Ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­с­ти­ка биб­ли­о­те­ра­пев­та

1. Об­щая ха­рак­те­ри­с­ти­ка ква­ли­фи­ка­ции
1.1. Спе­ци­аль­ность долж­на быть ут­верж­де­на в Ми­ни­с­тер­ст­ве об­ра­зо­ва­ния РФ и со­гла­со­ва­на с Ми­ни­с­тер­ст­вом здра­во­о­хра­не­ния РФ.
1.2. Нор­ма­тив­ная дли­тель­ность обу­че­ния на ба­зе выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния — 2 го­да, на ба­зе об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния — 5 лет.
1.3. Ха­рак­те­ри­с­ти­ка сфе­ры про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти спе­ци­а­ли­с­та.
Де­я­тель­ность на­це­ле­на на ор­га­ни­зо­ван­ное, це­ле­на­прав­лен­ное вза­и­мо­дей­ст­вие биб­ли­о­те­ра­пев­та и чи­та­те­ля/па­ци­ен­та на ос­но­ве син­те­зи­ро­ва­ния си­ту­а­ций пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го чте­ния и дру­гих спе­ци­фи­че­с­ких средств для ре­ше­ния про­блем ин­ди­ви­ду­у­ма, до­сти­же­ние це­лей его вну­т­рен­ней гар­мо­нии и нор­ма­тив­ных от­но­ше­ний с ок­ру­жа­ю­щим ми­ром.
Сфе­ра­ми де­я­тель­но­с­ти спе­ци­а­ли­с­та бу­дут яв­лять­ся: про­све­ще­ние; здра­во­о­хра­не­ние; куль­ту­ра; ор­га­ны со­ци­аль­ной за­щи­ты; об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции.
Спе­ци­а­лист мо­жет в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке ра­бо­тать в об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ни­ях раз­лич­ных ти­пов, ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­с­ких и оз­до­ро­ви­тель­но-ре­а­би­ли­та­ци­он­ных уч­реж­де­ни­ях и др.
2. Тре­бо­ва­ния к уров­ню под­го­тов­ки
Об­щие тре­бо­ва­ния к лич­но­с­ти биб­ли­о­те­ра­пев­та:
• про­фес­си­о­наль­ная ком­пе­тент­ность (со­че­та­ние те­о­ре­ти­че­с­ких зна­ний и прак­ти­че­с­кой под­го­тов­лен­но­с­ти вы­пу­ск­ни­ка, его спо­соб­ность осу­ще­ств­лять все ви­ды про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти, оп­ре­де­ля­е­мые об­ра­зо­ва­тель­ным стан­дар­том по на­прав­ле­нию или спе­ци­аль­но­с­ти);
• ком­му­ни­ка­тив­ная го­тов­ность (вла­де­ние ли­те­ра­ту­рой, де­ло­вой пись­мен­ной и уст­ной ре­чью на род­ном язы­ке; вла­де­ние как ми­ни­мум од­ним из на­и­бо­лее рас­про­ст­ра­нен­ных в ми­ре ино­ст­ран­ных язы­ков; уме­ние раз­ра­ба­ты­вать де­ло­вую до­ку­мен­та­цию и поль­зо­вать­ся ею; уме­ние поль­зо­вать­ся ком­пью­тер­ной тех­ни­кой, сред­ст­ва­ми свя­зи и ин­фор­ма­ции, вклю­чая те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные се­ти; зна­ние пси­хо­ло­гии и эти­ки об­ще­ния; вла­де­ние на­вы­ка­ми уп­рав­ле­ния про­фес­си­о­наль­ной груп­по­й или кол­лек­ти­вом);
• раз­ви­тая спо­соб­ность к по­ис­ку но­вых под­хо­дов к ре­ше­нию про­фес­си­о­наль­ных за­дач, уче­ние ори­ен­ти­ро­вать­ся в не­стан­дарт­ных ус­ло­ви­ях, ана­ли­зи­ро­вать про­бле­мы, си­ту­а­ции, за­да­чи, а так­же раз­ра­ба­ты­вать план дей­ст­вий; го­тов­ность к ре­а­ли­за­ции пла­на и к от­вет­ст­вен­но­с­ти за его вы­пол­не­ние;
• по­зи­тив­ное от­но­ше­ние к сво­ей про­фес­сии, стрем­ле­ние к по­сто­ян­но­му лич­но­ст­но­му и про­фес­си­о­наль­но­му со­вер­шен­ст­во­ва­нию;
• зна­ние пси­хо­ло­ги­че­с­ких за­ко­но­мер­но­с­тей, поз­во­ля­ю­щих ана­ли­зи­ро­вать раз­лич­ные биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кие си­ту­а­ции (с ис­поль­зо­ва­ни­ем меж­дис­цип­ли­нар­ных зна­ний) с уче­том осо­бен­но­с­тей пси­хи­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти че­ло­ве­ка, его пси­хи­че­с­ких на­гру­зок;
• про­фес­си­о­наль­ная мо­биль­ность — спо­соб­ность бы­с­т­ро ос­ва­и­вать но­вую тех­ни­ку, тех­но­ло­гии, но­вые спе­ци­аль­но­с­ти; пе­ре­клю­чать­ся с од­но­го ви­да де­я­тель­но­с­ти на дру­гой, сов­ме­щать функ­ции од­но­род­ных, раз­но­род­ных и сме­шан­ных ти­пов про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти;
• вла­де­ние ме­то­да­ми со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ко­го про­гно­зи­ро­ва­ния сфе­ры про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти с це­лью ее ра­ци­о­на­ли­за­ции и оп­ти­ми­за­ции;
• по­ни­ма­ние кон­цеп­ций и ос­нов­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия на­уки, тех­ни­ки, куль­ту­ры.
