Как стать гроссмейстером чтения? Практикум для детских и юношеских библиотек

Биб­ли­о­те­карь — по­сред­ник меж­ду ми­ром книг и чи­та­те­ля­ми, он воль­но или не­воль­но уча­ст­ву­ет в чи­та­тель­ской со­ци­а­ли­за­ции. К со­жа­ле­нию, важ­ная ее часть — пси­хи­че­с­кая со­став­ля­ю­щая — сла­бо ре­а­ли­зу­ет­ся в си­лу мно­гих при­чин. Од­на из них — от­сут­ст­вие спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки и учи­те­лей (да­же на­чаль­ных клас­сов, где есть спе­ци­аль­ные уро­ки по чте­нию), и биб­ли­о­те­ка­рей. Не так мно­го биб­ли­о­те­ка­рей, зна­ю­щих пси­хи­че­с­кие за­ко­но­мер­но­с­ти про­цес­са чте­ния и ис­поль­зу­ю­щих их в об­ще­нии с чи­та­те­ля­ми и про­ве­де­нии раз­ных биб­ли­о­теч­ных ме­ро­при­я­тий.
Вос­пол­ним этот про­бел си­с­те­мой за­ня­тий. Тре­нинг на­прав­лен на ре­ше­ние как ми­ни­мум двух за­дач. Пер­вая — по­вы­ше­ние чи­та­тель­ской ква­ли­фи­ка­ции биб­ли­о­те­ка­рей. Вто­рая — при­ме­не­ние по­лу­чен­ных зна­ний в про­ве­де­нии раз­ных биб­ли­о­теч­ных ме­ро­при­я­тий и об­ще­нии с чи­та­те­ля­ми. Пси­хи­че­с­кий мир чте­ния мно­го­лик и мно­го­об­ра­зен, в то же вре­мя пред­став­ля­ет со­бой си­с­те­му. Один из ее об­ра­зов — сим­фо­ни­че­с­кий ор­кестр. Ис­кус­ст­во ис­пол­не­ния — в созву­чии всех ин­ст­ру­мен­тов, гар­мо­нии, еди­не­нии их с му­зы­каль­ным со­чи­не­ни­ем, ис­пол­ни­те­ля­ми и ди­ри­же­ром. Стать вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным ди­ри­же­ром соб­ст­вен­но­го чи­та­тель­ско­го ор­ке­с­т­ра — за­да­ча слож­ная.
Что­бы под­нять­ся по ле­ст­ни­це чи­та­тель­ско­го ма­с­тер­ст­ва, на­до прой­ти мно­гие сту­пе­ни. Лю­бое за­ня­тие — сту­пень­ка к чи­та­тель­ско­му ма­с­тер­ст­ву, но в кон­тек­с­те все­го «мар­ша». Их бу­дет не­сколь­ко. Что мо­жет из­ме­нить ак­ме­о­ло­ги­че­с­кая тех­но­ло­гия в чи­та­те­ле? Его ум, чув­ст­ва, ас­со­ци­а­тив­ное мы­ш­ле­ние, вос­при­я­тие, вни­ма­ние, па­мять, во­об­ра­же­ние, лек­си­че­с­кий опыт, ме­то­ди­ки ана­ли­за тек­с­тов от­рас­ле­вой и ху­до­же­ст­вен­ной те­ма­ти­ки, смыс­ло­вое про­гно­зи­ро­ва­ние и смыс­ло­вое свер­ты­ва­ние, ди­на­мич­ность и из­би­ра­тель­ность в чте­нии, куль­ту­ро­ло­ги­че­с­кое чу­тье, круг чте­ния. В ито­ге — по­вы­сить про­дук­тив­ность чте­ния в ко­ли­че­ст­вен­ном и ка­че­ст­вен­ном ас­пек­тах. А глав­ное — сфор­ми­ро­вать ос­но­вы про­дук­тив­ной чи­та­тель­ской де­я­тель­но­с­ти, поз­во­ля­ю­щей до­стичь вер­ши­ны в чи­та­тель­ском ис­кус­ст­ве.
Каж­дое за­ня­тие по­свя­ще­но оп­ре­де­лен­но­му ас­пек­ту чи­та­тель­ской де­я­тель­но­с­ти. Вме­с­те они со­ста­вят си­с­те­му за­ня­тий, ко­то­рая от­ра­зит пси­хи­че­с­кий мир чте­ния. Ос­нов­ные его со­став­ля­ю­щие: чте­ние как цен­ность, твор­че­ст­во, по­зна­ние, ин­тел­лек­ту­аль­ный и эмо­ци­о­наль­ный труд, ре­флек­сия. В этом но­ме­ре пред­ла­га­ем за­ня­тие, по­свя­щен­ное 200-ле­тию со дня рож­де­ния Ф. И. Тют­че­ва.

