа, прошёл ряд переговоров с организациями-правообладателями ресурсов. Объявление конкурсов, заключение контрактов, их мониторинг по срокам, объёмам и качеству — колоссальный пласт работы НФПК.
Мы сотрудничаем с такими крупными учреждениями, как Третьяковская галерея, фирма «Мелодия», Институт космических исследований РАН, Государственная библиотека иностранной литературы и др. Это позволяет надеяться, что в ближайшее время в коллекции появится множество самых разнообразных ресурсов.

Экспертное сопровождение
Для нас крайне важно, чтобы вокруг коллекции формировалось экспертное сообщество специалистов в различных областях деятельности: в образовании, в науке, искусстве, культуре. Именно эти эксперты выносят окончательный вердикт по поводу включения того или иного ресурса в национальную копилку знаний.
Комиссия рецензирует все технические задания, которые мы разрабатываем для объявления конкурса на разработку тех или иных ресурсов, принимает участие в оценке технических предложений наших конкурсантов, участвует в оценке прототипов (прототип, который максимально соответствует требованиям конечного продукта, берётся за основу). НФПК разделяет ответственность с экспертным сообществом за то, что ресурсы будут хорошего качества, что они будут современными, что они будут ориентированы на будущее, так как замалчивание недостатков того или иного продукта приведёт к его быстрому моральному устареванию.

Организация доступа к ресурсам коллекции
Если мы говорим о том, что для системы образования Единая коллекция должна стать аналогом электронной «Ленинки», то любому пользователю в ней должно быть так же удобно и комфортно, как в любимой библиотеке страны. А это будет зависеть от организации доступа к ресурсам. Здесь непременно должны быть соблюдены несколько условий. Первое условие — интерфейс Коллекции должен быть прост и понятен. Второе условие — необходимо, чтобы хорошо работала система навигации и поиска.
Решением этих задач занимается Федеральное государственное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ) «Информика». Эта организация разработала хранилище коллекции, а также комплекс регламентов, обеспечивающих её устойчивое функционирование.
В задачи «Информики» входит не просто создание электронной базы данных, но прежде всего организация доступа пользователей к ресурсам коллекции. Имеется в виду и удобство пользовательского интерфейса, и разграничение прав доступа для учителя и для учащегося, и хорошая грамотная структуризация ресурсов, ведь только в этом случае Коллекция будет настоящей библиотекой, в которой каждый ресурс занимает чётко определённое место. Это не даст пользователю захлебнуться в количестве материалов, поможет формулировать гибкие запросы и находить конкретные ответы, на запрос по определённой теме получить всё многообразие ответов.
Сегодня хранилище создано, и оно устойчиво работает. Ежедневно сайт коллекции посещает более тысячи пользователей.
Замечательно, что источником для наполнения Коллекции выступают архивы, музеи, библиотеки или фирмы-производители ресурсов. Но ещё лучше, когда сами педагоги имеют возможность представить на суд общественности свои лучшие работы. При проведении соответствующей экспертизы, подтверждающей, что качество ресурса достаточно высокое, и при условии, что другие учителя-практики голосуют за его включение в коллекцию, такой ресурс тоже будет размещён в коллекции, и для этого существует соответствующий регламент.
В настоящее время отработан механизм создания региональных хранилищ, которые будут не просто отражать содержание федерального хранилища, но и иметь возможность предложить на суд пользователей свои собственные местные разработки.
Регламентов разработано очень много, они сейчас апробируются, есть возможность высказаться по качеству того или иного регламента или ресурса через механизмы обратной связи в коллекции дать свои предложения по доработке.

Приоритеты
Чтобы у Коллекции была долгая жизнь, она должна быть востребованной. А эту востребованность могут обеспечить только её пользователи. Хорошо, чтобы о Коллекции знали, слышали, чтобы выходили в Интернет, смотрели. Но рядового учителя надо учить, надо показывать преимущества, надо убеждать, что с цифровым ресурсом, даже несмотря на сопутствующие проблемы с зарплатой, с загруженностью, с квалификацией, с возрастом, в любом случае будет работать легче и проще, чем без него. А значит, надо начинать формировать практические навыки использования коллекции, прививать вкус к её использованию и у учителей, и у учащихся, и у администраторов образования.
В рамках проекта ИСО для семи пилотных регионов, которые выступают в роли первопроходцев, проводится большое количество семинаров, развёрнута система межшкольных методических центров. Понятно, что сейчас эти регионы в более выигрышном положении по отношению к другим. Но с другой стороны, у них есть миссия, у них есть ответственность перед другими, потому что все те модели, все программы повышения квалификации, все технологии, которые мы отрабатываем с ними, потом должны получить массовое распространение.
И Коллекция здесь может служить очень хорошим мостиком, потому что все в равном положении – объём ресурсов и возможности доступа к ним одинаковы у всех. Вокруг ресурсов Коллекции можно строить обсуждения, можно общаться, обмениваться опытом, задавать вопросы, предлагать какие-то свои варианты.
Ещё одной важной задачей является пополнение коллекции за счёт разработок учителей.
Создавая Единую коллекцию Россияпопала на передовой рубеж; мало где в других странах такие коллекции есть. Как правило, во многих странах коммерческие фирмы-производители, которые заинтересованы в том, чтобы их продуктами пользовались, чтобы их покупали школы и учителя, работают с потребителями напрямую. Например, в той же Великобритании нет понятия «государственная» коллекция. У них учителя и школы имеют свои сайты, есть сетевые профессиональные сообщества учителей, где происходит обмен учительскими разработками. А у нас в стране есть государственные вложения и государственная стратегия в формировании этого образовательного ресурса и есть возможность для инициатив снизу, то есть для того, чтобы учителя сами смогли подключиться к созданию Единой образовательной коллекции и дополнить её. Последняя миссия Мирового банка по оценке хода реализации проекта ИСО показала, что международные эксперты, принимавшие участие в работе этой миссии, по-хорошему порадовались за наших учителей, ведь для них создаётся именно по инициативе государства такая коллекция.
Проект ИСО закончен в июне 2008 года, но работа продолжается уже в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И на самом деле эта работа никогда закончена быть не может, потому что меняется содержание образования, меняются стандарты, ресурсы устаревают, и их надо заменять на более новые и современные.

Марина Юрьевна Барышникова, заместитель руководителя отдела проектов в сфере информатизации образования, Национальный фонд подготовки кадров