Куманова Александра Венкова (в студенчестве — Пулева) доктор пед. наук, профессор Государственного университета библиотековедения и информационных технологий, София, Болгария
Если бы время повернуть назад…
Я училась на библиотечном факультете ЛГИК в группе «Библиография художественной литературы и искусства» с 1976 по 1980 г., затем в аспирантуре — с 1983 по 1987 г., в докторантуре — с 1989 по 1996 г. После окончания института работала в Национальной библиотеке им. Св. Кирилла и Мефодия в качестве библиографа-редактора изданий национальной библиографии.
ЛГИК дал мне отличную подготовку. В нём работали замечательные сотрудники. Особенно запомнился декан по работе с инностранными учащимися проф. Л. П. Москаленко. Очень яркие воспоминания остались о профессорах А. М. Панченко, С. А. Рейсере, В. И. Каминском, С. С. Ланде, И. В. Гудовщиковой, А. В. Мамонтове, А. В. Соколове, доценте Е. А. Корсунском, декане вечернего отделения Е. В. Соловьёвой. Это были и прекрасные педагоги, и прекрасные люди.
Всё было замечательно в годы учёбы. Ярка и насыщенна студенческая жизнь иностранных учащихся — мы часто ездили по городу, его окрестностям и другим городам… День первокурсника, субботники, колхоз, участие в демонстрациях, шефские мероприятия — все эти мероприятия мы очень любили. Каждый вечер после занятий ходили в театр.
Я жила в общежитии на Ланском шоссе (возле Чёрной речки), в одной комнате с болгаркой Стефкой Илиевой. Мы с ней остались друзьями на всю жизнь. Со всеми болгарами и многими русскими и иностранными студентами у меня сохранились прекрасные связи.
Санкт-Петербург полюбился навсегда. Институт незабываем! Пожелания новым поколениям студентов — любить своё студенчество! Если бы время повернуть — опять пришла бы на Дворцовую, 2, в институт культуры.
Евгения Русинова
доктор (PhD), доцент кафедры библиотечных наук, Государственного университета библиотековедения и информационных технологий, София, Болгария
Незаменимая школа
Столетие Санкт-Петербургского государственного института культуры предполагает определённую оценку его места в обществе — как образовательного центра, центра формирования исследовательских навыков, храма знаний и умений. Юбилей обязывает оглянуться, охватить взглядом достингнутое: формирование специалистов, влияние за границей, отличительные параметры Ленинградской / Санкт-Петербургской школы.
Это место специализированной, централизованной, углублённой подготовки в области библиотечно-библиографических наук. Студент покидают его, приобретя опыт по нескольким направлениям; они усваивают теорию, закрепляют её практикой, получают возможность пользоваться разнообразной научной и вспомогательной литературой, обогащаются познаниями, позволяющими организовать практическую работу в качестве библиотечного и библиографического специалиста и/или преподавателями. Формирование этих навыков и знаний происходит в рамках единой ведущей библиотечно-библиографической школы с десятилетними традициями и выдающимися представителями, школы, внесшей весомый вклад в развитие библиотечной науки и практики.
Можно ли говорить о влиянии Ленинградского государственного института культуры (ЛГИК) на болгарскую библиотечную науку? Что изучал аспирант в легендарном (использую это определение без какой бы то ни было иронии, с категорической уверенностью, что это именно так и есть) ЛГИКе?
Основные постулаты были таковы:
• библиотечно-библиографическая работа есть технология, построенная на строгих правилах;
• существует развитая теория библиотечной и библиографической деятельности;
• библиотечное обслуживание, а также целостное функционирование библиотечно-• библиографической системы поставлено на строго научную основу;
• в центре библиотечной работы находится читатель (или по общепринятому ныне термину — потребитель);
• библиотечная деятельность не сводится только к обработке, каталогизации и обслуживанию, а подразделяется на многочисленные взаимосвязанные направления.
