Сегодня мобильное обслуживание занимает важную нишу в библиотечных практиках. Данный формат инновацией не назовешь — ведь передвижной библиотеке уже более 150 лет.
Первая передвижная библиотека появилась ещё в середине XIX в. в Англии и представляла собой конную повозку, развозившую книги. Уже в XX в. разнообразились транспортные средства: от библио-трамваев и библио-катеров в северно-европейских странах, до ослов и верблюдов — в землях Ближнего Востока и Латинской Америки.
В России передвижные библиотеки были ещё до революции, а первый библиобус появился в сороковые годы при Московском государственном институте культуры. В СССР активно работали авто-библиотеки, в том числе на Дону. В 1966 г. одна из первых в стране ЦБС города Шахты получила библиобус, в конце 1970-х они были уже в большинстве районов области. В начале 1990-х насчитывалось 48 библиобусов, однако к этому моменту они уже достаточно устарели. Передвижная библиотека нуждалось в модернизации.
Новый этап мобильного библиотечного обслуживания в стране наступил в первое десятилетие нынешнего века.
В 2009 г. некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» разработал концепцию, направленную на преодоление информационного неравенства различных территорий, улучшение качества жизни сельского населения. По заказу Министерства культуры Российской Федерации была создана первая партия мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО).
Ростовская область откликнулась на данный вызов времени одной из первых. В 2012 г. по инициативе областного Министерства культуры и Донской государственной публичной библиотекии при поддержке губернатора Ростовской области в рамках реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма Ростовской области» началась деятельность мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания.
КИБО оказался актуальным в Донском крае как нигде: несмотря на то, что библиотечная сеть Ростовской области — одна из крупнейших в стране, библиотеки расположены здесь неравномерно. Так, в 2012 г. в немалой по величине области — размером в два-три небольших европейских государства — более 60% сельских населённых пунктов пребывали в ситуации информационного дефицита: иногда в некоторых районах расстояние от населённого пункта до ближайшей библиотеки составляло около 100 километров (!).
Кроме того, уже на первых этапах деятельности стали очевидны некоторые важные преимущества КИБО по сравнению со стационарной библиотекой. Например, финансовый вопрос. Содержание стационарной библиотеки и КИБО — это совершенно разные затраты. Если в среднем на сельскую библиотеку ежегодно тратится около 1 300 000 руб., то полное годовое содержание активно работающего КИБО составляет всего около 600 тысяч. Как правило, размах обслуживания КИБО масштабней, чем у стационарных учреждений. Библиомобиль способен в течение дня посещать сразу несколько населённых пунктов, в том числе самые разные учреждения: школы, детские сады, интернаты, больницы, клубы и т. д. Да и задействованность фондов, как правило, шире, чем в обычной библиотеке: используются возможности как межпоселенческой центральной, так и Донской государственной публичной библиотеки.
Марина Валерьевна Кравченко, ведущий методист научно-методического отдела государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области «Донская государственная публичная библиотека»

