Книга своими руками. Издания для детей и юношества 1920–30-х гг.

У детской книги богатая история. Взгляд на книгу, и её роль и задачи в жизни ребёнка менялись в соответствии с теми процессами — идеологическими, технологическими, событийными, которые в разные периоды жизни нашей страны происходили в обществе.
В дореволюционный период для детей выпускали издания по истории книги, в которых рассказывалось об изобретении книгопечатания, о перипетиях жизни Иоганна Гутенберга, о жизни и деятельности первопечатника Ивана Фёдорова. Как правило, эти книги в лучшем случае оформлялись портретом И. Гутенберга или И. Фёдорова, а иногда вообще не имели иллюстраций.
После 1920-х гг. наступили другие времена и иные задачи ставились перед детской книгой. Издания служили новым идеологическим требованиям, они должны были знакомить новое поколение с новыми жизненными реалиями, в частности с тем, как делаются книжки. В книгах стал преобладать рисунок над текстом, причём иллюстрации почти всегда были цветными, яркими, чтобы заинтересовать ребёнка и побудить его научиться читать. Такие книги стали хорошим подспорьем в борьбе с неграмотностью в стране.


Считается, что существует два основных вида детской книги: книжка-картинка для малышей и текстовая книга с иллюстрациями для среднего возраста. Но общее понятие «книжка-картинка» не отражает всего разнообразия изданий, в которых преобладает рисунок, иллюстрация, а текст сводится к подписи или короткому стихотворению.
В конце 1920-х гг. возникло новое направление издательской деятельности — книжка-самоделка. Надпись «самоделка» была вынесена на обложку таких книжек вместе с названием и именем автора. Кроме книжек-самоделок, к книжкам-картинкам тогда относили книжки-загадки, книжки-игрушки. В годы первых пятилеток таких книг было напечатано около сотни, не считая специальных рубрик в периодической печати для детей1.
Одновременно выходят в свет многочисленные книжки-вырезалки, книжки-раскраски с рассказами о цвете и оптике, книжки-инструкции по технике гравюры и трафаретной печати. О работе книжного художника и полиграфии вообще рассказывалось в те годы во многих изданиях, в том числе и в «самоделках».
Подлинным расцветом жанра книжек-самоделок стал рубеж 1920–1930-х гг.,
когда в стране быстрыми темпами начала создаваться отечественная индустрия. Будущей смене строителей социализма надлежало включиться в великое общенародное дело — правда, пока в игровой форме. Перед издательствами детской книги ставились новые задачи: познакомить юных читателей с современной техникой, производством, профессиями2. Малышам не только рассказывали о производстве, им предлагалось самим делать игрушечные фабрики, машины, вещи. Названия книжек того времени говорят сами за себя: «Вырезай и печатай», «Трафареты», «Зинкины картинки» и др.

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник Российского творческого союза работников культуры,
Санкт-Петербург

1 Карасик М. Ударная книга советской детворы: фотоиллюстрация и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920–1930-х годов / Михаил Карасик. — Москва: Контакт-Культура, 2010. — С. 27.
2 Карасик М. Парадная книга Страны Советов: [альбом] / Михаил Карасик. — Москва: Контакт-культура, 2007. — С. 25 с.