Зачем козе баян

или Современные цифровые тренды в библиотеке

Современные цифровые тренды настойчиво вписываются в работу Государственной библиотеки Югры. Какие же технологии мы успели освоить, как происходило внедрение и что из этого вышло?
Не секрет, что в современном мире триггером развития библиотек порой становятся новации IT-рынка. И если буквально три года назад, когда я готовила выпускную квалификационную работу и проводила исследование, случаи использования иммерсивных технологий в библиотеках были единичными, про искусственный интеллект шёл только робкий шепоток, а аддитивные технологии практически не встречались, то сегодня библиотека, превращаясь в модельную, приобретает пару VR-очков и 3D-принтер, а особо продвинутые библиотекари пишут с помощью ChatGPT новости и генерируют картинки.

Иммерсивные технологии
Государственная библиотека Югры уже более 15 лет применяет одну из старейших технологий дополненной реальности — QR-коды. Они используются для рекламной продукции, баннеров, в библиографических списках, оформлении выставок. Даже на скульптуре «Сова» перед библиотекой долгое время была крупная наклейка с QR-кодом, ведущим на официальный сайт Окружной.
По определению руководителя группы исследователей “Intel” Рональда Азума, виртуальная реальность совмещает виртуальное и реальное, взаимодействуя с пользователем в реальном времени и трёхмерном пространстве1. Согласно данному определению, отсчет использования дополненной реальности и иммерсивных технологий в целом в Государственной библиотеке Югры нужно вести с 2018 года.
И, как часто случается, всё началось с личного интереса. В начале лета 2018 г. детский писатель Игорь Шевчук (по совместительству «папа» Смешариков и Фиксиков) проводил творческую встречу. Она прошла живо и интересно, с презентацией книг с дополненной реальностью. Автором такая книга была приобретена, с большим интересом прочитана сыном и представлена коллегам в библиотеке. Комплектование фондов изданиями с дополненной реальностью началось с 2018 года. Сегодня AR-книги представлены 84 ед. хранения. Их тематика — развитие и обучение детей и подростков. AR-книги делают процесс познания более увлекательным и помогают наглядно представить концепции, которые могут быть трудными для понимания. Интерес читателей к изданиям с дополненной реальностью подтверждает факт высокой востребованности книг.

Юлия Аркадьевна Ким, заместитель директора по автоматизации и формированию фондов Государственной библиотеки Югры

1 Бояршинов Я. П. Об использовании технологий дополненной реальности в печатных изданиях // Электронный научный архив УрФУ. — Екатеринбург, 2015. — С. 5–10. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/35810/1/kd_2015_02.pdf