Запятая как повод к революции. О чём расскажут старые книги

«Музей книги» — явление чрезвычайно редкое. По всей России их — единицы, поэтому появление такого музея в Сарове стало событием.
Центральная городская библиотека им. В. Маяковского — одно из первых учреждений культуры Сарова (быв. Арзамас-16) (создана 21 июня 1946 г. по Постановлению Совета Министров СССР). В те годы на объекте царила строжайшая секретность, население не могло покидать его пределы даже на время отпусков. Чтобы возместить этот существенный недостаток и скрасить досуг жителям города, на комплектование библиотеки выделялись крупные суммы денег, большинство книг приобреталось в букинистических магазинах. С целью сохранения этого бесценного фонда и был организован отдел редкой книги, на базе которого в мае 2013 г. состоялось открытие «Музея книги».
Музей представляет собой экспозиционно-выставочный зал для демонстрации постоянных и временных экспозиций. В фонде — книги второй четверти XIX в., дореволюционные издания, книги периода Великой Отечественной войны, миниатюрные издания, книги с автографами выдающихся людей.

Старинные и дореволюционные издания
Самая старинная книга фонда — издание 1620 г. на латинском языке. Называется она «Оpera», но никакого отношения к искусству не имеет, так как с латинского переводится как «труд», «старание». Книга привезена к нам из Парижа, отцом Николаем Никишиным. Её автор, Проспер Аквитанский (Проспер Тирон, лат. Prosperus Aquitanus, ок. 390–460 гг.) — святой, богослов и историк родом из римской провинции Аквитания (на границе Галлии с Испанией). Он известен своей «Всемирной хроникой», охватывающей период с 412 г. до приблизительно 450 г., написанной в продолжение «Хроники» Иеронима. В этом сочинении Проспер Тирон описал своё время, опираясь на личные наблюдения и документы.
Проспер принял активное участие в богословском споре с «марсельскими монахами» (в том числе с преподобными Кассианом Римлянином и Викентием Леринским) о соотношении благодати и свободы воли, по этому поводу состоял в переписке со святым Августином, учением которого восхищался. Около 440 г. папа Лев I сделал Проспера своим секретарём, доверяя ему составлять письма от своего имени. Проспер был, видимо, свидетелем разграбления Рима вандалами в 455 г.; этим событием завершается его хроника.
Одно из самых часто цитируемых изречений Проспера: «Legem credendi lex statuat supplicandi» (позднее сокращённый до «lex orandi lex credendi») — «Порядок богослужения определён верой». Этот теологический принцип озвучивает тесную связь литургической жизни с верой в Бога, устанавливает взаимосвязь внутреннего убеждения (веры) с её внешним проявлением (молитвой). Отступления от молитвы могут повлечь, согласно этому принципу, искажения в глубине веры.
Другой известный афоризм Проспера: «Quidquid non possidet armis, religione tenet» — «Что не завоёвывается оружием, то управляется религией».

Наталья Вадимовна Данченко, заместитель директора МБУК «Центральная городская библиотека им. В. Маяковского» г. Саров Нижегородской области