Не будет преувеличением сказать, что ленинградская высшая библиотечная школа давала замечательную подготовку. Если у аспиранта уже имелся опыт библиотечной работы (как в моём случае, при этом мне повезло работать в ведущей библиотеке Болгарии — Национальной библиотеке им. Св. Кирилла и Мефодия), высшее образование расширяло и углубляло имеющиеся знания. Происходило погружение в большую науку, с её достижениями, дискуссионными вопросами, наглядными результатами и выдающимися представителями.
Мне кажется, что важнейшим результатом моего пребывания в ЛГИКе стали непосредственные контакты с ведущими специалистами и работа со многочисленными специализированными текстами — докладами, статьями, сборниками, монографиями и пособиями, знакомство с библиотечными исследованиями по проблемам определения и измерения эффективности, пропаганде книги, организации работы с читателями и др.
Непосредственная работа с разнообразной научной и подсобной литературой и общение с преподавателями и коллегами развивают фундаментальные навыки, имеющие решающее значение для формирования специалистов — практиков, преподавателей, теоретиков. Те же принципы лежат в основе болгарской библиотечно-библиографической науки. Её ведущие представители, разработавшие отдельные теоретические и практические направления, являются бывшими аспирантами, стажёрами, соискателями института. Например, если бы не опыт, полученный мною в ленинградские годы, вряд ли в болгарскую учебную программу вошла дисциплина «PR».
Когда я работала над диссертацией, в институте ходила шутка: практическая сторона в русских библиотеках, может, и слаба, зато теория — замечательна. Перемены, начавшиеся в последнем десятилетии ХХ в., потребовали пересмотреть это утверждение. Теория была великолепна, в этом отношении у меня нет ни малейшего сомнения, но могу с уверенностью утверждать, что и практику нельзя недооценивать. Увы, сегодня практики, широко применявшиеся в советской библиотечной системе, возрождаются, открываются заново, но уже как нечто заимствованное.
Преподавателей, студентов и аспирантов, какие бы им ни были присущи человеческие слабости, объединяет одна важная черта: посвящение сложной и ответственной профессии. Влияние ЛГИК на болгарскую библиотечную науку, образованию и практику несомненно: ленинградские воспитанники, студенты, аспиранты, стажёры, кандидаты и доктора наук — в первых рядах библиотечной науки и образования в Болгарии. У всех нас были и другие учителя, и другие вузы, но ленинградская библиотечной школы имеет решающее значение.
Охарактеризовать сущность Ленинградской—Санкт-Петербургской высшей библиотечной школы можно так: она является сочетанием традиций и опыта, инноваций и открытости — к практике и к окружающему миру. И в этом секрет её жизненности и устойчивости.
Хотелось бы отметить и ещё один важный и очень ценный момент. Город на Неве является неповторимой интеллектуальной средой, центром культуры и искусств, городом музеев и богатейшего культурно-исторического наследия, располагает огромными библиотеками. Наши аспирантские годы были наполнены не только учёбой, но и посещением музеев, выставок, концертов и спектаклей, общением с коллегами, установлением дружеских контактов. Интеллектуальный климат исключительно важен для формирования библиотечно-библиографических специалистов, и у тех, кто успел воспользоваться им в период обучения в ЛГИКе, накопился исключительный интеллектуальный капитал. Соприкоснуться с подобной средой, оказаться в стенах такого института — большое счастье.
Жизнь в Ленинграде — это удивительное приключение
Мой первый контакт с ЛГИКом был в лице декана иностранных студентов — Ларисы Петровны Москаленко, и на меня сильное впечатление произвели её откровенность и безыскусность. Что касается работы деканата, не скрою: в некоторых случаях общение протекало излишне сложно, но, как правило, не было причин жаловаться; люди делали свою работу в рамках университетской бюрократии, которая, по моим более поздним наблюдениям, везде одинакова. Вообще от контактов с советской администрацией осталось немало воспоминаний, но всё было не так уж страшно.
