Как пройти реформы с наименьшими потерями

Реструктуризация сети библиотек — один из неизбежных факторов реформы, но он влияет
на организацию библиотечного обслуживания в целом.

Из­ме­не­ние тер­ри­то­рий и гра­ниц му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, раз­де­ле­ние собствен­нос­ти, а так­же об­щее сос­то­я­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой сфе­ры ста­но­вят­ся объ­ек­тив­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми пре­об­ра­зо­ва­ний ме­ха­низ­мов ор­га­ни­за­ции и уп­рав­ле­ния биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния (БО), в част­нос­ти, оп­ти­ми­за­ция се­ти биб­ли­о­тек.
Про­цесс рест­рук­ту­ри­за­ции се­ти биб­ли­о­тек пред­по­ла­га­ет преж­де все­го ус­та­нов­ле­ние кри­те­ри­ев (нор­ма­тив­ных по­ка­за­те­лей) для жи­те­лей от­дель­ных по­се­ле­ний и на­се­лен­ных пунк­тов дос­туп­нос­ти БО (уда­лен­ность от мес­та жи­тель­ства и вре­мя пе­ше­ход­ной или транс­по­рт­ной дос­туп­нос­ти), а так­же учет эко­но­ми­чес­кой це­ле­со­об­раз­нос­ти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния от­дель­ных биб­ли­о­тек. На этом ос­но­ва­нии, по ре­ше­нию ор­га­нов мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния (ОМ­СУ), мо­жет осу­ще­с­твлять­ся пе­ре­ме­ще­ние или сок­ра­ще­ние не эф­фек­тив­ных биб­ли­о­теч­ных еди­ниц и ук­руп­не­ние от­дель­ных биб­ли­о­тек за счет со­от­ве­т­ству­ю­ще­го пе­ре­ра­сп­ре­де­ле­ния ре­сур­сов.
«Оп­ти­ми­за­ция струк­ту­ры пот­ре­бу­ет еще не­ма­ло вре­ме­ни и сил. Про­цесс толь­ко на­чал­ся. Прой­ти путь ре­фор­мы с на­и­мень­ши­ми из­де­рж­ка­ми — над этим сей­час бь­ют­ся и в ми­нис­те­р­стве, и на мес­тах. Ис­то­ри­чес­кий опыт на­по­ми­на­ет: очень час­то ре­фор­мы в Рос­сии обо­ра­чи­ва­ют­ся из­ло­ман­ны­ми че­ло­ве­чес­ки­ми судь­ба­ми. Пов­то­рит­ся ли эта «тра­ди­ция» и в дан­ном слу­чае — по­ка­жет вре­мя», — пи­шет Н. Бы­ко­ва в статье «Тре­во­ги бы­ли не нап­рас­ны» (см. www.bibliograf.ru, раздел «Документы»).2
На­до приз­нать, что сок­ра­ще­ние не­боль­ших ма­ло­мощ­ных биб­ли­о­тек, наб­лю­да­е­мый се­год­ня в рос­сийс­ких ре­ги­о­нах, в боль­ши­н­стве слу­ча­ев объ­ек­тив­но обус­лов­лен. Од­на­ко этот про­цесс дол­жен соп­ро­вож­дать­ся пе­ре­хо­дом их функ­ций к бо­лее мощ­ным биб­ли­о­те­кам, спо­соб­ным ка­че­ст­вен­но обс­лу­жи­вать боль­шую тер­ри­то­рию и боль­шее чис­ло на­се­ле­ния. Тен­ден­ция ук­руп­не­ния об­ще­дос­туп­ных биб­ли­о­тек ха­рак­тер­на для мно­гих стран ми­ра. Кон­це­нт­ра­ция ре­сур­сов как ус­ло­вие эф­фек­тив­но­го их ис­поль­зо­ва­ния и при­ме­не­ния ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий дик­ту­ет­ся как эко­но­ми­чес­ки­ми со­об­ра­же­ни­я­ми, так и обес­пе­че­ни­ем дос­ту­па к бо­лее пол­ной ин­фор­ма­ции как ка­че­ст­вен­но­му фак­то­ру БО.
