На протяжении всей истории своего становления жанр детектива вызывал массу вопросов и споров среди литературоведов. В частности, неоднозначным остаётся вопрос о месте, занимаемом детективом в литературе и культуре в целом.
Появление нового жанра — закономерный исторический процесс, связанный с вечным движением литературной мысли, с общественно-историческими изменениями. По точному замечанию Я. Маркулан, каждая жанровая структура «исторична и зависима от идей, психологического климата, социальной обстановки времени»1. Ярким тому подтверждением является история появления и развития детектива. На протяжении всей истории своего становления жанр детектива вызывал массу вопросов и споров среди литературоведов. Глубокое всестороннее изучение жанра позволило выявить причины появления детективного жанра, установить исторические связи детектива с другими существовавшими ранее литературными формами, выявить жанровые особенности детектива, проследить историю развития жанра, выделить его разновидности, обозначить причины его популярности.
Детективный жанр является полноправным и полновесным в мировом литературном процессе. Как справедливо отмечает Г. Анджапаридзе, послесловии к сборнику «Как сделать детектив», «детектив занимает в культуре своё собственное место и ничто другое не имеет никаких шансов его заместить»2.
О популярности детективного жанра свидетельствует большое количество работ литературоведов, теоретиков и практиков жанра (Адамов, 1980; Я. Маркулан, 1975; К. Авелин, 1990; Х. Л. Борхес, 1990; Чандлер, 1999; Честертон, 1990; У. Эко, 2007; Эйзенштейн, 1997; Рина Брунду Юстес, 2006; А. Грамши, 1959; Н. Ильина, 1989; М. А. Можейко; Наркевич, 1964; О. Н. Олейникова; Т. Н. Пасхарьян, 2001; В. П. Шестаков, 1988; М. Скалицки, 2003; Н. Томан, 1960; А. С. Трошин, 1980; Н. Н. Вольский, 2006; А. Вулис, 1978; Т. Кестхейи, 1989; О. Ю. Анцыферова, 1994; Б. Брехт, 1988; У. С. Моэм, 1952; Скороденко В., 1983; Cawelti J., 1976 и др.). К тому же всё более настойчиво и властно заявляет детектив о своём праве на место в серьёзном кинематографе. Разрабатывается вопрос о выразительном и содержательном потенциале этого жанра с учётом различных случаев кинематографической практики3.
История детективного жанра насчитывает более 150 лет и берёт своё начало с произведения «Убийство на улице Морг», написанного известным американским Э. По и опубликованного филадельфийским журналом “Grams magazine” в 1841 году. Исследователи отмечают, что появление детективного жанра — это закономерный исторический ход, отвечающий социальным и культурным потребностям людей. Среди социальных факторов, способствовавших появлению детективов, можно отметить увеличение интереса к криминальным делам на фоне ряда событий расследования дел, совершенных Джеком Потрошителем. Психологическая и нравственная атмосфера детектива связаны с урбанизмом. Детективный роман — порождение города. Связь детектива с психологией урбанизма, с попытками обнаружить занимательный, поэтический или сказочный элемент в городской жизни отмечал Г. К. Честертон: «Рано или поздно должна была возникнуть грубая, популярная литература, раскрывающая романтические возможности современного города. И она возникла-таки в форме популярных детективов, таких же грубоватых и горячащих кровь, как баллады о Робин Гуде»4. Кроме того, развитие философской мысли того времени связано с появлением описаний таких научных методов, как эмпиризм и рационализм.
Наталья Юрьевна Георгинова, преподаватель кафедры специализированной подготовки по иностранным языкам, Мурманский государственный технический университет
1 Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. — СПб.: Издательство «Искусство», 1975. — С. 24.
2 Анджапаридзе Г. Детектив: жесткость канон и вечная новизна // Как сделать детектив. — М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. — С. 280.
3 Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. — СПб.: Издательство «Искусство», 1975. — 168 с.
4 Честертон Гилберт К. В защиту детективной литературы // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. — С. 16.

