Идеальная потребность. Штрихи к портрету ребёнка-читателя

Проблема приобщения к чтению книг требует комплексного решения, особенно это касается развития интереса к чтению среди детей.
Современное информационное общество всё дальше уводит человека от чтения. Телевидение, интернет, различные электронные гаджеты заменяют живое общение с книгой. По данным опроса фонда «Общественное мнение» (в опросе приняли участие полторы тысячи россиян в ста населённых пунктах 44 областей, краев и республик России), 50% россиян за последний год не прочли ни одного художественного произведения. Из читающих граждан 21% брали книги у знакомых и родственников, 20% покупали, ещё 20% читали те книги, которые есть дома, и всего 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках. В семидесятые годы 80% семей читали вместе с детьми (сегодня только 7%). Потребность в чтении относится к идеальным потребностям, таким как познание окружающего мира и своего места в нём, познания смысла существования на земле и своего предназначения. В младших классах познавательная потребность выражается в любознательности. И именно в младшем школьном возрасте ребёнок становится не только слушателем, но и читателем. Формирование его читательских интересов и круга чтения происходит под влиянием ближайшего окружения — семьи. Увы, не каждая семья может позволить себе регулярно покупать новые книги, поэтому необходимо выстроить модель взаимодействия «ребёнок — семья — школа — библиотека». (Надо отметить, что хотя электронные библиотеки, активно развиваются, электронные книги — это другая форма представления информации, они ориентированы на подготовленного читателя, знающего, что конкретно ему нужно.) Библиотека оказывает мощное воздействие на литературное развитие подрастающего человека, предлагает большое количество книг и помощь в их выборе. Если в 1 классе основными являются показатели навыка чтения, то применительно к учащимся 2–4-х классов нужно говорить о формировании вдумчивого читателя. Данные статистических опросов показывают, что 50% россиян за последний год не прочли ни одного художественного произведения*. А вот данные, полученных в ходе анкетирования учеников 4-х классов: 44% респондентов предпочитают в свободное время встречаться с друзьями или смотреть телевизор; 39% предпочли бы посмотреть фильм; 26% — прочитать книгу. Безусловно, информационно-коммуникационные технологии и телевидение занимают большое место в жизни человека, но не стоит забывать, что книги оказывают плодотворное влияние на развитие воображения, мышления, на воспитание нравственных качеств. Разумеется, это можно сказать не о всякой книге, поэтому формирование умения выбрать действительно хорошую книгу всегда актуально. Помогать в этом ребёнку должна как школа, так и родители.

Ольга Сергеевна Сальникова, аспирант Череповецкого государственного университета, кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций

* Выступления заместителя председателя Госдумы Людмилы Швецовой на заседании «круглого стола» «Книга и чтение в культурном пространстве России» в Госдуме 13 марта 2014 г.
** Там же.