На­и­бо­лее це­ле­со­об­раз­ной ор­га­ни­за­ци­ей счи­та­ет­ся биб­ли­о­те­ка, рас­счи­тан­ная на ми­ни­маль­но пре­дель­ное чис­ло жи­те­лей — от 3 до 50 ты­сяч, в за­ви­си­мос­ти от ха­рак­те­ра тер­ри­то­рии. Это важ­но не толь­ко по эко­но­ми­чес­ким со­об­ра­же­ни­ям, но и тем, что бо­лее круп­ные биб­ли­о­те­ки, об­ла­да­ю­щие зна­чи­тель­ны­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми и ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­ки­ми ре­сур­са­ми, спо­соб­ны обес­пе­чи­вать бо­лее вы­со­кие тем­пы раз­ви­тия, луч­шие стан­дар­ты БО, «ох­ва­тить ус­лу­га­ми» на­и­боль­шее чис­ло граж­дан.
На­чи­ная с се­ре­ди­ны 1970-х гг., ос­нов­ной ор­га­ни­за­ци­он­но-струк­тур­ной фор­мой об­ще­дос­туп­но­го биб­ли­о­теч­но­го уч­реж­де­ния на тер­ри­то­рии Рос­сии (в го­ро­дах и в сельс­ких райо­нах) бы­ли цент­ра­ли­зо­ван­ные биб­ли­о­теч­ные сис­те­мы (ЦБС), ока­зав­шие силь­ное вли­я­ние на раз­ви­тие все­го биб­ли­о­теч­но­го де­ла. В ус­ло­ви­ях цент­ра­ли­за­ции сло­жи­лось по­ня­тие «биб­ли­о­теч­ная сис­те­ма», вклю­чав­шая раз­лич­ные звенья (ЦБ и биб­ли­о­те­ки-фи­ли­а­лы), каж­дое из ко­то­рых нес­ло оп­ре­де­лен­ную функ­ци­о­наль­ную наг­руз­ку, в то же вре­мя уси­ли­вая по­тен­ци­ал всей сис­те­мы. В но­вой си­ту­а­ции не га­ран­ти­ру­ет­ся сох­ра­не­ние ЦБС ни в го­ро­дах, ни в сельс­кой мест­нос­ти. Оп­ти­ми­за­ция се­ти биб­ли­о­тек, про­во­ди­мая на тер­ри­то­ри­ях му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний в фор­ме рест­рук­ту­ри­за­ции, рас­смат­ри­ва­ет­ся как один из не­из­беж­ных фак­то­ров ре­форм, но этот фак­тор вли­я­ет на даль­ней­шую ор­га­ни­за­цию БО в це­лом.
Сок­ра­ще­ние се­ти биб­ли­о­тек (осо­бен­но в сельс­кой мест­нос­ти) при­во­дит к из­ме­не­нию ко­ли­че­ст­вен­ных и ка­че­ст­вен­ных па­ра­мет­ров ЦБС, часть биб­ли­о­тек-фи­ли­а­лов лик­ви­ди­ру­ет­ся или пре­об­ра­зу­ет­ся. В свою оче­редь «вы­ход» биб­ли­о­тек-фи­ли­а­лов из сос­та­ва цент­ра­ли­зо­ван­ной сис­те­мы соп­ро­вож­да­ет пол­ный или час­тич­ный «рас­па­да» ЦБС. В ря­де слу­ча­ев от­дель­ные биб­ли­о­те­ки (по­се­ле­ний или на­се­лен­ных пунк­тов) объ­е­ди­ня­ют­ся с дру­ги­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, об­ра­зуя но­вые ор­га­ни­за­ци­он­ные мо­де­ли.
И эти обс­то­я­тель­ства ве­дут к ре­ор­га­ни­за­ции от­дель­ных биб­ли­о­тек и це­лых биб­ли­о­теч­ных сис­тем с пос­ле­ду­ю­щим из­ме­не­ни­ем их ста­ту­са, ти­по­ло­гии и функ­ци­о­наль­ных осо­бен­нос­тей, при­о­ри­те­тов раз­ви­тия.
Се­год­ня мо­гут рас­смат­ри­вать­ся раз­лич­ные ва­ри­ан­ты ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур с учас­ти­ем биб­ли­о­тек.3 Од­на­ко в лю­бом слу­чае долж­ны быть най­де­ны ра­зум­ные до­во­ды в поль­зу сох­ра­не­ния «биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы», не толь­ко с целью эко­но­мич­нос­ти, но и целью сох­ра­не­ния еди­но­го биб­ли­о­теч­но­го и ин­фор­ма­ци­он­но­го прост­ра­н­ства на ос­но­ве ко­опе­ри­ро­ва­ния и вза­и­мо­дей­ствия биб­ли­о­тек в пре­де­лах од­ной или нес­коль­ких тер­ри­то­рий.
