За 11 лет обучения школьники неоднократно встречаются с произведениями И. С. Тургенева: как минимум, в среднем звене они читают отдельные рассказы из «Записок охотника», «Муму». В программу восьмого класса входит «Ася», а в десятом классе знакомятся с романом «Отцы и дети». Многие учителя включают другие рассказы и повести Тургенева в список внеклассного чтения, а иногда и в основную программу. Особенно это касается гуманитарных классов.
При этом больше всего споров вызывает «Муму»: из года в год на родительских форумах ломаются копья из-за того, нужно или не нужно читать современным детям это трагическое произведение. Многие мамы полагают, что «Муму» настолько сильно травмирует детскую психику, что эта травма остаётся навсегда. Они рассказывают, как плачут дети, как тяжело им читать это произведение, а потому его надо исключить из программы. Другие (их существенно меньше) полагают, что такие произведения необходимы детям.
В жизни они неизбежно встретятся с тяжёлыми ситуациями, а «Муму» даёт некоторую психологическую закалку. Третьи тоже выступают за «Муму», полагая, что прочитав эту историю, дети будут более гуманно относиться к животным.
Напротив, необходимость изучения романа «Отцы и дети» никаких споров не вызывает. Старшеклассники в основном позитивно относятся к этому роману Тургенева. По результатам нашего опроса 10- и 11-классников из Москвы и других российских городов выяснилось, что среди литературных произведений, которые они изучали на уроках литературы, «Отцы и дети» заняли второе место по числу позитивных ответов на вопрос: «Какие литературные произведения, которые вы изучали в школе, вам понравились, а какие нет»1. И у юношей, и у девушек наибольшее число положительных упоминаний касалось романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а за ним следуют «Отцы и дети». Бесспорный лидер молодёжного чтения — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, не стал лидером в ходе опроса 10-11-классников только потому, что далеко не все к моменту опроса уже прочитали этот роман. А вот в социальной сети «ВКонтакте» по числу упоминаний любимых молодёжью литературных произведений он является лидером, особенно среди девушек.
В восьмом классе 14–15-летние подростки знакомятся с небольшой повестью И. С. Тургенева «Ася». Судя по тому же нашему опросу, эта история привлекает девочек в гораздо большей степени, чем мальчиков, и это вполне понятно. Существует острый дефицит высококачественной «женской» литературы: о любви, разлуке, страданиях и радостях влюблённых. Жанр любовного романа, с одной стороны, скомпрометирован как низкопробная литература, с другой — на эту тематику есть очень большой запрос со стороны девушек и молодых женщин. Как показывают наши исследования, в качестве респектабельных любовных романов сегодня чаще всего выступают произведения Джейн Остин и сестер Бронте, «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл, «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу. Это подтверждают данные о числе любимых авторов на страницах молодёжи в социальной сети «ВКонтакте»2. Это всё произведения зарубежных авторов, среди отечественных авторов в число любимых девушками произведений о любви входят, прежде всего, «Анна Каренина» и рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Между тем тургеневская «Ася» — это тоже очень трогательная история любви, но её вспоминают довольно редко.
Любовь Фридриховна Борусяк, социолог, НИУ Высшая школа экономики Институт системных проектов Московского городского педагогического университета
1 Борусяк Л. Ф. Классическая школа, неклассические дети / Л. Борусяк // Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: коллективная монография / Под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. — М.: Совпадение, 2016. — С. 56.
2 Борусяк Л. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодёжь / Л. Борусяк // Вестник общественного мнения. — 2015. —№1 (119). — 96–100 (https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/159399824)