Раскодировать как в предыдущий раз  

Начинаем публикацию статей тренингового характера. Их цель — помочь в читательском развитии подрастающего поколения, повышая читательскую квалификацию специалистов таких социальных институтов, как школа и библиотека.

Ма­лень­кие тро­пин­ки в боль­шой мир по­эзии
Ис­пол­ни­лось 200 лет со дня рож­де­ния Фе­до­ра Ива­но­ви­ча Тют­че­ва. Мно­гие его сти­хи во­шли в школь­ную про­грам­му и ста­ли хре­с­то­ма­тий­ны­ми. Все­гда ли так про­сто по­нять на­пи­сан­ное по­этом? Сам он ска­зал:
Нам не да­но пре­ду­га­дать,
Как сло­во на­ше от­зо­вет­ся…

Но, по­няв по­эти­че­с­кую му­д­рость, его же сло­ва­ми мож­но ска­зать:
И нам со­чув­ст­вие да­ет­ся,
Как нам да­ет­ся бла­го­дать…

Стро­ка­ми Ф. И. Тют­че­ва мож­но вы­ра­зить и та­кой ди­а­лог:
По­эт: Как серд­цу вы­ска­зать се­бя?
Чи­та­тель: Дру­го­му как по­нять те­бя?
Что же ду­ма­ют бу­ду­щие биб­ли­о­те­ка­ри о та­ком ди­а­ло­ге по­эта и чи­та­те­ля? Они счи­та­ют, что чув­ст­ва и мыс­ли по­эт вы­ра­жа­ет с по­мо­щью слов, срав­не­ний, сти­хо­твор­ных раз­ме­ров, сти­ля, рит­ма, вдох­но­ве­ния, эмо­ций. Ве­ро­ят­но, он хо­чет, что­бы и чи­та­тель чув­ст­во­вал так же, как и он. По­эты «ду­ма­ют сти­ха­ми», их по­се­ща­ет му­за вдох­но­ве­ния. Ко­неч­но, силь­ные чув­ст­ва, бе­ре­дя­щие ду­шу по­эта, не все­гда мож­но вы­ска­зать сло­ва­ми. Так счи­та­ют сту­ден­ты.
Чи­та­те­лю же не­лег­ко уви­деть, ус­лы­шать, по­нять мыс­ли и чув­ст­ва, вы­ра­жен­ные в сти­хах. Слож­но про­ник­нуть в мир по­эта, ведь у каж­до­го чи­та­те­ля — свой жиз­нен­ный опыт и опыт вос­при­я­тия сти­хов. Не­про­сто по­чув­ст­во­вать ин­то­на­цию ав­то­ра, на­ст­ро­ить­ся на его ду­шев­ную вол­ну, со­от­не­с­ти со сво­и­ми мыс­ля­ми и чув­ст­ва­ми, вос­при­нять не толь­ко текст, но и под­текст в кон­тек­с­те пре­крас­но­го. У чи­та­те­ля и по­эта за­ча­с­тую раз­ные уров­ни об­ра­зо­ва­ния, раз­ные взгля­ды на при­ро­ду и об­ще­ст­во. Они по­рой при­над­ле­жат не толь­ко к раз­ным со­ци­аль­ным сло­ям, но и раз­ным эпо­хам. Чи­та­тель смо­жет при­бли­зить­ся к по­ни­ма­нию по­эта, ес­ли их пе­ре­жи­ва­ния сов­па­ли, хо­тя пол­но­стью по­нять дру­го­го вряд ли воз­мож­но. И есть чи­та­те­ли, ко­то­рым не да­но адек­ват­но вос­при­ни­мать по­эзию. Но ес­ли за­хо­теть по­нять дру­го­го, труд­но­с­ти пре­одо­ле­ва­ют­ся.
Пред­ла­га­ем не­боль­шой прак­ти­кум по вос­при­я­тию по­эзии Ф. И. Тют­че­ва. Вы не про­сто по­чи­та­е­те сти­хи, а по­ра­бо­та­е­те с ни­ми, что поз­во­лит луч­ше по­нять их. Возь­мем для ра­бо­ты хре­с­то­ма­тий­ное сти­хо­тво­ре­ние «Ве­сен­няя гро­за».
С пер­во­го клас­са мы учи­ли его на­и­зусть. По­пы­тай­тесь вспом­нить и вос­про­из­ве­с­ти вслух это сти­хо­тво­ре­ние. Все ли вспом­нят? Боль­шин­ст­во, по­ла­гаю, за­бы­ли. Как пра­ви­ло, по­мнят лишь пер­вое чет­ве­ро­сти­шие. А сколь­ко их все­го в сти­хо­тво­ре­нии? Про­чти­те вслух.
Ве­сен­няя гро­за
Люб­лю гро­зу в на­ча­ле мая,
Ког­да ве­сен­ний, пер­вый гром,
Как бы рез­вя­ся и иг­рая,
Гро­хо­чет в не­бе го­лу­бом.