От­но­ше­ния меж­ду биб­ли­о­те­ка­ми в рам­ках биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы од­ной тер­ри­то­рии или раз­ных тер­ри­то­рий, а так­же меж­ду биб­ли­о­те­ка­ми и дру­ги­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми стро­ят­ся со­от­ве­т­ствен­но — на до­го­вор­ной ос­но­ве. Со­дер­жа­ние до­го­во­ров за­ви­сит от пред­ме­та до­го­во­рен­нос­ти: на про­ве­де­ние ра­бот, пре­дос­тав­ле­ние ус­луг (за­куп­ка, об­ра­бот­ка, дос­тав­ка ли­те­ра­ту­ры, пре­дос­тав­ле­ние пра­ва дос­ту­па к свод­но­му ЭК, ока­за­ние про­фес­си­о­наль­ной по­мо­щи и др.); о сот­руд­ни­че­ст­ве меж­ду биб­ли­о­те­ка­ми дан­ной сис­те­мы с дру­ги­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми (соз­да­ние ЭК, БД, про­ве­де­ние ме­роп­ри­я­тий и др.); об иск­лю­чи­тель­ном пра­ве на ре­а­ли­за­цию ус­луг или про­ве­де­ние ра­бот на оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях (соз­да­ние ме­то­дик, раз­ра­бо­ток, при­год­ных для внед­ре­ния); о пе­ре­да­че про­из­во­д­ствен­ных фон­дов или ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов (ли­те­ра­ту­ра, пе­ре­да­ва­е­мая во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние по ВСО или МБА; обо­ру­до­ва­ние и тех­ни­чес­кие сред­ства, пре­дос­тав­ля­е­мые для про­ве­де­ния ме­роп­ри­я­тий и др.).
В со­от­ве­т­ствии со стать­ей 15 (п. 2) за­ко­на «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции…» ОМ­СУ му­ни­ци­паль­но­го райо­на об­ла­да­ют все­ми пол­но­мо­чи­я­ми ОМ­СУ по­се­ле­ния на меж­се­лен­ных тер­ри­то­ри­ях и в сельс­ких на­се­лен­ных пунк­тах, не яв­ля­ю­щих­ся му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми. В от­но­ше­нии биб­ли­о­теч­ной сфе­ры это оз­на­ча­ет воз­мож­ность сох­ра­не­ния ор­га­ни­за­ции биб­ли­о­тек, близ­кой к тра­ди­ци­он­ной ЦБС (раз­но­вид­нос­ти ЦБС). На уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний ор­га­ни­за­ци­он­ной фор­мой БО ос­та­ют­ся сис­те­мы, вклю­ча­ю­щие биб­ли­о­те­ки сис­те­мы МК и МК РФ, рас­по­ло­жен­ные в гра­ни­цах од­ной или раз­ных тер­ри­то­рий, вхо­дя­щих в сос­тав од­но­го или раз­ных му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.
На тер­ри­то­рии Пермско­го му­ни­ци­паль­но­го райо­на функ­ци­о­ни­ру­ет биб­ли­о­теч­ная сис­те­ма в фор­ме объ­е­ди­не­ния му­ни­ци­паль­ных биб­ли­о­тек (ОМБ). В сос­тав ее вхо­дят биб­ли­о­те­ки сельс­кие, а так­же по­сел­ко­вые, го­ро­дс­кие, детс­кие му­ни­ци­паль­ные об­ще­дос­туп­ные. Возг­лав­ля­ет сис­те­му цент­раль­ная район­ная биб­ли­о­те­ка (ЦБ). Биб­ли­о­те­ки, вхо­дя­щие в сос­тав ОМБ, обес­пе­чи­ва­ют ин­фор­ма­ци­он­ные пот­реб­нос­ти всех групп на­се­ле­ния на ос­но­ве ис­поль­зо­ва­ния еди­но­го фон­да дан­ной сис­те­мы. ОМБ яв­ля­ет­ся му­ни­ци­паль­ным уч­реж­де­ни­ем куль­ту­ры (МУК) и име­ет ста­тус юри­ди­чес­ко­го ли­ца. Ру­ко­во­д­ство ОМБ осу­ще­с­твля­ет на ос­но­ве еди­но­на­ча­лия ди­рек­тор. Ко­ли­че­ст­во биб­ли­о­тек объ­е­ди­не­ния оп­ре­де­ля­ет­ся нор­ма­ти­ва­ми «Мо­дель­но­го стан­дар­та му­ни­ци­паль­ной пуб­лич­ной биб­ли­о­те­ки Пермской об­лас­ти» (в сред­нем — 2659 че­ло­век на од­ну биб­ли­о­те­ку). Штат сис­те­мы — 85 ра­бот­ни­ков, из них 72 — не­пос­ре­д­ствен­но за­ня­ты БО на­се­ле­ния, что со­от­ве­т­ству­ет действу­ю­щим нор­ма­ти­вам 1979 г.4 (500 чи­та­те­лей на од­но­го биб­ли­о­теч­но­го ра­бот­ни­ка).
