Ещё раз о «хищнических» журналах, или Как избежать их объятий

Не секрет, что результаты научного исследования необходимо сделать достоянием общества, иными словами опубликовать. При этом решается ещё один важный момент — закрепляется приоритет за определённым научным именем, и чем скорее это произойдёт, тем лучше для автора.
Итак, где же опубликовать статью, ставшую результатом научного исследования? Конечно, в научных журналах. В каких? А вот с ответом на этот вопрос не всё так однозначно. Всего лет 10 назад возникли ниоткуда и начали бурно расти количественно так называемые хищнические журналы. Сегодня их чаще называют более ласково — фейковыми. Эти названия передают разные стадии одного и того же процесса. Его суть заключается в том, что некая «инициативная» (со знаком «минус») группа решает заработать, называет себя журналом или заочной конференцией, создаёт недорогой сайт и рассылает объявления на соответствующие ресурсы о сборе материалов. Например, на сайт о конференциях, который регулярно просматривают нуждающиеся в публикациях студенты, аспиранты, молодые учёные, докторанты, преподаватели. Публикация своего электронного адреса даже в солидном журнале уже делает учёного видимым для информационных охотников. Именно поэтому название «хищнические журналы» подходит для начального этапа процесса: инициативная группа выискивает жертв и направляет на них своё информационное оружие, выстреливая завлекательными объявлениями и индивидуальными приглашениями.
Если неискушённые жертвы заинтересовались скоростью и простотой публикации, а также волшебно звучащими словами («журналу/сборнику присваивается международный индекс ISSN, ББК, УДК», «журнал/сборник рассылается в крупнейшие европейские библиотеки», «журнал индексируется в РИНЦ и Scopus»), то успех инициативного предприятия предрешён. Набирается группа авторов, журнал/сборник формируется и часто даже издаётся, рассылается авторам. Некоторые, правда, останавливаются на стадии формирования электронной версии. И — всё. Счастливый автор стал обладателем очередной публикации, которая в лучшем случае канула в Лету, а в худшем — подпортила научную репутацию. Этот журнал или сборник с полным правом можно назвать фейковым — для науки он является лопнувшим мыльным пузырём. Ведь инициативная группа не тратилась на экспертов, которые в авторитетных журналах проводят дорогостоящую и затратную по времени экспертизу — проверку качества и стиля потенциальной публикации, выдачу заключения с пунктами для исправления и вердикта, открывающего дорогу для введения результатов в научный оборот или закрывающего её. Инициативная группа не тратилась на организацию серьёзного издательства с живыми редакторами и корректорами или на проведение конференции, пусть даже в онлайн-режиме.
Однако своё название «хищнические» журналы оправдывают и другими действиями. Например, захватывают имя серьёзного журнала или конференции [16; 20], размещают имя учёного в качестве редактора журнала (не только без согласия, но даже без уведомления), публикуют часть или полный текст статьи под другим авторством (плагиат) [19]. Новый владелец, перекупая авторитетный журнал, может переориентировать его на получение быстрой и внушительной прибыли[4].
Вариантов неэтичного поведения множество. Появилась определённая градация недобросовестных журналов. Среди них различаются: чистые «хищники» (с бизнес-интересами), «мусорные» (обслуживающие интересы определённого вуза с цитированием друг у друга) и «диссеродельные» (обслуживающие «фабрики диссертаций» с вовлечением доверенных лиц в учёном совете, редакции журнала, экспертном совете ВАК) [10, Л. Мелихова, с. 54].

Люция Георгиевна Тупчиенко-Кадырова, кандидат исторических наук, ведущий библиограф Национальной библиотеки Беларуси, г. Минск