Сказитель — голос и совесть народа
Судя по нартовским сказаниям, песни, музыка и пляски
составляли важнейший элемент древнеосетинского быта.
Нарты предаются им с такой страстью и увлечением,
что забывают даже о смертельной военной опасности.
Васо Абаев
Если ты не будешь крепко стоять на плечах своих предков,
ты никогда не станешь выше.
Сослан Моураов
29 ноября в зале искусств Национальной научной библиотеки Северной Осетии при полном аншлаге (яблоку негде было упасть!) состоялась презентация развёрнутой книжно-иллюстративной выставки «Мелодия предков: осетинские музыкальные инструменты в изобразительном искусстве» (составитель Лариса Калаева).
Древние инструменты нашли своё отражение в творчестве многих известных художников и скульпторов: М. Туганова, М. Келехсаева, Л. Гадаева, В. Цаллагова, Б. Дзиова, С. Тотиева, С. Едзиева, Б. Шанаева, В. Кцоева, Х. Сабанова, Ю. Абисалова, Х. Гассиева, А. Есенова, Ф. Цаллаговой, З. Дзиовой и др. Воспет и увековечен образ сказителя, которого называют голосом и совестью народа. На полотнах и скульптурах старинные музыкальные инструменты символизируют мудрость, величие, молитвословие осетинского народа, о чём подробно рассказала в электронной презентации (подготовила Оксана Хугаева) заведующая отделом искусств ННБ — Фариза Басиева.
Осетины гордились теми, кто под свой аккомпанемент мог исполнить песни шуточные, героические или сказания из нартского эпоса. Осетинские музыкальные инструменты занимают особое место в музыкальной культуре осетин. Певец и аккомпаниатор в одном лице восхвалял в своих песнях героев, воинов, борцов. По признанию В. Абаева, «на героях этих песен молодёжь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, протесту против всякой несправедливости, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору и унижению… И когда мы пытаемся восстановить в воображении древнеосетинский быт, наряду с образами пастуха и воина, перед нами встаёт третий образ — образ певца, поющего о подвигах легендарных героев перед кругом зачарованных слушателей».
В «Сказаниях о нартах» доминирует «дыууадастанонфандыр» — двенадцатиструнная лира. Этот музыкальный инструмент был настолько почитаем, что история его возникновения — отдельная глава в народном эпосе. Такой инструмент не мог появиться благодаря искусному мастеру, он должен был возникнуть необычным образом и на трагичной волне. Поэтому в эпосе «дыууадастанон фандыр» конструируется из частей тела погибших сыновей нарта Сырдона. В сказании «Как появился фæндыр» повествуется о том, как Сырдон, потерявший сыновей, сделал фандыр: «Он взял кисть руки старшего сына и натянул на неё двенадцать звонких струн, а струны те были из жил, что несли кровь к сердцам его сыновей». Сырдон передаёт этот удивительный инструмент нартам.
Дала-фандыр хотя и не имеет такую богатую эпическую историю, тем не менее, был широко распространён в музыкальной культуре осетин. Однако и этот инструмент к XIX в. постепенно выходит из обихода. Только благодаря тому, что его начали использовать в ансамбле «Симд» с 30-х годов прошлого века, дала-фандыр снова возвращается на музыкальный подиум.
Наталья Владимировна Куличенко, специалист по связям с общественностью и СМИ Национальной научной библиотеки РСО-Алания, г. Владикавказ

