Заходите к нам на сайт. Официальная интернет-площадка РБА как место встречи профессионалов

Три года назад, на XVII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Перми профессиональному сообществу был представлен новый сайт РБА. Адрес остался прежним, но сам интернет-ресурс преобразился: полностью обновился дизайн, появились новые разделы, усложнилась структура.
Мы надеялись, что новая версия будет эффективнее отвечать своим задачам. А таковыми являются, как можно узнать из Положения о сайте РБА, «осуществление максимально свободного и оперативного доступа всех заинтересованных лиц к информационным ресурсам РБА и к информации о деятельности ассоциации, расширение возможностей эффективной профессиональной коммуникации библиотечных специалистов России в электронной среде, представление интересов РБА в глобальной сети Интернет».
За три года (два из которых автор статьи провёл в роли контент-менеджера нескольких разделов, а последний — главного редактора сайта РБА) произошли существенные изменения. Самый красноречивый результат (и традиционный, впрочем, когда речь идёт о сайте) — это рост посещаемости. По итогам 2014 г. количество и посетителей, и просмотров страниц выросло более чем в три раза по сравнению с 2012 годом.
Последние два года внесли ещё одну примечательную коррективу в статистику. Раньше посещаемость была более-менее ровной, сохраняясь примерно на одном уровне в будни, снижаясь в выходные, праздники и летом. Всплески интереса к сайту наблюдались в отдельные дни, когда размещался важный документ, анонс значимого мероприятия или случался иной информационный повод. В 2013 г. на протяжении нескольких летних (!) и осенних месяцев посещаемость росла, причём в сентябре были периоды, когда в день на сайт заходили более 10 тыс. пользователей, а количество просмотров превышало 20 тысяч. В октябре 2014 г. в отдельные дни зафиксировано почти 30 тыс. просмотров страниц. Причина тому — Всероссийский конкурс «Библиотекарь года», в ходе проведения которого сайт широко используется. В специальном разделе оперативно появляется информация обо всех участниках и их конкурсные документы, а после того, как жюри выбирает финалистов, на сайте идёт открытое онлайн-голосование. По итогам 2014 г. на раздел «Библиотекарь года» пришлась треть от общего числа запросов страниц сайта. Заметим, что во время проведения конкурса аудитория сайта расширяется: в неё вливаются читатели библиотек, в которых работают номинанты, партнёры их учреждений и другие заинтересованные лица. У участников конкурса «Библиотекарь года» и после окончания «соревновательного» цикла есть возможность напоминать о себе: например, присылать новостные материалы для возможного размещения на сайте РБА.
Стоит признаться, что информационная политика, касающаяся новостной ленты, — одна из дискуссионных тем. Спор идёт и в редакции сайта, и за её пределами. Больше всего нареканий вызывает то, что новости проходят отбор, — хотя, казалось бы, это мера абсолютно естественная и неизбежная. Регионов много, библиотеки разнообразны, их информационная активность варьируется очень сильно.
Давайте попробуем воспринимать новостную ленту сайта РБА как своего рода виртуальную «витрину» ключевых аспектов деятельности (чтобы не произносить громкого слова — достижений) библиотек России. Главная страница сайта фактически является одним из инструментов формирования имиджа библиотечного сообщества: её видят не только потенциальные члены РБА или участники проектов той или иной Секции, но и представители власти, партнёры РБА, профессионалы из других сфер, которые интересуются, чем живут сегодня библиотеки страны. В этом случае при формировании новостной ленты предпочтение не может отдаваться одному региону, одному типу библиотек или отдельным библиотекам, которые опережают других по своей пиар-активности (пусть это даже заслуживает уважения и достойно подражания). Без фильтра никак не обойтись.

Виктория Владиславовна Мещерякова, старший научный сотрудник Отдела межбиблиотечного взаимодействия Российской национальной библиотеки, главный редактор сайта РБА