Здравствуй, рабыня Изаура

Важнейшее из искусств сегодня находится в глубочайшем кризисе. И дело даже не в том, что Голливуд снял с российского проката свои блокбастеры (оказалось, что зарубежные фильмы приносили 80% выручки кинотеатров), а в том, что заменить их сегодня нечем.
Прокрустово ложе российского кинопроизводства — государственная поддержка обещана только «правильным» фильмам, входящим в патриотическую триаду (спорт, космос, победа), лишило отечественный кинематограф перспектив развития, а кинотеатры — зрителей. В отсутствие крупных премьер в ближайшие месяцы люди, вероятнее всего, будут предпочитать домашнее киносмотрение и онлайн-платформы, нежели устраивать походы в кинотеатры. Перезапуск «Брата» и «Брата-2» выглядит скорее как разовая акция или акт отчаянья. Мы будем жить либо старыми громкими картинами, либо закупленными по завышенной цене второсортными лентами. Мало вероятно, чтобы давние почитатели Данилы Багрова заполнили зрительные залы.
Конечно прокатчики не сидят, сложа руки — они ищут альтернативу ушедшим от нас киногигантам. Предлагается запустить на отечественные экраны индийское, иранское, китайское кино, а также закупить бразильские сериалы. Что-то давно мы не видели «Рабыню Изауру», «Дикого ангела» и «Богатые тоже плачут»! Знакомство с индийскими фильмами произошло ещё раньше. Надо отметить, что индийское и китайское кино в России почти никто не смотрел, но его вывод на рынок будет интересным экспериментом. В конце 1990-х годов на ТВ показывали индийскую «Зиту и Гиту», и это давало неплохие рейтинги. Но сегодня вряд ли стоит рассчитывать на то, что своеобразные фильмы Болливуда придутся по вкусу зрителям.
Ожидаемые в начале года премьеры отечественных фильмов тоже не состоялись. Продюсеры не объяснили причины, почему, например, драма «Нуучча», отмеченная множеством фестивальных наград, лишилась даты премьеры. Следующий жертвой стал ещё один нашумевший на фестивалях фильм — триллер Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». Действие картины разворачивается в альтернативной реальности, по сюжету беглый капитан НКВД пытается добиться прощения у родственников замученных им жертв. Премьера была намечена на 7 апреля, однако уже в начале марта лента исчезла из графика кинотеатров. В самом конце марта на неопределённый срок переехала, пожалуй, самая ожидаемая отечественная премьера месяца — «Ампир V», экранизация романа Виктора Пелевина. Причём если перенос «Нууччи» и «Волконогова» — инициатива самих прокатчиков, то в случае с «Ампиром V» у «Вольги» не оставалось выбора — Министерство культуры попросту не выдало фильму прокатного удостоверения. В министерстве утверждают, что причиной стал неправильный возрастной рейтинг: прокатчик заявляет «16+», а Минкульт склоняется к «18+». Но в прессе упорно ходят слухи, что причиной стала антиспецоперационная позиция снявшегося в фильме Оксимирона.
Конечно, для любителей кино остаются стриминговые платформы, но и они сейчас переживают не лучшие времена. На самых крупных доступ для пользователей из России закрыт. «Кинопоиск» убрал из расписания цифровые премьеры недавних хитов «Человек-паук: Нет пути домой», «Аллея кошмаров» и «King’s Man: Начало», из премьер «Amediateka» исчез и «Halo», а показ нового сериала «Наш флаг означает смерть» остановился на третьей серии.
Но признаем, что домашние просмотры не могут заменить человеку почти ритуальный поход в кинотеатр — а на это рассчитывать пока не приходится.

С любовью,Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»