Гре­мят рас­ка­ты мо­ло­дые,
Вот дож­дик брыз­нул, пыль ле­тит,
По­вис­ли пер­лы дож­де­вые,
И солн­це ни­ти зо­ло­тит.

С го­ры бе­жит по­ток про­вор­ный,
В ле­су не молк­нет пти­чий гам,
И гам лес­ной и шум на­гор­ный —
Все вто­рит ве­се­ло гро­мам.

Ты ска­жешь: ве­т­ре­ная Ге­ба,
Кор­мя Зе­ве­со­ва ор­ла,
Гро­мо­ки­пя­щий ку­бок с не­ба,
Сме­ясь, на зем­лю про­ли­ла.

До­воль­ны ли Вы соб­ст­вен­ным про­чте­ни­ем? Как зву­ча­ло сти­хо­тво­ре­ние в Ва­ших ус­тах? Бы­ло ли что-то не­по­нят­но в нем: от­дель­ные сло­ва, фра­зы, смысл? Что осо­бен­но­го за­ме­ти­ли? Как бы Вы про­ве­ли за­ня­тие, на­прав­лен­ное на изу­че­ние вос­при­я­тия «Ве­сен­ней гро­зы» в юношеской сре­де? Ка­кие ме­ро­при­я­тия про­ве­ли бы в биб­ли­о­те­ке к про­буж­де­нию ин­те­ре­са к чте­нию по­эзии Ф. И. Тют­че­ва?

