Философия общего дела Николая Фёдорова — тема достаточно страшная. Стоит взяться за неё — и наваливается жуткая усталость, будто после тяжёлой работы. Ведь это вопрос преодоления — не только земного тяготения, но и такого естественного процесса как умирания.
Соприкасаться с философией общего дела Николая Фёдорова тяжело — именно потому, что приходится посещать запретную зону, заглядывать в потустороннее, а это всегда чревато. Николай Фёдорович Фёдоров — единственный из смертных, кто восстал против самой костлявой. До него против смерти восставали только Христос и Иван Дурак, но первый был Богом, а второй — сказочным персонажем. Все остальные со смертью худо-бедно смирились, несмотря на то, что пережить смерть своих близких так до конца и невозможно, горечь потери не оставляет и через многие годы. В этом Николай Фёдоров был человеком честным — не только перед собой, но и перед всем человечеством, несмотря на свою крайнюю религиозность. Ведь для человека верующего смерть, или успение, знаменует переход в лучший мир и конец земных мучений. Для Фёдорова лучшим миром всё-таки оставался подлунный, и ему хотелось закрепиться в нём и вернуть сюда своих близких посредством собирания тел из рассеянных атомов.
Философия общего дела — странный, пугающий, утопический проект, разработанный в середине XIX века, только сейчас постепенно воплощающийся в реальность.
Родился Николай Фёдорович Фёдоров в один год с Толстым, в 1828-м, в Тамбовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Гагарина, матерью его была то ли пленная черкешенка, то ли крепостная, а отчество и фамилия достались ему от крёстного отца. Статус незаконнорожденного сыграл важную роль в формировании мировоззрения будущего философа-космиста. В XIX в. незаконнорожденный ребёнок считался изгоем, недочеловеком, хотя уже мог наследовать титул и состояние, как это случилось с Пьером Безуховым. Николай Фёдоров не унаследовал от отца ни того, ни другого, и травма рождения, как сказал бы старик Фрейд, заставила молодого Николая Фёдорова задуматься об изменении судьбы всего человечества. Во-первых, людям следовало покончить с таким постыдным делом, как производство детей. Дети больше не понадобятся, потому что и смерти больше не будет.
Яна Леонардовна Жемойтелите, член Русского ПЕН-клуба, библиотекарь Национальной библиотеки Республики Карелия, г. Петрозаводск

