Женские истоки криминального жанра. Анна Грин — мать «домашнего детективного романа»

Анну Катарину Грин порой называют «матерью детективной прозы», однако сегодня мало кто вспоминает об этом авторе, столь много сделавшей для становления жанра.
Во всех серьёзных исследованиях детективного жанра пишут о том, что само слово «детектив» (detective), столь прочно укоренившееся для обозначения криминального расследования в литературе, впервые было использовано не Эдгаром По, который, как известно свои новеллы о расследованиях преступлений определял как «рациоцинации», а забытой ныне Анной Катариной Грин (1846–1935), которую порой называют «матерью детективной прозы»1. Её имя и творческое наследие (тридцать четыре романа, три сборника рассказов, поэзия, драма), достойно изучения, во всяком случае, в его детективной ипостаси, по целому ряду причин. Во-первых, для того, чтобы определить место столь знаковой фигуры в истории детектива. Во-вторых, чтобы разобраться в причинах феноменального успеха, выпавшего на её долю в конце девятнадцатого века («Дело Ливенвортов» стало первым национальным бестселлером, распроданным в количестве 750 000 экземпляров за пятнадцать лет, а к концу жизни писательницы эта цифра достигла миллиона экземпляров2), — и безнадёжно угасшего в двадцатом, когда её имя было вытеснено именами её последователей и последовательниц. В-третьих, литературная судьба А. К. Грин представляет значительный интерес в общем контексте резко возросшей активности и популярности женщин-писательниц в литературе США второй половины XIX века — авторов бестселлеров, отважно и удачно конкурировавших в борьбе за читательский успех с серьёзными писателями «первого ряда».

Для характеристики общей ситуации на литературном рынке США небезынтересно будет вспомнить, как Натаниэль Готорн в письме своему издателю в середине 1850-х годов сетовал на поразительную плодовитость своих коллег слабого пола — «damned mob of scribbling women» («треклятой орды писак в юбках»)3, а начинающий литературный критик Генри Джеймс в рецензии на «сенсационные романы» чрезвычайно популярной тогда Мэри Элизабет Брэддон (одной из предшественниц А. К. Грин) отмечал, что та явно эксплуатирует успех Уилки Коллинза, открывшего своей «Женщиной в белом» жанр «романа домашних тайн» (the novel of domestic mystery), где ужасное и таинственное «в наш прозаический век» переместилось из таинственных замков в Апеннинах в «приветливые сельские усадьбы и многоквартирные дома Лондона». Однако если романы У. Коллинза близки к научным сочинениям и представляют собой сложную и скрупулёзно разработанную конструкцию, для создания которой требовались и предварительные размышления и записные книжки, то в книгах своей популярной соотечественницы Джеймс, по всей видимости, не находил следов подобной подготовительной работы и относил её успех за счёт умения удовлетворить тягу невзыскательной публики к неожиданному, исключительному, сенсационному: «Двоежёнство, убийства и поджоги явно выходят за рамки обыденного. Мисс Брэддон рассыпает подобные коллизии щедрой рукой и тем завоёвывает внимание своих читателей»4.

Ольга Юрьевна Анцыферова, доктор филологических наук, профессор кафедры англоязычной культуры и литературы гуманитарного факультета Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце (Польша)

1 Maida P. D. Mother of Detective Fiction. The Life and Works of Anna Katherine Green. Bowling Green (Ohio): Bowling Green State Univ. Popular Press, 1989. 113 p.; Mallory M. The Mother of American Mystery: Anna Katharine Green // Mystery Scene. — 2006. — # 94. http://mysteryscenemag.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1867:the-mother-of-american-mystery-anna-katharine-green&catid=20:articles&Itemid=191
2 Anna Katharine Green [Obituary] // Publishers Weekly. — №127. 20 April 1935. — P. 1599.
3 Цит. по: Mott F. L. Golden Multitudes: The Story of Bestsellers in the United States. — New York: McMillan, 1947. — 358p.
4 James H. Mary Elizabeth Braddon // James H. Literary Criticism. Essays on Literature. American Writers. English Writers. — The Library of America, 1984. — P. 741–746.