За­да­ния
1. Сфор­му­ли­руй­те чув­ст­ва и смысл сти­ха.
2. Ка­кие по­эти­че­с­кие сред­ст­ва ис­поль­зо­вал по­эт?
3. Ка­кой ху­до­же­ст­вен­ный при­ем до­ми­ни­ру­ет при пер­вич­ном вос­при­я­тии?
Е. Г. Эт­кинд опи­сал вос­при­я­тие это­го сти­хо­тво­ре­ния раз­ны­ми чи­та­те­ля­ми. Вот Ка­тя — ма­лень­кая де­воч­ка учит «Ве­сен­нюю гро­зу». Ей ве­се­ло и она го­во­рит, что вес­ну вид­но и слыш­но.
До­ка­жи­те, что вес­ну вид­но и слыш­но, и что, сти­хи вы­зы­ва­ют ра­до­ст­ное чув­ст­во.
Со­по­с­та­вим это с ана­ли­зом Е. Г. Эт­кин­да. Он пред­по­ла­га­ет, что Ка­те по ду­ше мо­ло­дость и ве­се­лье, бур­ля­щие и пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся зву­ки гро­ма и бе­гу­щих ру­чь­ев, юность и озор­ст­во при­ро­ды, и гром не страш­ный — он гро­хо­чет, «рез­вя­ся и иг­рая», и рас­ка­ты у не­го — «мо­ло­дые», и дож­дик у не­го — сов­сем ма­лень­кий, све­жий, ве­се­лый. [Эт­кинд Е. Г. Об ис­кус­ст­ве быть чи­та­те­лем. — Л.: Зна­ние, 1964. — С. 51].
Чи­та­тель с пер­вой же фра­зы всту­па­ет в иг­ру зву­ков: гро-гра-гро-гре — иг­ра, озор­ст­во, то­же мо­ло­дая удаль. Эт­кинд от­ме­ча­ет, что «Ка­тя впи­ты­ва­ет ат­мо­сфе­ру сол­неч­но­го пра­зд­ни­ка, со­здан­ную по­этом, ощу­ща­ет этот пей­заж, где все — го­лу­бое и зо­ло­тое. Все ли она тут по­ни­ма­ет? Ед­ва ли. Чув­ст­ву­ет она все, но, ко­неч­но, не от­да­ет се­бе в этом от­че­та». Это чрез­вы­чай­но важ­но, по­сколь­ку очень ча­с­то не толь­ко ма­лень­кие чи­та­те­ли, но и взрос­лые, вос­при­ни­мая сти­хи, чув­ст­ву­ют их, но не мо­гут вы­ска­зать и объ­яс­нить то, что чув­ст­ву­ют. Нуж­ны оп­ре­де­лен­ные зна­ния и опыт вос­при­я­тия сти­хов. Последнее четверостишие Кате не известно — Эт­кинд за­ме­ча­ет, что она его и не смог­ла бы по­нять.
Мы ви­дим, что в вос­при­я­тии и его ана­ли­зе вни­ма­ние в ос­нов­ном ак­цен­ти­ру­ет­ся на ху­до­же­ст­вен­ном при­еме ал­ли­те­ра­ции.
Дру­гой тип вос­при­я­тия «гро­зы»: чи­та­тель — уче­ный (не­мо­ло­дой фи­зи­о­лог), очень лю­бит эти сти­хи за то, что пер­вая ве­сен­няя гро­за — до­б­рая. Он не линг­вист, но в его со­зна­нии сло­во «гро­за» свя­за­но со сло­ва­ми гро­зить, уг­ро­за, гроз­но. А пер­вая гро­за, ут­верж­да­ю­щая вес­ну, — гро­за ра­до­ст­ная. Тют­чев слов­но спо­рит с на­шим при­выч­ным от­но­ше­ни­ем к страш­но­му яв­ле­нию при­ро­ды, ког­да на­чи­на­ет сти­хо­тво­ре­ние не­о­жи­дан­ным со­че­та­ни­ем — «Люб­лю гро­зу…». Сло­ва эти вне тют­чев­ских сти­хов спо­рят друг с дру­гом так же, как и страш­ный гла­гол гро­хо­чет с гла­го­лами из дет­ско­го оби­хо­да рез­вя­ся и иг­рая, или гроз­ное сло­во гре­мят — и ла­с­ко­вый эпи­тет мо­ло­дые. Сти­хо­тво­ре­ние по­ст­ро­е­но на про­ти­во­ре­чии, на борь­бе при­выч­но­го вос­при­я­тия с вос­при­я­ти­ем не­о­жи­дан­ным, но­вым, от­кры­ва­е­мым по­этом. Здесь ак­цент де­ла­ет­ся на ан­ти­те­зе.
Но есть ти­пы вос­при­я­тия чи­та­те­лей, пло­хо под­го­тов­лен­ных к по­ни­ма­нию по­эзии, да и не лю­бя­щих сти­хов. Е. Г. Эт­кинд при­во­дит один из та­ких от­зы­вов и да­ет ком­мен­та­рий к не­му: «“Тют­чев рас­ска­зы­ва­ет о ве­сен­ней гро­зе, что она как бы омы­ва­ет при­ро­ду и не­сет ра­дость че­ло­ве­ку”. — Это пра­виль­ное, но ка­кое при­ми­тив­ное, убо­гое по­ни­ма­ние!»
Как из­ба­вить­ся от та­ко­го по­ни­ма­ния? Ко­неч­но, нуж­но не толь­ко при­род­ное эс­те­ти­че­с­кое чу­тье, но и спе­ци­аль­ные зна­ния.
В «Ве­сен­ней гро­зе» язык не бе­ден, он бо­гат. Об­ра­тим вни­ма­ние на риф­му, вы­пол­нив спе­ци­аль­ное за­да­ние. Оно од­но­вре­мен­но про­ве­ря­ет за­по­ми­на­ние, а так­же вы­сту­па­ет ме­то­ди­че­с­ким при­емом за­по­ми­на­ния сти­хо­тво­ре­ния.
Люб­лю гро­зу в на­ча­ле ________,
Ког­да ве­сен­ний, пер­вый _____,
Как бы рез­вя­ся и ________,
Гро­хо­чет в не­бе _________.

Гре­мят рас­ка­ты __________,
Вот дож­дик брыз­нул, пыль _______,
По­вис­ли пер­лы __________,
И солн­це ни­ти __________.

С го­ры бе­жит по­ток _________,
В ле­су не молк­нет пти­чий _____,
И гам лес­ной и шум __________ —
Все вто­рит ве­се­ло __________.

