Драматург Гарольд Пинтер
В 2005 году Нобелевской премии по литературе был удостоен драматург Гарольд
Пинтер (1930–2008).
В его пьесах раскрыта «пропасть между обыденностью и закрытым пространством подсознания, <…> он вернул театру его основные принципы — замкнутое пространство и непредсказуемые диалоги, где люди оставлены на милость друг друга и притворство невозможно»1. Нобелевскую лекцию Пинтера опубликовали петербургские журналы «Звезда» в 2006-м в переводе Нины Жутовской, и в 2007 г. — «Балтийские сезоны» в переводе Г. Коваленко2.
В 18 лет Пинтер поступил в Королевскую Академию драматического искусства, которую не окончил, но работал продолжительное время в провинциальных театрах. Его называли «идеальным человеком театра»3.
На закате «оттепели» вышла книга «Современный английский театр» (М., 1963) составитель и редактор которой Ф. Крышко написал следующее «произведения таких писателей, как Н. Ф. Симпсон и Г. Пинтер, пронизаны декадентскими мотивами. Это — “драматургия абсурда” выражающая ужас перед жизнью, глубокое неверие в человека. В этих пьесах царит горький и безнадёжный скепсис, утверждается относительность человеческих понятий и идеалов и бесплодность попыток выяснить, в чём смысл жизни»4.
Пинтер поднимал многие больные проблемы века — одиночество, разобщённость людей, равнодушие к чужим бедам и страданиям.
Нина Александровна Костылева, кандидат филологических наук, краевед, Санкт-Петербург
1 Рыжиков М. Драматург, без которого представить театр невозможно // Эхо планеты. — 2005. — №44. — С. 45–47.
2 Звезда. — 2006. — №7. — С. 129–137; Балтийские сезоны. — 2007. — №17.
3 Залесова – Докторова Л. Две стороны личности Г. Пинтера // Звезда. 2006. №7. С. 138-144
4 Современны английский театр. — М.: Искусство, 1963. — С. 16

