Иван Тургенев и Ги де Мопассан. Связующие нити двух культур

С 1871 по 1883 г. Тургенев живёт в Париже, где поддерживает дружеские связи с французскими писателями, с которыми часто встречается на квартире Гюстава Флобера — на «флоберовских обедах». Обеды сопровождаются читкой новых произведений их авторами — Эдмоном Гонкуром, Альфонсом Доде, Эмилем Золя, Тургеневым и хозяином дома. На этих встречах бывает также Ги де Мопассан.
Однако сблизила Тургенева и Мопассана смерть Флобера в 1880 г.: оба глубоко переживали эту утрату. Тургенев организует Комитет по сооружению памятника Флоберу, в который вошёл и Мопассан. Началась переписка, которая свидетельствовала о том, что русский писатель внимательно следит за творчеством Ги де Мопассана.
Но Тургенев не только следил: он рекомендовал рассказы Мопассана русским издателям. Так, он предложил редактору журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевичу обратить внимание на Мопассана, который «изо всей молодой школы романистов во Франции самый талантливый». В результате деятельной заботы Тургенева в 1881 г. в России были напечатаны новеллы Мопассана «В семье», «История одной батрачки» и «Весною». Вернувшись осенью с родины, Тургенев писал Мопассану: «Ваше имя наделало немало шуму в России, переведено всё, что только было возможно».
Пропагандируя творчество Мопассана на родине, Тургенев знакомил с его сочинениями друзей и знакомых. Так, он познакомил с ранним сборником рассказов Мопассана «Заведение Телье» Льва Толстого, и тот впоследствии отозвался большой статьей о творчестве французского писателя.
Мопассан нашёл в лице Тургенева близкого ему человека, учителя, талантом которого он восхищался. В посвящении к сборнику «Заведение Телье» Мопассан написал: «Ивану Тургеневу — в дань глубокой привязанности и великого восхищения». С посвящением Тургеневу вышел и роман Мопассана «Жизнь», отрывки из которого автор читал уже больному писателю.
Внимание Мопассана к творческой личности русского романиста не было случайным. Мопассан понимал мощь таланта Тургенева и, безусловно, испытывал его влияние. Но в первую очередь Мопассана подкупали человеческие качества Тургенева. Мопассан считал, что такие люди, как Флобер и Тургенев, редко встречаются в современном мире. Только они могут «сохранить абсолютную цельность своей мысли, гордую независимость своего суждения», могут смотреть «на жизнь, на человечество и на мир, как свободные наблюдатели, стоящие выше всех предрассудков, всяких предвзятых мнений, всяких догматов, то есть выше всяких опасений».
Тургенев умер на своей даче в Буживале под Парижем 3 сентября 1883 года. Некролог Мопассана на его смерть был напечатан в газете «Голуа» 5 сентября 1883 года.
В некрологе Мопассан не вполне точно передаёт некоторые факты из жизни Тургенева. Писатель попал в тюрьму в связи с тем, что вопреки запрету цензуры в Петербурге напечатал в Москве некролог на смерть Гоголя, хотя сам Тургенев считал, что виной тому рассказы из «Записок охотника», публиковавшиеся в журнале «Современник». Мопассан также ошибочно называет Пушкина другом Тургенева: они даже не были знакомы, хотя Тургенев в ранней молодости дважды видел поэта, которого боготворил. Некролог Ги де Мопассана отражает общие чувства, которые испытали друзья и знакомые И. С. Тургенева при известии о его кончине. Талант писателя и масштаб личности Тургенева вполне осознавались его современниками в России и за рубежом.

Елена Григорьевна Петраш, кандидат филологических наук, доцент, Москва