Жизнь во имя своего народа. К 175-летию Ибрая Алтынсарина

Выдающийся казахский просветитель Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин известен как педагог-новатор, организатор новых школ, этнограф, фольклорист, переводчик, а также талантливый поэт и прозаик.
Ибрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 г. в Аракарагайской волости в ауле Жанбурши (ныне Алтынсаринский район) в зажиточной семье из рода кипчак Среднего жуза. Предки Ибрая были достойными людьми, прадедом Алтынсарина был Тастемир — современник Аблайхана, очевидец и участник бурной истории казахского народа того времени. Одним из сыновей Тастемира был Жанбурши — отец Балгожи бия и Кенгожи батыра.
Отец Ибрая Алтынсарина учился у аульного муллы, занимался хозяйством, был скромным человеком. Мать Ибрая, Айман, происходила из рода шектыаргын и была правнучкой известного не только у казахов, но и на территории всего Востока Жаныбек батыра.
Ибрай рано лишился отца и с детства находился на воспитании у своего деда — бия Балгожи Жанбуршина, управляющего узунским родом племени кипчаков. Дед Ибрая Алтынсарина Балгожа был влиятельным и для своего времени достаточно образованным человеком. Он хорошо владел искусством красноречия, знал много народных сказок, пословиц и сам умел слагать стихи. В детские годы Ибрай учился этому у деда и позднее, уже в школьные годы, нередко переписывался с ним в стихах.

Годы учёбы
В 1844 г. было принято решение царского правительства об открытии в Оренбурге при Пограничной комиссии специальной школы для обучения казахских детей, целью которой была подготовка писарей и переводчиков. Дед И. Алтынсарина хотел, чтобы его внук стал образованным человеком.
В 1850 г. Балгожаби подал прошение председателю Пограничной комиссии генерал-майору М. В. Ладыженскому с просьбой принять Ибрая в открываемую школу для казахских детей. Девятилетний Ибрай в числе тридцати других детей был принят в школу. Учеников обучали русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам (помимо других предметов). За всё время пребывания в школе Алтынсарин неоднократно получал благодарности. Алтынсарин часто бывал в доме председателя Оренбургской Пограничной комиссии, действительного статского советника, известного востоковеда В. В. Григорьева. Любознательный юноша брал у него частные уроки, пользовался его богатой библиотекой. Чтение книг расширяло круг знаний Алтынсарина, воспитывало в нём интерес и любовь к передовой науке и культуре.
Так как Ибрай учился и жил вдали от дома, дед с внуком часто переписывались. Письма эти обычно были в стихах. Вот строки из писем деда Ибраю:
Свет очей моих! Сын мой! Надежда моя!
Я пишу тебе, мыслей своих не тая.
На здоровье не жалуясь, мать и отец,
Шлют привет, окрылённый биеньем сердец.

Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.
Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной
Станешь грамотным — будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.

С первых дней учёбы Ибрай Алтынсарин проявил большие способности, любознательность и прилежание. В 1857 г. состоялся первый выпуск воспитанников школы, среди которых находился Ибрай Алтынсарин, окончивший курс с золотой медалью.
Школа оказала самое положительное влияние на Ибрая. Она научила его высоко ценить знания, воспитала в нём глубокое уважение к культуре. Вместе с тем она не оторвала его от родного народа, а напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить его положение.
Алтынсарин хорошо понимал, что полученные им в школе знания ничтожно малы и поэтому серьёзно принялся за самообразование. Читая книги и статьи на русском языке, он вдумчиво и упорно работал над текстом, вёл словарь малопонятных слов. Таким образом, он добился значительных успехов в овладении русским языком, одновременно расширяя свой кругозор. Молодой Ибрай в своём развитии пошёл дальше программы школы, самостоятельно изучая произведения великих классиков мировой литературы — Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Алтынсарин часто посещал дом Григорьева, известного востоковеда, и брал из его богатой домашней библиотеки художественную литературу, книги по истории и философии.
Многолетнее пребывание в Оренбурге (с 1850 по 1861 г.), где молодой Алтынсарин вращался в кругу русской разночинной интеллигенции, сосланной в Оренбургский край, дало ему возможность познакомиться с российской действительностью, с проблемами, волновавшими русскую общественную мысль. Под влиянием просветителей России того времени сформировались педагогические взгляды И. Алтынсарина. Оренбург полюбился Алтынсарину, и он мечтал построить такой же город у себя в степи.

Уркия Мухамедияровна Рыщанова, почётный деятель культуры РК, методист высшей категории ОРБ Костанайской ОУНБ им. Л. Н. Толстого