Итоги проектного семинара в Ханты-Мансийске. «Библиотека должна быть такой, чтобы ребёнка из неё уводили силой…»

В соответствии со Сводным планом мероприятий Российской библиотечной ассоциации, 11 марта 2013 года Государственная библиотека Югры совместно с круглым столом «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации провела проектный семинар по разработке концепции здания региональной библиотеки.
Особенностью библиотечной ситуации в автономном округе является наличие только одной региональной библиотеки (исторически сложилось так, что в регионе отсутствуют региональная детская, юношеская и специальная библиотека для слепых и слабовидящих). В 2012 году Правительством автономного округа было принято решение не учреждать специализированные библиотеки, а возложить их функции на государственную библиотеку автономного округа, создав необходимые условия.
В 2013 году Государственная библиотека Югры начала работу по подготовке документации на проектирование 2-й очереди здания. На момент проведения семинара было разработано техническое задание на проектирование объекта, Управлением капитального строительства подготовлено задание на проектирование для дальнейшего проведения конкурсной процедуры в соответствии с Федеральным законом от №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Жанр проектного семинара был выбран неслучайно. Проектный семинар предполагал «работу над ошибками», обсуждение подготовленных документов на их соответствие современным подходам к архитектуре общественных зданий, представлениям о функциях региональной библиотеки.
В качестве независимых экспертов были привлечены Н. Е. Прянишников, архитектор, член постоянного комитета круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» секции публичных библиотек РБА, и И. П. Тикунова, заведующая НИО редких книг (Музеем книги) Российской государственной библиотеки. Участниками семинара, помимо сотрудников региональной библиотеки, департамента культуры автономного округа и управления капитального строительства, также стали: Е. Г. Тоскин, архитектор, директор компании «АМТ-проект» (г. Новосибирск), С. И. Голод и Д. Ю. Хартьян из компании «Арсенал+» (г. Тюмень).
Эксперты предложили участникам семинара познакомиться с функциональной моделью современной региональной библиотеки и тенденциями в современной библиотечной архитектуре. Так, И. П. Тикунова, назвала восемь её основных социальных функций: кумулятивную, мемориальную, коммуникационную, информационную, образовательную, социализирующую, культурную, когнитивную. Различное соотношение социальных функций формирует определённую модель библиотеки. Можно назвать несколько моделей: библиотека — хранитель региональной памяти; библиотека — современный информационный центр, библиотека — для каждого жителя региона, библиотека для библиотек.
О том, как социальные функции находят выражение в архитектуре библиотеки, говорил Н. Е. Прянишников. Оценивая современные тенденции в библиотечной архитектуре, архитектор выделил основные тенденции её развития: значимость (привлекательность), уместность, открытость, гибкость, экологичность, гибридность, разнообразие. Особый акцент Н. Е. Прянишников сделал на экологичности библиотечного здания. Он призвал участников семинара построить первое в России «зелёное» здание библиотеки.
Обсуждая многоаспектность социальных функций библиотеки, современную социокультурную ситуацию в российском обществе, следствием которой стало снижение привлекательности библиотеки у населения, участники семинара пришли к выводу о необыкновенной сложности задачи проектирования и строительства современного библиотечного здания. По общему мнению, актуальной моделью создаваемой библиотеки должна стать библиотека-центр местного сообщества, привлекательный (открытый и экологичный) образ которой должен возвратить читателя в библиотеку. По мнению Д. Ю. Хартьяна, об успешности проекта можно будет судить по одному критерию: «ребёнка будут уводить из библиотеки силой».
Уточнила сформированную модель О. А. Кривошеева, директор Государственной библиотеки Югры. Она рассказала собравшимся о специфике микрорайона, в котором будет строиться библиотека. Микрорайон «Иртыш» — новый в небольшом (около 80 тыс. человек населения), но активно развивающемся окружном центре. Рядом будут воздвигнуты здания коррекционной школы, других социальных учреждений, жилые дома. Строительство 2-й очереди здания библиотеки не в виде пристроя к действующему зданию в центре города, а в другом районе города формирует задачу освоения новой городской среды.