Институт ввёл меня в советскую науку и библиотечную практику, показал мне большую науку и необходимость критериев, с помощью которых можно оценить каждую работу. Он научил меня не доверять словам, лишённым действий, показал, что теория беспомощна без практики. Он поддержал мою склонность к систематичности и логике и к формулированию взаимосвязанных вопросов. Пребывание в институте оказалось поворотным моментом в моей карьере: я ушла из отдела обслуживания и каталогизации Национальной библиотеки Болгарии и посвятила себя преподаванию и научным исследованиям, начала работать преподавателем в Государственном институте библиотекарей (ДБИ) в Софии — учреждении, которое с течением времени несколько раз меняло своё название. Именно ДБИ направил меня в аспирантуру.
Первым профессором ЛГИКа, которого я встретила вне деканата, стал Анатолий Николаевич Ванеев. Затем я познакомилась с Владимиром Семеновичем Крейденко, моим научным руководителем. Мне очень повезло, что именно они стали людьми, сформировавшими мои первые впечатления от ЛГИКа. Анатолий Николаевич произвёл на меня впечатление как организованный, деловой и решительный человек. Владимир Семёнович казался сдержанным, закрытым, даже некатегоричным. Мне казалось, он без энтузиазма воспринял моё появление. Тем не менее, он оказался отличным руководителем — заботливым, чутким, отзывчивым, готовым помочь и, прежде всего, оставлявшим аспиранту максимально возможную свободу. Не могу не упомянуть Жанну Шадрину и её полезные советы, которые очень помогали в работе над проблемой библиотечной эффективности.
Когда я училась в аспирантуре, было открыто только здание на Дворцовой наб., д. 2. Другое находилось на реставрации. Было впечатляюще учиться в здании с такой историей, расположенном в самом центре города, между Марсовым полем и Невой, — высокие потолки, парадная лестница, прекрасный вид из окон конференц-зала на стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, Петроградскую сторону со зданиями разных эпох и в разных стилях. Проходили занятия и в здании на улице Халтурина (ныне Миллионная) — впечатляющем, снаружи изношенном, но пропитанном глубокой стариной внутри. Из него также открывались виды на Неву, оставляющие ощущение простора и воспоминания о прекрасных закатах.
Не могу забыть, как постепенно я входила в библиотечную науку; радость от новых книг, приобретённых в киоске, который находился на первом этаже института; хождение по читальным залам и чтение в ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Публичкa). Для обучения и научной работы были созданы хорошие условия — библиотеки, читальни, а также стимулирование руководителем, другими преподавателями, конкуренция между коллегами. В здании на Дворцовой был буфет, где всегда можно было что-нибудь поесть. Была возможность, хотя и редко, получить специальную контрамарку или бесплатные билеты в театр и на концерт.
Несомненно, институт имел свои традиции, символы, атмосферу. Издавал собственную газету «За кадры советской культуры». У института был уникальный внешний вид. Я участвовала в некоторых торжественных встречах с иностранными студентами и аспирантами, а также и на других общих праздниках. До сих пор помню умелое руководство Ларисы Петровны, эффект, который производил парафраз популярной песни «Подмосковные вечера» на «Ленинградские вечера», исполнявшейся всем залом.
Свободное время заполнялось прогулками по городу с его уникальным шармом — с промозглой зимой, весенней эйфорией, расслабляющим летом и осенней меланхолией, удивительными белыми ночами, насыщенным культурным календарем. Концерты, балет, опера, театр, музыкальный зал, цирк; выставки, дома-музеи, пригороды… В памяти навсегда остались органные концерты в Большом зале Филармонии, в Малом зале на Василевском острове, в ДК им. Горького, балеты в Кировском, театральная программа Литературного кафе, выставки русского искусства в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, залы импрессионистов, висячие сады и переход к древнему отделу Эрмитажа; многочисленные концерты и театральные выступления, особенно в Большом зале Филармонии. Как не забудутся и белые ночи на Чёрной Речке и Большой Подъяческой, зима в Никольском морском соборе, песнопения во Владимирском, визиты к друзьям и коллегам… Несмотря на тяжёлое время (перестройка), нередко обедали или ужинали в ресторане. Кафе «Север», ресторан «Погребок», ресторан гостиницы «Европейская» и другие.