ОМБ функ­ци­о­ни­ру­ет на ос­но­ве еди­но­го бюд­же­та, еди­ных ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов, тех­но­ло­ги­чес­ких про­цес­сов, шта­та, уп­рав­ле­ния. ЦБ не­сет от­ве­т­ствен­ность за БО всех жи­те­лей му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, ЦДБ — за биб­ли­о­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ное обс­лу­жи­ва­ние де­тей и под­ро­ст­ков.
Струк­ту­ра ЦБ ори­ен­ти­ро­ва­на на вы­пол­не­ние функ­ци­о­наль­ных обя­зан­нос­тей го­лов­ной биб­ли­о­те­ки ОМБ и обус­лов­ле­на цент­ра­ли­за­ци­ей ос­нов­ных про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих де­я­тель­ность биб­ли­о­тек, вхо­дя­щих в сис­те­му: уп­рав­ле­ние, фи­нан­си­ро­ва­ние, комп­лек­то­ва­ние и об­ра­бот­ка до­ку­мен­тов, ме­то­ди­чес­кое обес­пе­че­ние, ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов на ос­но­ве но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и др. В со­от­ве­т­ствии с этим в ЦБ соз­да­ют­ся са­мос­то­я­тель­ные струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния: бух­гал­те­рия, от­дел комп­лек­то­ва­ния и об­ра­бот­ки, от­дел ме­то­ди­чес­кой ра­бо­ты, ин­фор­ма­ци­он­ный центр и др. В штат ЦБ вво­дят­ся став­ки прог­рам­мис­та (для обс­лу­жи­ва­ния компь­ю­тер­ной тех­ни­ки), во­ди­те­ля, ху­дож­ни­ка, пе­реп­лет­чи­ка, тех­ни­ка-ин­же­не­ра (по обс­лу­жи­ва­нию зда­ний), сле­са­ря, гар­де­роб­щи­цы и дру­гой пер­со­нал, обес­пе­чи­ва­ю­щий де­я­тель­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-хо­зяй­ствен­но­го бло­ка.
Од­ной из раз­но­вид­нос­тей биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы в ус­ло­ви­ях мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния ста­но­вит­ся «меж­по­се­лен­чес­кая биб­ли­о­те­ка».5 Та­кая ор­га­ни­за­ци­он­ная мо­дель биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы по­яв­ля­ет­ся в оте­че­ст­вен­ной прак­ти­ке впер­вые. Мы уже упо­ми­на­ли о Но­во­се­лиц­кой меж­по­се­лен­чес­кой цент­раль­ной биб­ли­о­те­ке — район­ное му­ни­ци­паль­ное уч­реж­де­ние куль­ту­ры (РМУК), соз­дан­ной в со­от­ве­т­ствии с пос­та­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Став­ро­польс­ко­го края (от 27.04.2000 г. № 75-п, в ред. от 23.12.2002 г.) «О по­ряд­ке пе­ре­да­чи объ­ек­тов го­су­да­р­ствен­ной собствен­нос­ти Став­ро­польс­ко­го края в му­ни­ци­паль­ную собствен­ность му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний края и о по­ряд­ке при­ня­тия в го­су­да­р­ствен­ную собствен­ность Став­ро­польс­ко­го края объ­ек­тов му­ни­ци­паль­ной и иных форм собствен­нос­ти (кро­ме фе­де­раль­ной)». Но­вая биб­ли­о­те­ка яви­лась пра­воп­ре­ем­ни­ком Но­во­се­лиц­кой цент­ра­ли­зо­ван­ной биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы, за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на как юри­ди­чес­кое ли­цо. Она сос­то­ит из ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных еди­ниц, вклю­ча­ю­щих цент­раль­ную биб­ли­о­те­ку (ЦБ) и ее струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния (фи­ли­а­лы), рас­по­ло­жен­ные в по­се­ле­ни­ях, яв­ля­ю­щих­ся му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми, об­ла­да­ет обо­соб­лен­ным иму­ще­ст­вом, фи­нан­си­ру­ет­ся из средств кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та Но­во­се­лиц­ко­го райо­на. Биб­ли­о­те­ка предс­тав­ля­ет со­бой струк­тур­но-це­ло­ст­ное уч­реж­де­ние, функ­ци­о­ни­ру­ю­щее на ос­но­ве еди­но­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го и ме­то­ди­чес­ко­го ру­ко­во­д­ства, об­ще­го фон­да иму­ще­ст­ва и шта­та, цент­ра­ли­за­ции тех­но­ло­ги­чес­ких про­цес­сов.