Решая эту задачу параллельно с организационным оформлением структуры методического руководства библиотечным обслуживанием детского населения и людей с ограничениями жизнедеятельности в округе, библиотека обеспечивает библиотечными ресурсами и услугами жителей микрорайона. В новом здании предусмотрено создание Центра детского чтения и Центра библиотечного обслуживания инвалидов, открытие абонемента для взрослого населения. Значительные по площади помещения отведены под коммуникационные и досуговые пространства: галереи, помещения для мероприятий (конференц-зал, зрительный зал, помещение для клубной работы). Важным для многонационального региона является открытие в библиотеке Центра национальных культур. Осуществлению образовательной функции будут способствовать мультимедийные залы, классы для групповых занятий.
Большое внимание в проекте уделено информационным технологиям, в здании будут предусмотрены как технологические решения для организации внутренних процессов библиотеки (комплектования библиотечного фонда, хранения, доставки изданий пользователям и т. п.), так и предназначенные для использования посетителями (зона для самообслуживания, мультимедийные зоны и т. п.).
Сотрудники библиотеки выступили «внутренними» экспертами и оценили библиотечное здание в нескольких аспектах — как пространство трансфера знаний, информационных технологий, для досуга и для коммуникаций.
Участие в семинаре представителей управления капитального строительства, архитектурной компании и IT-компании, обладающих опытом проектирования общественных зданий, позволило выйти на проблему практической реализации Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении конкурсной процедуры на проектирование. Отсутствие возможностей ввести качественные критерии оценки исполнителей при таком способе размещения заказа, как аукцион, может сказаться на качестве исполнения проектной документации. В этом ключе было предложено осуществление 3-этапного проектирования: 1-й этап — эскизный проект; 2-й этап — проектная документация; 3-й этап — рабочая документация. Участники семинара высказали надежду, что из сегодняшней практики проектирования будут сделаны выводы, которые позволят при введении контрактной системы уйти от такой формы определения исполнителя контракта на проектирование, как аукцион.
По итогам семинара его организаторы пришли к выводу, что такая рефлексия способствовала более глубокому осмыслению будущего проекта, помогла в формировании концепции региональной библиотеки и плана её стратегического развития. Однако ряд специфических особенностей региональной библиотеки — небольшой размер региональной библиотеки (2-я очередь здания рассчитана на 400 тыс. томов), разделение функций учреждения на два здания (действующее и будущее), отсутствие статуса научной библиотеки — не позволяют сформировать на её примере рекомендации российским библиотекам по разработке концепции здания региональной библиотеки.
Современный этап осмысления функциональной модели библиотеки, изменения в социокультурных практиках населения, заставляют искать новые подходы к проектированию библиотек. Так, Н. Е. Прянишников предложил библиотекам осуществлять партисипативное проектирование, позволяющее местному сообществу принимать участие в обсуждении концепции будущего здания библиотеки. В этом случае при проектировании здания будет учтено не только мнение профессионалов — библиотекарей, архитекторов, строителей, но и тех, кому оно предназначено. Не менее интересным является предложенный Н. Е. Прянишниковым подход по учёту при проектировании пространства для посетителей статистико-математических методов расчёта интенсивности спроса на определённые виды библиотечных продуктов. Полученные расчёты могут лечь в основу планировки здания и позволят вывести на первый план те структуры библиотеки, которые предоставляют пользователям более востребованные продукты.
Многие идеи, высказанные участниками семинара, могут быть полезны другим библиотекам, стоящим на пороге проектирования и строительства. Остается лишь посетовать на то, что строительство нового здания библиотеки в нашем Отечестве сегодня — редкая практика, что не даёт возможности выйти на обобщения и делает каждый проект экспериментальным.