О странных свойствах человеческой памяти.
Нет, не одобрила бы этот высокопарный и неоригинальный заголовок Елена Петровна Котенькова — заместитель директора по основной деятельности Нижегородской государственной областной детской библиотеки. Единственное мое оправдание — это действительно так. Ровно тридцать пять лет Елена Петровна Котенькова отдала не просто профессии библиотекаря, а именно НГОДБ. Через три года после её смерти, на юбилее библиотеки, о ней не вспомнили. Ни словечка, ни фотографии в электронной презентации истории библиотеки. Ничего! Это в официальной части. В неофициальной — на фуршете — присутствующие задавались вопросом: почему? Как будто и не было в истории библиотеки такого человека. Большинство из тех, с кем я в тот момент общалась, говорили, что помнят Елену Петровну и всегда будут помнить. Все соглашались, что она заслуживает, в том числе и официальной памяти.
Много это или мало, хорошо или плохо — проработать 35 лет на одном месте? Обычно на такой вопрос отвечают: всё зависит от результата. Елена Петровна не просто проработала, не просто прошла путь от рядового сотрудника до заместителя директора. Она вместе с Анной Павловной Капишниковой, первым директором Горьковской (позднее Нижегородской) ОДБ — участвовала в разработке концепции библиотеки. Много славных дел создали имидж НГОДБ в период до 2012 г. на городском, областном и всероссийском уровне. В основе очень многих из них — идеи Елены Петровны. Она была генератором дерзких идей. Оспаривать это могут только те, кто присваивал их, выдавая за свои.
Размышляя о судьбе Елены Петровны, я задавала себе другой вопрос: почему человек способен всю свою жизнь проработать на одном месте? Это тем более интересно, что все, знавшие Котенькову, отмечали её романтический характер. Казалось бы, кому, как не романтику испытывать свои силы в разных ипостасях, профессиях, городах и весях, желая самое малое — перевернуть мир?!
Тончайшая поэзия библиотечной работы
Изменить библиотеку, ни больше ни меньше, мечтала восторженная девушка, имевшая бурный опыт комсомольской деятельности, когда в 1977 г. переступила порог библиотеки. Её восторженность не была блескучей пустышкой; она была наполнена любовью, доверием, высочайшим профессионализмом преподавателей Лениградского института культуры. Не только технологическим навыкам библиотечной работы, но пониманию высокой гуманитарной, педагогической, нравственной сути профессии обучили студентку Лену Котенькову её педагоги: Ирина Ивановна Тихомирова, Елена Николаевна Томашева, Идея Алексеевна Свирская, Евгений Андреевич Корсунский….
Это уж потом, в далеко не прекрасные времена стали говорить (и я подозреваю, что стали это говорить люди посредственные), что библиотекарь — это просто передатчик информации. Передатчик информации если и участвует в изменении мира, то механически, отстранённо и равнодушно. Елена вынесла из института совсем другие представления — уверенность, что с помощью книги, чтения можно изменить если не весь мир, то отдельного человека. Её учили простую, на первый взгляд, профессию, превращать в настоящее творчество, тончайшую поэзию. Вся библиотечная работа ей представлялась живой, человечной, восхитительной
Умение восхищаться — признак романтизма. В данном случае истоки его, несомненно, следует искать среди уральских гор, на звонких, стремительных уральских речках. Сплавляться по ним с весёлой компанией любимых одноклассников — что может быть лучше! Места заповедные, безлюдные, на реках — пороги и завалы из упавших вековых деревьев. «Всё перекаты да перекаты, послать бы их по адресу. На это место уж нету карты, идём вперёд по абрису». По абрису, то есть почти наугад, но всё-таки уверенно продвигается самодельное плавсредство — плот под названием «Кочка». На плоту — палатка и всё, что нужно для туристов: котелки, рюкзаки, гитара. У входа — костерок. На палатке — плакат: «Провались земля и неба — мы на “Кочке” проживём». Эта «Кочка» — та самая точка: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Мне, во всяком случае, видится именно так. Здесь — начало её романтизма, верности памяти детства, верности друзьям, всем, кого она встретила и любила в жизни.
Может быть, эта «Кочка» — прообраз НГОДБ? В том смысле, что в одной точке может вместиться весь мир? Незачем искать другие точки опоры, чтобы его изменить! Или… зачем уходить из НГОДБ, если и в других местах не лучше? Романтизм, увы, сталкиваясь с реальной прозой жизни, часто тускнеет. Хорошо, что в молодости нам этого знать не дано.
Галина Михайловна Пальгуева, работала в НГОДБ с 1978 по 1995 гг., зам. директора по научно-методической работе с 2004 по 2010 г.