По­доб­ная ор­га­ни­за­ция со­от­ве­т­ству­ет и ми­ро­вой прак­ти­ке ор­га­ни­за­ции му­ни­ци­паль­ной об­ще­дос­туп­ной биб­ли­о­те­ки. На­и­бо­лее эф­фек­тив­ной ор­га­ни­за­ци­ей БО на му­ни­ци­паль­ном уров­не приз­на­ет­ся та­кая, ко­то­рая стро­ит­ся на прин­ци­пе фи­ли­аль­но-пе­ред­виж­ной сис­те­мы обс­лу­жи­ва­ния: в «ни­зо­вой» час­ти струк­ту­ры — фи­ли­а­лы и пе­ред­виж­ки, не­пос­ре­д­ствен­но свя­зан­ные с на­и­бо­лее круп­ной биб­ли­о­те­кой, рас­по­ло­жен­ной, как пра­ви­ло, в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном цент­ре му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Силь­ней­шим ор­га­ни­за­ци­он­ным ре­сур­сом яв­ля­ет­ся для та­кой сис­те­мы вза­и­мо­ис­поль­зо­ва­ние биб­ли­о­теч­ных ре­сур­сов.
Для сов­ме­ст­но­го ре­ше­ния воп­ро­сов в со­от­ве­т­ствии с фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми ОМ­СУ мо­гут быть об­ра­зо­ва­ны меж­му­ни­ци­паль­ные объ­е­ди­не­ния и дру­гие меж­му­ни­ци­паль­ные ор­га­ни­за­ции, зак­лю­че­ны до­го­во­ры и сог­ла­ше­ния меж­ду ОМ­СУ.
Од­ним из та­ких объ­е­ди­не­ний мо­жет быть и «меж­му­ни­ци­паль­ная биб­ли­о­теч­ная сис­те­ма» как доб­ро­воль­ное объ­е­ди­не­ние юри­ди­чес­ки са­мос­то­я­тель­ных биб­ли­о­тек, биб­ли­о­тек-фи­ли­а­лов, действу­ю­щее на ос­но­ве сог­ла­ше­ния меж­ду ОМ­СУ. Меж­му­ни­ци­паль­ная биб­ли­о­теч­ная сис­те­ма мо­жет сос­то­ять из биб­ли­о­тек раз­ных му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, объ­е­ди­нен­ных на ос­но­ве пол­ной или час­тич­ной цент­ра­ли­за­ции функ­ций и/или средств с сох­ра­не­ни­ем юри­ди­чес­кой са­мос­то­я­тель­нос­ти каж­дой му­ни­ци­паль­ной биб­ли­о­те­ки и (или) дру­гих биб­ли­о­тек тер­ри­то­рии — участ­ни­ков биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы.
