Искусство светописи на библиотечной полке. Фонд фотографий РГБИ

Фотографии как часть фонда изобразительных материалов входили в собрание Театральной библиотеки уже в 1920-е годы. Они поступали из личных архивов, приобретались в букинистических магазинах и у частных лиц. Нам приходится постоянно возвращаться к начальным страницам истории поступления отдельных документов и коллекций, поскольку в ряде случаев она до сих пор не ясна.
За годы существования библиотеки, в частности, за последние двадцать лет, с фотографиями проделана большая работа, направленная на комплектование фонда и отражение сведений о документах в АБИС «Opac-Global» в БД «Изобразительный материал». Коллекции, которые являются гордостью библиотечного собрания, такие, как коллекция фотопортретов
М. А. Шерлинга, «Фотоархив Петипа», коллекция фотографий из архива И. М. Лапицкого, видовые фотографии, сделанные С. Н. Лисевицким, были введены в электронный каталог, со ссылкой на изображение, прикрепленной к каждой записи.
В процессе описания фотодокументов в машиночитаемом формате началось выявление фотографий, переданных из личного архива в дар библиотеке основателем и её первым директором Александром Александровичем Фоминым (1868–1929). Коллекция «Дары
А. А. Фомина» насчитывает более 200 ед. Наиболее ценная часть этого собрания — 77 фотодокументов, на которых запечатлены виды и памятники города Бахчисарай (Крым) и сцены из жизни его жителей — крымских татар. Фотографии были сделаны в 1910-е гг. группой исследователей, возглавляемой создателем Бахчисарайского музея У. А. Боданинским. Об изучении этих уникальных артефактов был сделан доклад, в котором подробно описаны этапы атрибуции1. В 2017 г. к выставке «Памятники Бахчисарая в объективе фотокамеры, 1910-е», которая стала возможной благодаря проведённым исследованиям, издан комплект из двадцати открыток, где впервые была опубликована часть документов2.

Остальные снимки очень разнообразны по тематике. Для их выявления были просмотрены все разделы фонда. Это бытовые и видовые фотографии, среди которых портреты 1860–1900-х гг., виды Крыма, некоторых российских и европейских городов, жанровые сцены. Часть фотографий сделана в фотоателье, часть отснята на любительскую камеру. На обороте большинства документов надписи графитным карандашом: «Дар А. А. Фомина», на нескольких фиолетовый штамп: «Дар» и буквы графитным карандашом «ААФ», которые помогли их выявить.

Юлия Анатольевна Полубнева, хранитель фонда фотографий Центра визуальной информации РГБИ

1 Мордкович Т. А., Лопатина Е. Н. «Памятники Бахчисарая в объективе фотокамеры»: этапы атрибуции фотодокументов при подготовке экспозиции // «Фотография в музее», конференция (Санкт-Петербург; 2019). Сборник докладов конференции «Фотография в музее», 21–23 мая 2019 г. / ред. Е.В. Васильева, А. Р. Сафонова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское общество «А-Я», 2019. — С. 19–26.
2 [Крым]; Памятники Бахчисарая: из фондов Российской государственной библиотеки искусств: комплект из 20 открыток [Открытка]. — Москва: Российская государственная библиотека искусств, 2017.