Проспект Смирнова (ныне Ланское шосссе), д. 9, корп. 2. После комфортных условий в Софии трудно представить, что можешь легко привыкнуть жить с другим человеком в комнате, пользоваться общей кухней (две на этаж); стирать без стиральной машины, прибираться в ванной перед тем, как её использовать — так как она одна на четырёх человек! Самое сильное воспоминание о жизни в общаге оставила зимняя изоляция окон; сварливость некоторых из вахтёрш; ритм жизни — утром не вставать раньше десяти и не ложиться спать до двух часов ночи!
Деловитая Анна Фомина, улыбающаяся Татьяна Короткова, модная Линка и серьёзная Лариса, Наденька Прыгова с её интеллектуальной семьей, шумные «капееровки» Юля и Римма с которыми я делила два года один блок, польский бонвиван Михал, комендант Богдан Набережный и его жена (сдержанная Света), и весёлая Лиля, с которыми жила в самом начале после прибытия. Не забуду энергичную, дружелюбную, готовую помочь Надю Мошкину. Общалась с некоторыми из болгарок, учащихся в Институте — Рени из Пловдива, Оксана из Плевена, Снежанка Пенькова, которая тоже училась в аспирантуре. На этаже также жили студенты из Йемена и Сирии, Вьетнама и Индии, один молодой человек из Соединённых Штатов. Различные культуры, манеры, одежда, манера поведения, разные кулинарные предпочтения. Помню долгие до полуночи разговоры и жаркие дискуссии, и, конечно, — ритуал чаепития. Незабываемым останется и длинный путь через старые городские кварталы и к типографии на ул. Боровая, где должны были переплести мою диссертацию.
Жизнь в Ленинграде — это чрезвычайное событие, удивительное приключение, особенно в те годы, когда я была аспиранткой. Тогда в нём сохранялся известный консерватизм, Западная модернизация не затронула его внешне, всё ещё живы были старые дворы, полуразрушенные лестницы, коммунальные квартиры, двери и лестничные украшения, помнившие революцию, надписи от первых послевоенных годов. И одновременно город жил интенсивной интеллектуальной жизнью, афиши были полны заманчивых предложений. Это было время повторного открытия дореволюционного Санкт-Петербурга, раннего авангарда, самых передовых форм проявления западного искусства. Здесь каждый мог найти что-то по душе, найти своё место в этом городе и место в своём сердце для города, взять то, что он предлагает, будь то культурная жизнь, интересные встречи, большая наука, профессиональная подготовка.
Красимира Янкова — Игнатова
выпускница 1973 г.
Молодость в Ленинграде незабываема!
Я училась в Ленинградском государственном библиотечном институте (ЛГБИ) с 1971 по 1973 г. по специальности «Массовые и детские библиотеки». После окончания института попала на работу в региональную библиотеку в г. Русе (Болгария), проработала 37 лет в разных отделах. Была методистом, научным работником. Сейчас на пенсии, но работаю в библиотеке Военного клуба.
Из преподавателей особенно запомнились Е. Я. Зазерский, А. Н. Ванеев,
Б. Я. Бухштаб. Огромное влияние оказали преподаватели на моё понимание русской литературы. Дисциплина и эрудиция преподавателей была замечательной. В первый год обучения долго терялась в запутанных коридорах института, но это было забавно. Помню первую ЭВМ на занятиях по справочно-информационной работе. Ещё очень запомнился осенний выезд в область, как собирали морковку на поле, и было очень холодно!
Бытовые условия проживания в студенческом общежитии на Чёрной речке нельзя было назвать роскошными, но мы просто не обращали на это внимания. Помню вкусное мороженое, белые ночи, когда читали ночью без света. Помню тёплое отношение студентов друг к другу. И коменданта Владимира Ильича.
Ленинград, в котором прошла студенческая юность, тогда был в своём полном великолепии. Молодость в Ленинграде незабываема. Кажется, учёба не так хорошо запомнилась, как здания, проспекты, монументы, каналы, музеи, архивы, Публичка. Однажды я попала в больницу и там познакомилась с пожилыми людми, которые рассказывали о войне.