Учас­тие биб­ли­о­те­ки од­но­го му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния в обс­лу­жи­ва­нии (пол­но­го или час­тич­но­го) на­се­ле­ния дру­го­го (дру­гих) му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния воз­мож­но на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния фи­нан­со­вых средств, ма­те­ри­аль­ных и иных ре­сур­сов. Объ­ек­та­ми биб­ли­о­теч­но­го сот­руд­ни­че­ст­ва и фи­нан­си­ро­ва­ния в этих слу­ча­ях долж­ны ста­но­вит­ся та­кие про­ек­ты, как соз­да­ние свод­ных элект­рон­ных ка­та­ло­гов, ко­ор­ди­ни­ро­ван­ное комп­лек­то­ва­ние, ор­га­ни­за­ция сов­ме­ст­но­го хра­не­ния книг (соз­да­ние де­по­зи­та­ри­ев), соз­да­ние нес­коль­ких об­щих книж­ных фон­дов в до­пол­не­ние к фон­дам раз­лич­ных биб­ли­о­тек.
ОМ­СУ по­се­ле­ний, яв­ля­ю­щих­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми цент­ра­ми му­ни­ци­паль­ных райо­нов, а так­же ОМ­СУ го­ро­дс­ких ок­ру­гов мо­гут прис­ва­и­вать ве­ду­щей уни­вер­саль­ной биб­ли­о­те­ке со­от­ве­т­ству­ю­ще­го му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния ста­тус цент­раль­ной биб­ли­о­те­ки (район­ной, го­ро­дс­кой) (Фе­де­раль­ный за­кон РФ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ные ак­ты…» от 05.08.2004 г., ст. 42). Как пра­ви­ло, биб­ли­о­те­ки по­се­ле­ний и на­се­лен­ных пунк­тов ста­но­вят­ся ее фи­ли­а­ла­ми (под­раз­де­ле­ни­я­ми). Их ко­ли­че­ст­во оп­ре­де­ля­ет­ся с уче­том ре­ги­о­наль­ных нор­ма­ти­вом раз­ме­ще­ния се­ти.
Пре­и­му­ще­ст­ва цент­раль­ной биб­ли­о­те­ки (ЦБ) пе­ред дру­ги­ми биб­ли­о­те­ка­ми му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся ха­рак­те­ром ее ре­сур­сов: уни­вер­саль­ным по со­дер­жа­нию фон­дом, ко­то­рый с ис­чер­пы­ва­ю­щей пол­но­той от­ра­жа­ет соб­ра­ние мест­ных до­ку­мен­тов, на­и­бо­лее пол­ным СБА, раз­вер­ну­той струк­ту­рой и шта­том сот­руд­ни­ков. В не­боль­ших тер­ри­то­ри­ях ЦБ яв­ля­ет­ся об­ще­дос­туп­ным биб­ли­о­теч­ным, ин­фор­ма­ци­он­ным и куль­тур­ным цент­ром все­го ре­ги­о­на, не­ред­ко удов­лет­во­ряя спе­ци­аль­ные и на­уч­ные пот­реб­нос­ти мест­но­го со­об­ще­ст­ва.
В со­от­ве­т­ствии с за­ко­ном «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции…» (статья 15, п. 19) к воп­ро­сам мест­но­го зна­че­ния му­ни­ци­паль­но­го райо­на от­но­сит­ся «ор­га­ни­за­ция биб­ли­о­теч­но­го обс­лу­жи­ва­ния по­се­ле­ний (обес­пе­че­ние ус­лу­га­ми биб­ли­о­теч­но­го кол­лек­то­ра)». Соз­да­ние биб­ли­о­теч­ных кол­лек­то­ров на уров­не му­ни­ци­паль­но­го райо­на край­не не­це­ле­со­об­раз­но, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях раз­ви­тия ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Он не вы­дер­жит кон­ку­рен­ции с бо­лее круп­ны­ми кол­лек­то­ра­ми, ко­то­рые се­год­ня уже наб­ра­ли мощ­нос­ти, под­дер­жи­ва­ют ин­тер­нет-ка­та­ло­ги, вклю­ча­ю­щие де­сят­ки ты­сяч наз­ва­ний, про­да­ют из­да­ния, опуб­ли­ко­ван­ные на раз­лич­ных но­си­те­лях и во всех ре­ги­о­нах стра­ны, име­ют инф­ра­ст­рук­ту­ру для дос­тав­ки книг прак­ти­чес­ки по всей стра­не. Кро­ме то­го, ко­ли­че­ст­во име­ю­щих­ся в райо­не биб­ли­о­тек и объ­е­мы их фи­нан­си­ро­ва­ния на при­об­ре­те­ние но­вых книг не в сос­то­я­нии обес­пе­чить рен­та­бель­ность кол­лек­то­ра район­но­го уров­ня.6
Уже в ря­де пуб­ли­ка­ций дан­ная нор­ма, от­не­сен­ную к цент­раль­ной биб­ли­о­те­ке, оп­ре­де­ля­ет­ся как край­не не­кор­ре­кт­ная. Функ­ции цент­раль­ной биб­ли­о­те­ки райо­на нель­зя су­жать до ус­луг биб­ли­о­теч­но­го кол­лек­то­ра (т. е. до комп­лек­то­ва­ния фон­да), так как они су­ще­ст­вен­но вы­хо­дят за рам­ки ус­луг биб­ли­о­теч­но­го кол­лек­то­ра. ЦБ не толь­ко комп­лек­ту­ет биб­ли­о­теч­ный фонд всей биб­ли­о­теч­ной сис­те­мы, обес­пе­чи­ва­ет ве­де­ние баз дан­ных, элект­рон­ных ка­та­ло­гов, кни­го­об­мен­ные опе­ра­ции.
