Для современных библиотек издательская деятельность давно стала явлением необходимым и вполне привычным.
У многих библиотек издательская деятельность (далее по тексту — ИД) отражена в уставе как один из основных видов деятельности1. Важным моментом является то, что их издательская продукция (далее — ИПБ) достойна изучения, и этот факт признаётся специалистами — если не теоретиками, то уж практиками точно2. Предпринимаются попытки изучения и осмысления ИД в том или ином аспекте, которые выражаются в разнообразных публикациях, в которых отмечается ряд общих моментов.
Во-первых, «Издательская деятельность библиотеки является составной частью научно-исследовательской, научно-методической, информационно-просветительской деятельности библиотеки»3. Собственно, ИД — это один из способов донести до широкой общественности факт осуществления библиотеками этих видов деятельности, причём весьма доходчиво и наглядно — в виде конкретных публикаций и изданий.
Во-вторых, отмечается, что библиотека ведёт свою ИД ради собственных нужд (а не ради прибыли, в отличие от коммерческой организации). «Нужды в данном случае чисто производственные: издательская деятельность ведётся с целью достижения определённых производственных целей, которых можно перечислить много, причём каждая библиотека выдвигает на первое место наиболее близкие ей цели и задачи»4.
В-третьих, выделяют несколько основных направлений ИД: библиографическое, научно-методическое и рекламно-информационное. Видное место занимает ИПБ краеведческой направленности — это отмечено практически во всех публикациях.
В-четвёртых, отмечается большое жанровое разнообразие ИПБ. «Кроме библиографических указателей и методических пособий, это — каталоги краеведческих выставок, исторические хроники, дайджесты, сборники материалов научно-практических конференций, краеведческих чтений, буклеты, переиздания редких краеведческих книг и открыток; создание собственных путеводителей, словарей, справочников, учебных пособий, краеведческих очерков, краеведческих журналов и альманахов, как в печатном, так и в электронном виде. Наконец, подготовка сборников местных писателей и поэтов, в том числе юных дарований, участие или создание собственных энциклопедий о крае»5.
В-пятых, указываются и проблемы в сфере ИД библиотек. Это и недостаток квалифицированных кадров, и слабое материально-техническое обеспечение, и сложности с реализацией продукции.
Большинство публикаций касается конкретных библиотек. А хочется увидеть более-менее целостную картину, своеобразный срез, и сопоставить его с собственным опытом работы. Для этого я решила обзорно изучить ИД центральных библиотек субъектов Российской Федерации (краёв, областей, республик и т. д.). Не исследовались федеральные библиотеки, цели и задачи которых ориентированы на Российскую Федерацию в целом, и при этом у них весьма большие возможности. Не исследовались также библиотеки муниципальных образований — городов и районов, так как их очень много, но все они в рамках конкретного субъекта РФ (области, края и т. д.) связаны в единую систему, центром которой и является областная (краевая и т. д.) библиотека.
За основу были взяты данные об ИД библиотеки, размещённые на её сайте. С одной стороны, библиотека может заниматься ИД, но при этом никак не показывать эту информацию на сайте.
С другой стороны, согласно данным сайтов, из 154 библиотек на более-менее регулярной основе ИД занимаются 132, то есть 86%. Полагаю, что данных по этим библиотекам, даже с учётом того, что сведения на их сайтах представлены с разной степенью полноты, вполне достаточно, чтобы охарактеризовать ситуацию в целом, что и является целью.
В 2022 г. было обследовано 154 библиотеки из 81 региона России. Из них библиотек для взрослых — 81 (53%), а библиотек для детей и юношества, молодёжных и детских (далее по тексту — детские) — 73 (47%).
Из 132 библиотек, осуществляющих ИД, взрослых библиотек — 75 (57%), детских — 57 (43%). Из этого соотношения видно, что детские библиотеки издательской деятельностью занимаются несколько реже — примерно в 1,3 раза.
Марина Владимировна Веркова, заведующая сектором издательской деятельности ОГБУК «Дворец книги — Ульяновская областная научная библиотека имени В. И. Ленина», кандидат филологических наук
1 Лодыгина П. А. Научно-издательская деятельность центральных библиотек субъектов РФ / П. А. Лодыгина // Библиотечное дело. — 2020. — №20 (374). — С. 22.
2 Матлина С. Г. От «серой литературы» — к многоцветью жанров и тем. Феномен издательской деятельности публичных библиотек / С. Г. Матлина // Библиотечное Дело. — 2008. — №2 (68). — С. 2–4
3 Галиасфарова А. А. Издательская деятельность национальных библиотек Поволжья: история и современное состояние / А. А. Галиасфарова // Документ в социокультурном пространстве региона (теория, история и современность): материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции; составители Г. Г. Габдельганеева, Г. В. Матвеева. — Казань, 2017. — С. 101.
4 Быстрых Т. И. Краеведческая издательская деятельность муниципальных библиотек города Перми [Электронный ресурс] / Т. И. Быстрых. — С. 1. — Режим доступа: https://biblioteki.perm.ru/files/155/Doklad%20na%20RBA.pdf
5 Буринская Е. Н. Издательская деятельность библиотек по краеведению / Е. Н. Буринская // Труды Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — Т. 188. — С. 208.