Если бы время повернуть — с удовольствием бы пришла на Дворцовую, 2! А теперь это — другой институт, другой город, другие люди…
Мариана Иванова
выпускница 1979 г.
Всё было наполнено настоящей радостью
ЛГИК я закончила в 1979 г. Училась в группе библиография культуры и искусства». Вернувшись в Болгарию, до выхода на пенсию в 2016 г. работала в Национальной библиотеке им. Св. Кирилла и Мефодия в Софии библиографом-экспертом: сначала в Центре национальной библиографии (теперь: Направление «Национальная библиография»), потом по направлению «Библиографическое и информационное обслуживание».
Институт дал хорошую профессиональную подготовку. Из преподавателей и сотрудников особенно запомнились Л. П. Москаленко — декан иностранных студентов — яркая и незабываемая личность. Было счастьем учиться у таких классных преподавателей, как незабываемые профессора В. Ф. Сахаров, В. И. Каминский, И. А. Шомракова (руководитель нашей группы), Е. А. Корсунский, С. С. Ланда, И. В. Гудовщикова, А. В. Соколов, А. Н. Ванеев, преподаватель Волкова и многие другие.
Всё было наполнено настоящей радостью, у меня остались прекрасные воспоминания. Условия учёбы, бытовые условия — всё было прекрасно. Мы жили в новом общежитии на пр. Смирнова. В комнате я проживала с русской девушкой с факультета КПР (из Ташкента), потом с русской девушкой из Гомеля. Всего было в достатке. Готовили в общей кухне «по-интернациональному» и обменивались рецептами.
Институт — самая красивая, веселая и наполненная добром и душевностью пора в моей жизни. Очень люблю театр, балет, оперу, цирк и др. Мы часто ходили в кино и ждали с нетерпением интернациональные вечера в институте, где все приобщались к творчеству. А о Ленинграде—Санкт-Петербурге, замечательном, красивом городе с богатой историей, можно говорить долго.
После института первые 10 лет поддерживала отношения со студентами из моей группы. Девочки, с которыми жила, пару раз приезжали ко мне, я тоже была у них в гостях — в Архангельске и в Гомеле.
Мои пожелания новым поколениям студентов: быть любознательными, найти своё предназначение в профессиональной жизни и принять в душу все чудеса, которые дарят учёба, преподаватели и Санкт-Петербург!
Стефка Каравастева
выпускница 1980 г.
Нам повезло!
Я училась в ЛГИК на специальности «Библиотековедение и библиография». После института работала методистом и заведущей Методическим отделом Региональной библиотеки им. Ивана Вазова (г. Пловдив, Болгария).
В конце лета 1976 г. трое студентов, которые были отобраны на конкурсной основе после завершения первого года библиотечного института в Болгарии, поехали в Россию, чтобы продолжить образование в Ленинградском институте культуры (ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры). С Сашей (Александра Пулева, теперь Александра Куманова, профессор и ведущий библиограф в Болгарии) мы сразу же стали друзьями и были полны решимости попасть на факультет по этой же специальности, в одну группу и в одну комнату студенческого общежития. У нас был месяц до начала занятий, чтобы узнать город.
Институт культуры, один из старейших вузов в России, находится во дворце, построенном в первой четверти XVI–II в. для сподвижника Петра I — общественного деятеля Дмитрия Кантемира по проекту великого итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Историческое здание, расположенное рядом с Марсовым полем и Невой, очаровало своей красотой и переполненными студентами залами.
Я никогда не забуду тот творческий дух, который царил в университете и который отличал учителей С. А. Рейсера,
А. М. Панченко, С. С. Ланды и В. И. Каминского. Они не читали лекции, а играли на подиуме, воссоздавая исторические или литературные повествования, чтобы передать дух той эпохи. Студенты увидели на лекциях картины истории Древней Руси, драматические сцены из жизни русских поэтов и писателей.
Институт изучает теорию и практику управления библиотекой библиографоведения, теории чтения, психологии, педагогики, дает знаний по теории искусства; нас знакомили с современной библиотекой и технологией её процессов. Общекультурные и профессиональные знания, полученные в вузе, являются прочной основой, на которой студенты института в дальнейшем строят новые знания и навыки. Пожалуй, самое сильное влияние на нас оказали преподавателей, их сильного рвения в работе. Они передали нам искру научного знания, заражали стремлением заниматься исследовательской деятельностью.