ЦБ вы­пол­ня­ет роль объ­е­ди­ня­ю­ще­го, ко­ор­ди­ни­ру­ю­ще­го цент­ра для всех биб­ли­о­тек му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, раз­ви­ва­ет сов­ре­мен­ные тех­но­ло­гии и на их ос­но­ве ин­фор­ма­ци­он­ные, сер­вис­ные ус­лу­ги, ока­зы­ва­ет ме­то­ди­чес­кую по­мощь биб­ли­о­те­кам. Хо­ро­шо ос­на­щен­ная ЦБ слу­жит га­ран­том ре­су­рс­ной под­де­рж­ки и до­пол­не­ния для всех биб­ли­о­тек по­се­ле­ний при ус­ло­вии на­ла­жен­ных в му­ни­ци­паль­ном райо­не ком­му­ни­ка­ций (на­ли­чия транс­пор­та, элект­рон­ных средств свя­зи).
Та­кая мо­дель до­пус­ка­ет боль­шее раз­но­об­ра­зие форм и нап­рав­ле­ний раз­ви­тия фи­ли­а­лов ЦБ, их те­ма­ти­чес­кую, ви­до­вую, функ­ци­о­наль­ную спе­ци­а­ли­за­цию.
При на­ли­чии на тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­но­го райо­на, по­ми­мо ЦБ райо­на, го­ро­дс­кой ЦБ (ЦБ го­ро­дс­ко­го ок­ру­га) воз­мож­но на ос­но­ве со­от­ве­т­ству­ю­ще­го сог­ла­ше­ния меж­ду му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми (район­ным и го­ро­дс­ким) разг­ра­ни­чить функ­ции обе­их ЦБ: район­ная ЦБ мог­ла бы осу­ще­с­твлять функ­ции «се­те­во­го цент­ра» для по­сел­ко­вых биб­ли­о­тек по ря­ду нап­рав­ле­ний, а го­ро­дс­кая ЦБ — обс­лу­жи­ва­ние жи­те­лей му­ни­ци­паль­но­го цент­ра и, при не­об­хо­ди­мос­ти, все­го райо­на.
Сох­ра­не­ние обе­их биб­ли­о­тек (район­ной и го­ро­дс­кой) при на­ли­чии со­от­ве­т­ству­ю­щих ре­сур­сов и сог­ла­ше­ния меж­ду дву­мя му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми яв­ля­ет­ся на­и­луч­шим ре­ше­ни­ем проб­ле­мы БО все­го про­жи­ва­ю­ще­го здесь на­се­ле­ния. В слу­чае не­воз­мож­нос­ти со­дер­жа­ния го­ро­дс­кой ЦБ на тер­ри­то­рии район­но­го му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, па­рал­лель­но с район­ной ЦБ, жи­те­ли му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния — го­ро­дс­ко­го ок­ру­га не долж­ны пост­ра­дать. Их биб­ли­о­теч­ное обс­лу­жи­ва­ние долж­но быть ор­га­ни­зо­ва­но на ус­ло­ви­ях сог­ла­ше­ния меж­ду дву­мя му­ни­ци­па­ли­те­та­ми ос­тав­шей­ся ЦБ.