Ты ска­жешь: ве­т­ре­ная ______,
Кор­мя Зе­ве­со­ва ________,
Гро­мо­ки­пя­щий ку­бок с _____,
Сме­ясь, на зем­лю __________.
Про­ана­ли­зи­руй­те риф­му­ю­щи­е­ся па­ры: мая — иг­рая, гром — го­лу­бом, мо­ло­дые — дож­де­вые, ле­тит — зо­ло­тит, про­вор­ный — на­гор­ный, гам — гро­мам, Ге­ба — не­ба, ор­ла — про­ли­ла. Что осо­бен­но­го за­ме­ти­ли? Ка­кие грам­ма­ти­че­с­кие кон­ст­рук­ции ис­поль­зо­ва­ны в риф­ме? Все­гда ли они от­но­сят­ся к од­но­му ви­ду?
Для по­ни­ма­ния сти­хо­тво­ре­ния зна­че­ние име­ет по­ни­ма­ние от­дель­ных слов. Ка­кие Вы не зна­е­те? А ка­кие мо­гут не знать Ва­ши чи­та­те­ли? Вряд ли они хо­ро­шо зна­ют ми­фо­ло­гию и ус­та­рев­шие сло­ва. На­до об­ра­тить вни­ма­ние на них: пер­лы, Ге­ба, Зе­ве­сов орел. Как мно­го да­ет для вос­при­я­тия все­го сти­хо­тво­ре­ния об­раз Ге­бы! Ведь она — бо­ги­ня веч­ной юно­с­ти, ви­но­чер­пи­й на Олим­пе. При­ве­дем та­кие лек­си­че­с­кие ря­ды сти­хо­тво­ре­ния:
мо­ло­дость, ве­т­ре­ность, ви­но, гром, гро­за, дож­де­вые по­то­ки, гам лес­ной, шум на­гор­ный, гро­мо­ки­пя­щий ку­бок;
вес­на, май, гром, гро­хот, солн­це, дож­дик, по­ток, пти­чий гам.
Чем от­ли­ча­ют­ся они? По­раз­мы­ш­ляй­те в кон­тек­с­те смыс­ла сти­хо­тво­ре­ния.
Об­ра­ти­те вни­ма­ние на уни­каль­ный эпи­тет «гро­мо­ки­пя­щий» к сло­ву «ку­бок». Ем­кость смыс­ла, об­ра­за, зву­ка, све­та и чув­ст­ва про­яв­ля­ет­ся толь­ко в со­че­та­нии их — «гро­мо­ки­пя­щий ку­бок». Но уви­деть это, ус­лы­шать, по­чув­ст­во­вать и по­нять мож­но толь­ко в ас­со­ци­а­тив­ном по­ле «ве­т­ре­ной Ге­бы».
Уди­ви­тель­ная сто­ро­на это­го сти­хо­тво­ре­ния — так на­зы­ва­е­мая ин­фор­ма­ци­он­ная ла­ку­на. Где са­ма гро­за? Мы ви­дим лишь ее на­ча­ло и ко­нец, а так­же ре­мар­ку по­эта о «при­чи­не» гро­зы. Толь­ко ли о гро­зе — яв­ле­нии при­ро­ды идет речь?
Есть и та­кой лю­бо­пыт­ный пласт: яр­ко вы­ра­жен­ное лич­но­ст­ное от­но­ше­ние по­эта к гро­зе и ди­а­лог с чи­та­те­лем.
Вер­нем­ся к вос­при­я­тию «Ве­сен­ней гро­зы» дру­ги­ми чи­та­те­ля­ми, опи­сан­ны­ми Е. Г. Эт­кин­дом. Сре­ди них — ли­те­ра­тор, кри­тик. Его вос­при­я­тие — иное, чем у пре­ды­ду­щих чи­та­те­лей. Он с дет­ст­ва знал на­и­зусть «Ве­сен­нюю гро­зу», но без по­след­не­го чет­ве­ро­сти­шия. Уже взрос­лым он про­чи­тал все це­ли­ком, и тог­да ему от­крыл­ся смысл сти­хо­тво­ре­ния — в про­ти­во­по­с­тав­ле­нии трех чет­ве­ро­сти­ший по­след­не­му. Тют­чев го­во­рит о ха­о­ти­че­с­кой, жи­вой при­ро­де, о гро­ме, дож­де, по­то­ках, шу­мах, солн­це. А в кон­це сти­хо­тво­ре­ния при­род­ный ха­ос ор­га­ни­зо­ван ху­до­же­ст­вен­ным во­об­ра­же­ни­ем че­ло­ве­ка, сти­хий­ная