1. Общая характеристика квалификации
1.1. Специальность должна быть утверждена в Министерстве образования РФ и согласована с Министерством здравоохранения РФ.
1.2. Нормативная длительность обучения на базе высшего образования — 2 года, на базе общего среднего образования — 5 лет.
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста.
Деятельность нацелена на организованное, целенаправленное взаимодействие библиотерапевта и читателя/пациента на основе синтезирования ситуаций психотерапевтического чтения и других специфических средств для решения проблем индивидуума, достижение целей его внутренней гармонии и нормативных отношений с окружающим миром.
Сферами деятельности специалиста будут являться: просвещение; здравоохранение; культура; органы социальной защиты; общественные организации.
Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях различных типов, лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных учреждениях и др.
2. Требования к уровню подготовки
Общие требования к личности библиотерапевта:
• профессиональная компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые образовательным стандартом по направлению или специальности);
• коммуникативная готовность (владение литературой, деловой письменной и устной речью на родном языке; владение как минимум одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение разрабатывать деловую документацию и пользоваться ею; умение пользоваться компьютерной техникой, средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения; владение навыками управления профессиональной группой или коллективом);
• развитая способность к поиску новых подходов к решению профессиональных задач, учение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;
• позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;
• знание психологических закономерностей, позволяющих анализировать различные библиотерапевтические ситуации (с использованием междисциплинарных знаний) с учетом особенностей психической деятельности человека, его психических нагрузок;
• профессиональная мобильность — способность быстро осваивать новую технику, технологии, новые специальности; переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать функции однородных, разнородных и смешанных типов профессиональной деятельности;
• владение методами социально-экономического прогнозирования сферы профессиональной деятельности с целью ее рационализации и оптимизации;
• понимание концепций и основных направлений развития науки, техники, культуры.
3. Требования к умениям
Гностические умения
Разрабатывать программы исследования библиотерапевтических ситуаций.
Разрабатывать программы изучения объекта библиотерапии.
Определять возможность и условия выполнения предстоящей работы.
Формировать модель библиотерапии.
Формулировать цели и задачи библиотерапии с привлечением методов смежных наук (медицины, социологии, психологии, библиотековедения и т. д.).
Отбирать литературу, содержащую психотерапевтические ресурсы. Определять тактику ведения профилактического и лечебного процессов.
Определять рациональность построения библиотерапевтического процесса.
Определять систему и способы контроля за ходом и результатами библиотерапевтического процесса.
Анализировать качество выполненной работы.
Проектировочные умения
Планировать собственную трудовую деятельность на далекую перспективу.
Осуществлять перспективное планирование мероприятий, направленных на рациональную организацию библиотерапевтического процесса, его результативность.
Осуществлять перспективное планирование мероприятий, направленных на рационализацию принимаемых решений, в ходе библиотерапевтического процесса.
Производить квалифицированый отбор психотерапевтических характеристик библиотерапевтических средств и оперативно соотносить их с библиотерапевтической ситуацией.
Производить выбор оптимальной тактики осуществления профилактического и лечебного процессов.
Проектировать средства контроля за используемыми средствами осуществления библиотерапевтического процесса.
Проектировать системы контроля за ходом и результатами библиотерапевтического процесса.
Конструктивные умения
Осуществлять моделирование библиотерапевтической ситуации.
Определять план сбора социально-демографических данных (пол, возрастная группа, национально-религиозная принадлежность, социальная группа, профессиональная группа, занятость в общественном производстве).
Определять состояние здоровья индивидуума и характер кризисной или дискомфортной ситуации, в которой он находится.
Вносить необходимые коррективы в ход библиотерапевтического процесса.
Вести библиотерапевтической процесс в соответствии с разработанной тактикой и методикой профилактики и лечения.
Осуществлять комплексный контроль за процессом и его результатами.
Определять систему мероприятий для устранения сбоев в библиотерапевтическом процессе.
Организаторские умения
Организовывать свое рабочее место, правильно использовать предметы и средства труда.
Создавать условия для ритмичного осуществления библиотерапевтического процесса.
Соблюдать намеченный план работы и технологические требования к ее выполнению.
Выдерживать необходимый режим выполнения библиотерапевтического процесса.
Рационально распределять время в процессе выполнения отдельных этапов.
Соблюдать необходимый режим труда и отдыха.
Коммуникативные умения
Устанавливать оптимальные отношения с участниками библиотерапевтического процесса.
Грамотно строить взаимодействие, взаимоотношения между участниками процесса.
Доступно излагать цель и содержание предстоящей работы.
Воздействовать на участников библиотерапевтического процесса сообразно с их индивидуальными особенностями.
Устанавливать доброжелательные, доверительные взаимоотношения с участниками библиотерапевтического процесса.
Вырабатывать согласованное мнение о правильном выборе действий, стиле поведения.
Создавать необходимую мотивацию участников библиотерапевтического процесса к предстоящей деятельности.
Адекватно оценивать результаты библиотерапевтического процесса.
Среди умений, позволяющих снять напряжение и создать ситуацию откровенности, нужно выделить следующие:
• демонстрировать искреннюю доброжелательность любому, с кем приходится взаимодействовать, независимо от ситуации;
• находить общие ценности с любым человеком и делать их основой дальнейшего развития отношений;
• выявлять индивидуальные источники неуверенности у подчиненных и служить примером носителя дефицитных для них качество;
• влиять на настроение других людей;
• управлять ролевым распределением, подчиняя общение конечной цели взаимодействия;
• использовать принципы позитивной обратной связи для повышения самооценки участников взаимодействия, актуализации их личностных потенциальных ресурсов;
• воспринимать человека в целом во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст и смысл его высказываний, мотивы поведения;
• отслеживать и понимать свои реакции в ответ на то, что и как говорит другой человек;
• успешно взаимодействовать с людьми, имеющими иные ценности в силу индивидуальных или культурно-этнических особенностей;
•открыто демонстрировать свои чувства и отношения.