3. Тре­бо­ва­ния к уме­ни­ям
Гно­с­ти­че­с­кие уме­ния
Раз­ра­ба­ты­вать про­грам­мы ис­сле­до­ва­ния биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких си­ту­а­ций.
Раз­ра­ба­ты­вать про­грам­мы изу­че­ния объ­ек­та биб­ли­о­те­ра­пии.
Оп­ре­де­лять воз­мож­ность и ус­ло­вия вы­пол­не­ния пред­сто­я­щей ра­бо­ты.
Фор­ми­ро­вать мо­дель биб­ли­о­те­ра­пии.
Фор­му­ли­ро­вать це­ли и за­да­чи биб­ли­о­те­ра­пии с при­вле­че­ни­ем ме­то­дов смеж­ных на­ук (ме­ди­ци­ны, со­ци­о­ло­гии, пси­хо­ло­гии, биб­ли­о­те­ко­ве­де­ния и т. д.).
От­би­рать ли­те­ра­ту­ру, со­дер­жа­щую пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­кие ре­сур­сы. Оп­ре­де­лять так­ти­ку ве­де­ния про­фи­лак­ти­че­с­ко­го и ле­чеб­но­го про­цес­сов.
Оп­ре­де­лять ра­ци­о­наль­ность по­ст­ро­е­ния биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Оп­ре­де­лять си­с­те­му и спо­со­бы кон­тро­ля за хо­дом и ре­зуль­та­та­ми биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Ана­ли­зи­ро­вать ка­че­ст­во вы­пол­нен­ной ра­бо­ты.
Про­ек­ти­ро­воч­ные уме­ния
Пла­ни­ро­вать соб­ст­вен­ную тру­до­вую де­я­тель­ность на да­ле­кую пер­спек­ти­ву.
Осу­ще­ств­лять пер­спек­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние ме­ро­при­я­тий, на­прав­лен­ных на ра­ци­о­наль­ную ор­га­ни­за­цию биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са, его ре­зуль­та­тив­ность.
Осу­ще­ств­лять пер­спек­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние ме­ро­при­я­тий, на­прав­лен­ных на ра­ци­о­на­ли­за­цию при­ни­ма­е­мых ре­ше­ний, в хо­де биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Про­из­во­дить ква­ли­фи­ци­ро­ва­ный от­бор пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ких ха­рак­те­ри­с­тик биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких средств и опе­ра­тив­но со­от­но­сить их с биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой си­ту­а­ци­ей.
Про­из­во­дить вы­бор оп­ти­маль­ной так­ти­ки осу­ще­ств­ле­ния про­фи­лак­ти­че­с­ко­го и ле­чеб­но­го про­цес­сов.
Про­ек­ти­ро­вать сред­ст­ва кон­тро­ля за ис­поль­зу­е­мы­ми сред­ст­ва­ми осу­ще­ств­ле­ния биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Про­ек­ти­ро­вать си­с­те­мы кон­тро­ля за хо­дом и ре­зуль­та­та­ми биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Кон­ст­рук­тив­ные уме­ния
Осу­ще­ств­лять мо­де­ли­ро­ва­ние биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой си­ту­а­ции.
Оп­ре­де­лять план сбо­ра со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­с­ких дан­ных (пол, воз­ра­ст­ная груп­па, на­ци­о­наль­но-ре­ли­ги­оз­ная при­над­леж­ность, со­ци­аль­ная груп­па, про­фес­си­о­наль­ная груп­па, за­ня­тость в об­ще­ст­вен­ном про­из­вод­ст­ве).
Оп­ре­де­лять со­сто­я­ние здо­ро­вья ин­ди­ви­ду­у­ма и ха­рак­тер кри­зис­ной или дис­ком­форт­ной си­ту­а­ции, в ко­то­рой он на­хо­дит­ся.
Вно­сить не­об­хо­ди­мые кор­рек­ти­вы в ход биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Ве­с­ти биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой про­цесс в со­от­вет­ст­вии с раз­ра­бо­тан­ной так­ти­кой и ме­то­ди­кой про­фи­лак­ти­ки и ле­че­ния.