При­мер, мо­жет быть не впол­не со­от­ве­т­ству­ет оте­че­ст­вен­ной прак­ти­ке, но зас­лу­жи­ва­ет вни­ма­ния: в США, нап­ри­мер, район­ная биб­ли­о­те­ка не обс­лу­жи­ва­ет чи­та­те­лей, но вы­пол­ня­ет функ­ции цент­ра (аген­т­ства) для мест­ных биб­ли­о­тек, ин­фор­ма­ци­он­но­го пос­ред­ни­ка, осу­ще­с­твляя компь­ю­тер­ную связь с биб­ли­о­те­ка­ми; де­по­зи­тар­ное хра­не­ние; МБА и ЭДД; ме­то­ди­чес­кую под­де­рж­ку (экс­пер­ти­зу, кон­суль­та­ции по но­вым тех­но­ло­ги­ям, ко­ор­ди­на­цию и ко­опе­ра­цию). Биб­ли­о­те­ки, вклю­чен­ные в по­доб­ное вза­и­мо­дей­ствие, бесп­лат­но поль­зу­ют­ся ка­на­ла­ми дос­ту­па. Ре­фор­мы, про­во­ди­мые се­год­ня в Рос­сии и зат­ра­ги­ва­ю­щие сфе­ру куль­ту­ры в час­ти прав граж­дан, не долж­ны гру­бо на­ру­шать нор­мы ос­нов­но­го за­ко­на стра­ны, ее Конс­ти­ту­ции, зак­ре­пив­шей пра­ва граж­дан на дос­туп к куль­тур­ным цен­нос­тям и к ин­фор­ма­ции. И мож­но ли за­бы­вать об этом, дек­ла­ри­руя пов­се­ме­ст­но, что Рос­сии для ее раз­ви­тия не­об­хо­ди­мо еди­ное куль­тур­ное и ин­фор­ма­ци­он­ное прост­ра­н­ство. Это в пол­ной ме­ре ка­са­ет­ся му­ни­ци­паль­но­го уров­ня, где про­жи­ва­ет ос­нов­ная часть граж­дан стра­ны.

Людмила Васильевна Куликова, начальник Управления развития РНБ, член постоянного комитета Секции по библиотечной политике и законодательству РБА, Заслуженный работник культуры РФ

1 Оп­ти­ми­за­ция (optimus — луч­ший) — 1) про­цесс вы­бо­ра на­и­луч­ше­го ва­ри­ан­та из воз­мож­ных; 2) при­ве­де­ние сис­те­мы в на­и­луч­шее (оп­ти­маль­ное) сос­то­я­ние.
2 Бы­ко­ва, Н. Тре­во­ги бы­ли не нап­рас­ны // Став­ро­польс­кая прав­да. — 19 ян­ва­ря 2005.
3 В дан­ном ма­те­ри­а­ле соз­на­тель­но не зат­ра­ги­ва­ет­ся воп­рос, свя­зан­ный с ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мой биб­ли­о­тек и биб­ли­о­теч­ных сис­тем, т. к. в нас­то­я­щее вре­мя в Го­су­да­р­ствен­ной Ду­ме РФ про­хо­дит об­суж­де­ние про­ек­тов но­вых фе­де­раль­ных за­ко­нов о не­ком­мер­чес­ких ор­га­ни­за­ци­ях, име­ю­щих от­но­ше­ние и к это­му воп­ро­су.
4 Вре­мен­ные ти­по­вые шта­ты цент­ра­ли­зо­ван­ных биб­ли­о­теч­ных сис­тем Ми­нис­те­р­ства куль­ту­ры СССР: Утв. При­ка­зом МК СССР 29 янв. 1979. № 53.
5 По­ня­тие «меж­по­се­лен­чес­кая биб­ли­о­те­ка» при­во­дит­ся в статье 50 (п. 12) ФЗ «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го…».
6 В СССР в 1980-е гг. су­ще­ст­во­ва­ло при­мер­но 160 биб­ли­о­теч­ных кол­лек­то­ров (в сред­нем на каж­дый биб­ли­о­теч­ный кол­лек­тор при­хо­ди­лось при­мер­но 1,5 тыс. биб­ли­о­тек). При оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях, ко­неч­но, мож­но бы­ло бы поз­во­лить соз­дать ак­тив­ное действу­ю­щее кни­го­тор­го­вое предп­ри­я­тие, спо­соб­ное ка­че­ст­вен­но по­пол­нять фон­ды биб­ли­о­тек райо­на, но это пот­ре­бу­ет вло­же­ния очень боль­ших средств.