Институт истории искусств: взгляд назад. Сокровищница в семейном доме*

Более 100 лет прошло с того времени, когда был задуман и основан один из самых значительных центров искусствоведческой мысли, во многом определивших её развитие в ХХ веке, — Российский институт истории искусств.

Уникальность института проявилась, прежде всего, в том, что здесь органично сосуществовали, примирялись и синтезировались, порождая нечто новое, различные виды искусств, совершенно разные люди (по возрасту, темпераменту, интересам, принадлежности к разным школам) и противоположные направления, казалось бы, даже исключающие друг друга. Он, как губка, впитывал энтузиазм молодых учёных и опыт, знания старшего поколения привлекаемых отовсюду людей, влюбленных в своё дело и мечтающих послужить ему. Старинный особняк, в котором расположен институт, стоит в пятидесяти метрах от западных дверей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сейчас мало кто из жителей города знает, что это за дом, его историю и судьбу. Об этом и хочется рассказать. В 1907 г. три русских студента, учившихся за границей, решили создать в Петербурге Институт истории искусств, «по образцу флорентийского», состоявшего из богатой библиотеки, в которой время от времени читались бы лекции и доклады. Это были потомок известного екатерининского вельможи меценат граф Валентин Платонович Зубов, М. И. Семёнов, племянник графа, и Т. С. Трапезников, родственник известного меховщика Сорокоумова, «того самого, — писал В. П. Зубов, — который на свечке жёг в присутствии жены сторублевые бумажки, чтобы отучить её от скупости». Решено было прежде всего составить библиотеку. «Мы поехали в Лейпциг, вошли в сношения с большими книжными фирмами и покупали, покупали, покупали».

Лидия Кузнецова, кандидат филологических наук

* Мир русского слова. — 2007. — №1–2. — Режим доступа: https://istina.msu.ru/journals/95797/