Демократическим духом, несмотря на годы социализма, были пропитаны все лекции. В залах велись оживленные дискуссии, преподаватели и студенты свободно общались на уроках истории, мы узнавали факты, которые не найдёшь в учебниках. Преподаватели проводили и творческие эксперименты. Самые талантливые студенты, участвующие в студенческих научных обществах, «дописывали» произведения Пушкина, Достоевского, Толстого и Гоголя, сохраняя стиль авторов и дух эпохи.
Нам повезло, что нашими преподаватели стали самые известные библиотековеды России: профессор A. Н. Ванеев, Г. В. Гедримович, В. П. Леонов, А. И. Блюменау и многие другие. Наибольшее влияние на моё профессиональное развитие, несомненно, оказал Анатолий Николаевич Ванеев, так что упомяну несколько интересных фактов из его биографии. Это человек с большим жизненным и профессиональным опытом, теоретик и практик. Он работал в качестве библиотекаря, библиографа, заведующего научно-методическим отделом, был заместителем директора, а с 1974 по 1995 г. был заведующим кафедрой библиотековедения в ЛГИК (Ленинградский государственный институт культуры). В тот период, когда мы с Сашей были студентами (1976–1980 гг.), Анатолий Николаевич курировал функциональную специализацию «методическая деятельность», а позже стал руководителем моей дипломной работы. Его лекции отличает сочетание теории и практики в библиотеках. Методики, которые он дал нам для качественной оценки библиотек, я впоследствии с успехом использовала во время работы методистом в Региональной библиотеке «Иван Вазов» в Пловдиве. Ванеев является создателем научной школы, к которой принадлежат такие российские библиотековеды, как Ю. Б.Авраева, И. В. Балкова, С. А. Басов (наш одногруппник) Ю. Н. Дрешер, В. Р.Фирсов, М. Н. Колесникова и другие. В настоящее время Анатолий Николаевич является советником ректора Института и членом Совета защиты докторских диссертаций.
Другой известный учёный и наш преподаватель — доктор педагогических наук, профессор Владимир Семёнович Kрейденко, который читал теорию чтения и работы с читателями. Его научно-педагогическая деятельность известна во всем мире через написанные более 200 научных трудов, учебников, учебных программ, справочников, словарей и т. д. В круг его научных интересов входят: методология и методы изучения библиотечного опыта, библиотечно-библиографской службы, библиотерапия, методика преподавания. Он является одним из первых профессоров, который разработал курс «Научные исследования».
В Институте работал и профессор Валерий Павлович Леонов, позже возглавивший Библиотеку Академии наук. Леонов читал нам совершенно новый курс о совершенно новых для нас в то время (1976–1980) вещах — «Автоматизация библиотек и новые информационные технологии». Как бывший стажёр в Университете штата Мэриленд, США, В. П. Леонов говорил на нескольких языках, обладал знаниями об автоматической обработке документов, об информационных системах и ресурсах. Несколько раз мы посетили Инженерный замок, где я впервые встретилась с гигантом того времени — компьютером.
Близость Летнего Сада, Дворцовой набережной, Эрмитажа, Русского музея, Петропавловской крепости, Адмиралтейства, сохранившийся образ города прошлых столетий укрепили наше чувство сопереживания мыслям и чувствам русской интеллигенции прошлых времён. Наша жизнь была окрашена красотой белых ночей, концертов классической музыки и встречами со студентами из разных стран.
Я тесно подружилась с Маргаритой Яковлевной и с Яном Шумбера, с Аной Маховой (они все живут в Праге, Чехия). Дружбу, родившуюся в студенческие годы, мы пронесли через годы и сохранили поныне. Марсово поле и Санкт-Петербург зажгли в наших сердцах творческий огонь, который жив до сих пор.
Желаю всем студентам и преподавателям крепкого здоровья, много успехов и счастья!

