Запросы простые и сложные. Как овладеть информационным поиском?

Какой бы работой библиотекарь не занимался, конечный результат его работы — это получение читателем необходимых сведений читателем, будь то книга, ссылка на источник, информация на флешке или онлайн доступ. В идеальном случае сведения превращаются в знания.
В большинстве случаев, читатель знает, что он хочет, какую информацию он желает получить. Иногда, он консультируется с библиотекарем, уточняя те или иные сведения по запросу. В ещё более редких случаях (если степень доверия между библиотекарем и читателем переходит на более высокий уровень) читатель просит библиотекаря подобрать литературу на свой вкус.
Таким образом, библиотекарь в повседневной жизни сталкивается как со знанием, так и с незнанием в равной степени. Незнание в данном случае нельзя путать с невежеством. Ибо невежество — это неумение и нежелание узнать, а незнание — просто факт биографии без каких-либо эмоциональных и нравственных оценок. Невозможно знать всего, все чего-то не знают.
Какие же уровни запросов есть в библиотечной профессии?
1. Чаще всего, библиотекарь сталкивается с прямым запросом читателя. «У Вас есть Война и мир?», «Вот список летнего чтения, мне необходима эта литература». В данном случае, читателю понятно, что он хочет. Это «известное известное».
2. Второй случай, когда читатель пришёл с вопросом, на который он ищет ответ. Ему лично данный ответ неизвестен, но он понимает, что ответ можно найти. «Кто такая Сей-Сенагон?», «Этногенез тюркских народов?», «Что такое реликтовое излучение?». Это «известное неизвестное».
3. Иногда человек точно знает, что хочет найти, но не может сформулировать запрос. Мысль вертится «на кончике языка», постоянно ускользая. При этом в памяти всплывает определённое количество информации о забытом знании. Здесь мы имеем дело с эффектом прескевю. Используя сократовский метод «выявления истины», благодаря наводящим вопросам, библиотекарь может сформировать представление от требуемом объекте поиска. Назовём этот запрос как «неизвестное известное».
4. Самый интересный для читателя в поиске информации — это последний вариант. Чаще всего подобная необходимость встречается при работе с молодыми специалистами. С одной стороны, специалист — это человек, который знает свой предмет досконально, изучил все аспекты своего ремесла; с другой — зачастую он плохо знает или не представляет вовсе, соседние отрасли знаний, которые могут пригодиться ему в работе, но не попадают по разнообразным причинам в сферу его интересов. Для него они могут навсегда остаться в тёмной зоне. Для него это «неизвестное неизвестное». В этом случае критически важную функцию в поиске берёт на себя библиотекарь.

Станислав Георгиевич Германцев, ведущий библиотекарь ОСП Библиотека№261 ОКЦ ТИНАО, Москва