Общественное благо или библиотечная услуга?
Этой осенью в библиотечных социальных сетях развёрнулась дискуссия по поводу публикации интервью председателя комитета Госдумы РФ по культуре Е. А. Ямпольской.
В интервью Елена Александровна обозначила свою позицию, высказанную ею на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, которое состоялось 27 октября 2020 года. На нём было предложено вывести культуру из сферы услуг и гарантировать, чтобы государственные субсидии обеспечивали зарплаты работникам отрасли и затраты организаций на безопасность и коммунальные расходы.
В своём выступлении Председатель комитета по культуре выразила свою точку зрения так: «Я предлагаю закрепить в нашем законодательстве иной правовой статус бюджетных и автономных учреждений культуры, при котором сохранение культурных ценностей в библиотеках, музеях, архивах, а также поддержание творческого потенциала в творческих коллективах будет гарантированно обеспечено государством. Причём для тех, кто занимается сохранением наследия, работой с фондами, научной деятельностью, мне кажется, такие изменения нужно ввести раз и навсегда. Они не должны зависеть от так называемой внебюджетки».
В интервью Е. А. Ямпольская изложила ключевые позиции своего выступления: «В многонациональном и многоконфессиональном обществе именно культура выходит на первый план, когда ставятся задачи гражданского единения, национального согласия. Она обращается напрямую к эмоциям — в отличие от лозунгов и призывов. Общество, особенно молодёжь, сегодня, отвергает лозунговую стилистику. Принцип финансирования — это отражение взгляда государства на культуру в целом. Предложения, с которыми я рискнула выйти к президенту, потребуют изменений в Бюджетный кодекс, в Закон «О некоммерческих организациях», в №83-ФЗ — закон, установивший статус бюджетных и автономных учреждений».
Ключевым тезисом данного интервью является данная мысль: «…. прежде всего следует, на мой взгляд, записать в “Основах законодательства о культуре”, что отрасль не оказывает услуги, но обеспечивает конституционное право граждан на доступ к культуре». Это серьёзный посыл, который переворачивает многие целевые установки, сформировавшиеся в нашей библиотечной сфере в конце девяностых–начале двухтысячных годов. Именно в этот период культура и образование из общественного блага совершили дрейф в сторону сферы услуг.
Справедливости ради надо отметить, что озвученное на заседании Совета не первый раз обсуждается в высших эшелонах власти. Ещё в сентябре 2017 г. на парламентских слушаниях, вице-спикер Государственной думы П. О. Толстой заявил: «Культура не является сферой услуг. Это базовое положение, из которого исходят все депутаты и представители профессионального сообщества. Невозможно регулировать и оценивать культуру по рыночным принципам».
Наиболее удачно ситуацию, сложившуюся в начале 1990-х гг. в библиотечной сфере, охарактеризовал Дмитрий Миронович Цукерблат из ГПНТБ СО РАН: «Понятие “библиотечная услуга” пришло в библиотеки с информационного рынка для обозначения источника финансирования, появившегося дополнительно и вынужденно в связи с резкой секвестрацией бюджета в 1990-х годах. В том случае, когда библиотечное обслуживание понимается как набор предоставляемых библиотечных услуг, библиотеки автоматически становятся в один ряд со сферами бытового и коммунального обслуживания, торговли, парикмахерскими, банно-прачечными комбинатами, химчистками, а библиотекари приравниваются к продавцам на рынках»1.
Этот период можно обозначить как тотальную трансформацию библиотечной сферы, всё, что бы ни происходило отныне в стенах библиотеки, стало рассматриваться через призму рыночного восприятия библиотечной деятельности. И здесь опять позволю себе процитировать Д. М. Цукерблата: «“Рыночники» постарались перевести достаточно ясные и устойчивые понятия библиотечной деятельности в рыночную терминологию. Так, библиотечное обслуживание превратилось в набор библиотечных услуг, потребность населения в различных видах библиотечной помощи стало спросом на библиотечные услуги, удовлетворение этой потребности — потреблением библиотечных услуг, библиотечное учреждение — производителем библиотечных услуг, читатель — потребителем библиотечных услуг, библиотекарь — поставщиком библиотечных услуг и т. д.»2.
Александр Михайлович Мазурицкий, профессор Московского государственного Лингвистического университета, доктор педагогических наук
1 Цукерблат Д. М. // Библиотека: сфера обслуживания или развития науки. — 2012. — №2. — С. 99.
2 Цукерблат Д. М. // Библиотека: сфера обслуживания или развития науки. — 2012. — №2. — С. 101.