жизнь при­ро­ды за­сты­ла ми­фо­ло­ги­че­с­кой груп­пой. Гром, пе­ре­ка­ты­вав­ший­ся по ве­сен­не­му не­бу, стал со­дер­жи­мым куб­ка, — юная Ге­ба, дочь Зев­са, из озор­ст­ва про­ли­ла его с не­ба на зем­лю. В по­ни­ма­нии это­го чи­та­те­ля, сти­хо­тво­ре­ние Тют­че­ва, преж­де все­го, го­во­рит об от­но­ше­нии при­ро­ды и че­ло­ве­ка, сти­хии и ис­кус­ст­ва, ха­о­са и гар­мо­нии; оно по­свя­ще­но ут­верж­де­нию пре­об­ра­зу­ю­ще­го ге­ния че­ло­ве­ка, ко­то­рый тво­рит миф, то есть ис­кус­ст­во, по­эзию.
Опи­са­ны Эт­кин­дом и дру­гие чи­та­те­ли, в вос­при­я­тии ко­то­рых мож­но уви­деть до­пол­ни­тель­ные глу­би­ны, ню­ан­сы, под­хо­ды в ана­ли­зе про­ник­но­ве­ния, ка­за­лось бы, в столь «про­стое» сти­хо­тво­ре­ние. Это — про­фес­сор, ис­то­рик древ­не­го ми­ра; поэт Все­во­лод Рож­де­ст­вен­ский; пуш­ки­нист А. Л. Сло­ним­ский.
Да­лее, пред­ставь­те об­раз гро­зы. На­ри­суй­те (мож­но зри­тель­но и сло­вес­но опи­сать) со­дер­жа­ние сти­ха, ис­поль­зуя мно­го­цве­тие и мно­го­све­тие. Опи­ши­те зву­ко­вой и му­зы­каль­ный об­раз сти­хо­тво­ре­ния. Оно по­тря­са­ет сво­ей эмо­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой бес­пре­дель­но­с­тью, ее глу­би­ной и ши­ро­той. На­пом­ним, что ис­поль­зо­ван при­ем ан­ти­те­зы меж­ду пер­вы­ми тре­мя и по­след­ним чет­ве­ро­сти­ши­я­ми.
В по­эти­че­с­ком ди­а­ло­ге ав­тор­ская ре­флек­сия вы­ра­же­на в пер­вом чет­ве­ро­сти­шии — от­но­ше­ние и мо­ти­ва­ция; во вто­ром и тре­ть­ем — про­цесс, раз­вер­ну­тый во вре­ме­ни и про­ст­ран­ст­ве; оп­по­ни­ро­ва­ние са­мо­му се­бе пред­по­ло­жи­тель­ным от­ве­том чи­та­те­ля — в четвертом.
Мож­но го­во­рить о фи­ло­соф­ской ми­фо­ло­ги­че­с­ки-бо­же­ст­вен­ной кон­цеп­ции яв­ле­ния гро­зы, ос­тав­ля­ю­щей ос­мыс­ле­ние вос­при­я­тия сти­хо­тво­ре­ния от­кры­тым. Эмо­ци­о­наль­но-смыс­ло­вая пру­жи­на сти­хо­тво­ре­ния — кол­ли­зия вза­и­мо­от­но­ше­ний при­ро­ды, лю­дей, бо­гов. Не яв­ля­ет­ся ли гро­за сим­во­лом и об­ра­зом буй­ст­ву­ю­щей мо­ло­до­с­ти?
Ана­ли­ти­ка «Ве­сен­ней гро­зы» по-раз­но­му мо­жет ис­поль­зо­вать­ся и в по­вы­ше­нии чи­та­тель­ской ква­ли­фи­ка­ции биб­ли­о­те­ка­рей и в ра­бо­те с чи­та­те­ля­ми. Юби­лей мо­жет стать хо­ро­шим по­во­дом, что­бы ор­га­ни­зо­вать ме­сяч­ник по­эзии. Мож­но брать от­дель­ное не­боль­шое по объ­е­му сти­хо­тво­ре­ние, ли­бо не­сколь­ко. Об­рат­ная связь с чи­та­те­ля­ми — с по­мо­щью ру­б­ри­ки на стен­де: Как это по­эти­че­с­кое сло­во в ду­ше тво­ей ото­зва­лось?

Валентина Александровна Бородина, доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, член-корр. Международной академии акмеологических наук