Информационно-культурный центр школы. Концепция развития

В современных образовательных организациях существуют не только школьные библиотеки, но и библиотечно-информационные центры, информационно-библиотечные центры, интернет-ресурсные центры (на примере Нижегородской области).
Появление такого разнообразия библиотечных подразделений образовательных организаций не всегда связано с реализацией Концепции развития информационно-библиотечных центров от 2016 года. Скорее, появление Концепции стало свидетельством того, что реорганизация школьных библиотек давно назрела. Появился и новый профессиональный стандарт педагога-библиотекаря. За последние 6 лет произошли существенные нормативные изменения в библиотечной сфере образовательных организаций, реализующих программы общего образования.
Нижегородские школы, гимназии и лицеи давно включились в процесс преобразования школьных библиотек. Можно отметить интересную работу, которая проводилась в 8, 28, 40 лицеях Нижнего Новгорода, в школе №79 им. Н. А. Зайцева, школе №91, школе №125 и других учебных заведениях. Интересной была и история создания Информационно-культурного центра в МБОУ «Школа №35» Нижнего Новгорода, которая сейчас является инновационной площадкой Нижегородского института развития образования.
В начале 2000-х гг. существование библиотеки в школе №35 города Нижнего Новгорода стало не просто неприемлемым, а угрожающим для книжного фонда. Тесное помещение в полуподвале школы устарело морально и физически. Книги не помещались в необходимом количестве на стеллажах, возрастала губительная сырость. Да и морально библиотека давно не соответствовала представлениям о современной школе, к каковой относили знаменитую в городе 35 школу.
Руководство школы (директором тогда была Цыганова Людмила Александровна) приняло решение о кардинальном преобразовании библиотеки.
Во-первых, были существенно расширены функции библиотеки. Были поставлены задачи освоения информационной культуры всеми субъектами образовательного процесса и того, что Билл Гейтс называл веб-стилем* жизни. Во-вторых, пространство школьной библиотеки должно было существенно измениться и под новые функции, и под современные представления о рабочей среде. В-третьих, библиотека должна была стать местом разнообразных встреч партнёров по профессиональному общению, содержательному общению сверстников, исследованию, дополнительному образованию, воспитанию.

Евгений Владимирович Орлов, методист Регионального информационно-библиотечного центра Нижегородского института развития образования, кандидат педагогических наук, г. Нижний Новгород

* Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — Изд. 2-е, испр. — М.: Эксмо, 2003. — 118 с.