Осу­ще­ств­лять ком­плекс­ный кон­троль за про­цес­сом и его ре­зуль­та­та­ми.
Оп­ре­де­лять си­с­те­му ме­ро­при­я­тий для ус­т­ра­не­ния сбо­ев в биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ком про­цес­се.
Ор­га­ни­за­тор­ские уме­ния
Ор­га­ни­зо­вы­вать свое ра­бо­чее ме­с­то, пра­ви­льно ис­поль­зо­вать пред­ме­ты и сред­ст­ва тру­да.
Со­зда­вать ус­ло­вия для рит­мич­но­го осу­ще­ств­ле­ния биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Со­блю­дать на­ме­чен­ный план ра­бо­ты и тех­но­ло­ги­че­с­кие тре­бо­ва­ния к ее вы­пол­не­нию.
Вы­дер­жи­вать не­об­хо­ди­мый ре­жим вы­пол­не­ния биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Ра­ци­о­наль­но рас­пре­де­лять вре­мя в про­цес­се вы­пол­не­ния от­дель­ных эта­пов.
Со­блю­дать не­об­хо­ди­мый ре­жим тру­да и от­ды­ха.
Ком­му­ни­ка­тив­ные уме­ния
Ус­та­нав­ли­вать оп­ти­маль­ные от­но­ше­ния с уча­ст­ни­ка­ми биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Гра­мот­но стро­ить вза­и­мо­дей­ст­вие, вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду уча­ст­ни­ка­ми про­цес­са.
До­ступ­но из­ла­гать цель и со­дер­жа­ние пред­сто­я­щей ра­бо­ты.
Воз­дей­ст­во­вать на уча­ст­ни­ков биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са со­об­раз­но с их ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­с­тя­ми.
Ус­та­нав­ли­вать до­б­ро­же­ла­тель­ные, до­ве­ри­тель­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с уча­ст­ни­ка­ми биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Вы­ра­ба­ты­вать со­гла­со­ван­ное мне­ние о пра­виль­ном вы­бо­ре дей­ст­вий, сти­ле по­ве­де­ния.
Со­зда­вать не­об­хо­ди­мую мо­ти­ва­цию уча­ст­ни­ков биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са к пред­сто­я­щей де­я­тель­но­с­ти.
Адек­ват­но оце­ни­вать ре­зуль­та­ты биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го про­цес­са.
Сре­ди уме­ний, поз­во­ля­ю­щих снять на­пря­же­ние и со­здать си­ту­а­цию от­кро­вен­но­с­ти, нуж­но вы­де­лить сле­ду­ю­щие:
• де­мон­ст­ри­ро­вать ис­крен­нюю до­б­ро­же­ла­тель­ность лю­бо­му, с кем при­хо­дится вза­и­мо­дей­ст­во­вать, не­за­ви­си­мо от си­ту­а­ции;
• на­хо­дить об­щие цен­но­с­ти с лю­бым че­ло­ве­ком и де­лать их ос­но­вой даль­ней­ше­го раз­ви­тия от­но­ше­ний;
• вы­яв­лять ин­ди­ви­ду­аль­ные ис­точ­ни­ки не­уве­рен­но­с­ти у под­чи­нен­ных и слу­жить при­ме­ром но­си­те­ля де­фи­цит­ных для них ка­че­ст­во;
• вли­ять на на­ст­ро­е­ние дру­гих лю­дей;
• уп­рав­лять ро­ле­вым рас­пре­де­ле­ни­ем, под­чи­няя об­ще­ние ко­неч­ной це­ли вза­и­мо­дей­ст­вия;
• ис­поль­зо­вать прин­ци­пы по­зи­тив­ной об­рат­ной свя­зи для по­вы­ше­ния са­мо­оцен­ки уча­ст­ни­ков вза­и­мо­дей­ст­вия, ак­ту­а­ли­за­ции их лич­но­ст­ных по­тен­ци­аль­ных ре­сур­сов;
• вос­при­ни­мать че­ло­ве­ка в це­лом во всех его вер­баль­ных и не­вер­баль­ных про­яв­ле­ни­ях, улав­ли­вать под­текст и смысл его вы­ска­зы­ва­ний, мо­ти­вы по­ве­де­ния;
• от­сле­жи­вать и по­ни­мать свои ре­ак­ции в от­вет на то, что и как го­во­рит дру­гой че­ло­век;
• ус­пеш­но вза­и­мо­дей­ст­во­вать с людь­ми, име­ю­щи­ми иные цен­но­с­ти в си­лу ин­ди­ви­ду­аль­ных или куль­тур­но-эт­ни­че­с­ких осо­бен­но­с­тей;
•от­кры­то де­мон­ст­ри­ро­вать свои чув­ст­ва и от­но­ше­ния.