По книге Антонио Итурбе «Хранительница книг из Аушвица»
Роман испанского писателя Антонио Итурбе «Хранительница книг из Аушвица» стал бестселлером, как и посвящённые той же теме произведения Джона Бойна.
На фоне многочисленных книг на тему Холокоста, а их за восемь десятилетий в разных странах мира издано немало, роман испанского писателя Антонио Итурбе «Хранительница книг из Аушвица» читается по-особому. Эта книга иная, и её инаковость ощущается с первых страниц. Можно ли «Хранительницу» прочитать залпом? Возможно, у кого-то получится осилить многостраничный роман одномоментно, хотя он не предназначен для чтения за чашкой кофе, так как не развлекателен, но предельно документален. Документальность повествования основывается на реальной истории узницы фашистских концлагерей Эдиты Краус, в девичестве Адлеровой, этапированной в Освенцим в 1943 г. вместе с тысячами чешских евреев. Воспоминания Эдиты легли в основу книги и читаются как стенограмма жизни обречённых узников. Словесная фотография лагерных порядков Аушвица-Освенцима потрясает читателя: такому не верить нельзя, тем более что повествование ведётся в настоящем времени, что многократно усиливает восприятие описываемых событий.
К роману можно возвращаться вновь и вновь: читать, откладывать книгу в сторону, осмысливать информацию и, усвоив и переварив прочитанное, через время к ней возвращаться. Роман цепляет, не отпускает взрослого читателя, умудрённого жизненным опытом, но возникает вопрос: а как воспримет его поколение юных, приученных к лёгкому чтению, а то и вовсе не склонных к чтению так таковому? Вопрос непростой, но подросткам пройти мимо такой книги нельзя. Не прочитать её — значит упустить возможность узнать правду о фашистских концентрационных лагерях, которая складывается, как мозаика, из эпизодов стойкости и жертвенности, отчаяния и нечеловеческой жестокости. Читать подобные произведения всегда эмоционально тяжело, но только так можно узнать реальную историю жертв Холокоста, показанную в «Хранительнице» безо всякой ретуши и замалчивания. Современные подростки должны знать о том, как немецкий нацизм приговорил к мучительной смерти миллионы безвинных людей только потому, что они говорили на другом языке, были другой нации и веры. Нельзя не почувствовать на что способны одурманенные фашистской идеологией люди (доктор Менгеле и эсесовцы), уверовавшие в свою исключительность и безнаказанность. Ещё раз стоит подчеркнуть, что роман документален — это не художественный вымысел, но литературно обработанные биографии участников тех событий: и выживших, и тех, кто навсегда остался только в памяти выживших.
В наше время книги о войне, в том числе о Холокосте, пишутся, в основном, в расчёте на взрослую читательскую аудиторию. Тем ценнее для подрастающего поколения произведение, где события, имевшие место в реальности, даются через призму восприятия непосредственной свидетельницы, которой тогда было всего 14 лет.
Марина Валентиновна Позина, заведующая сектором библиотеки по обслуживанию территориально удалённых факультетов Кубанского государственного университета, филиал в г. Славянске-на-Кубани

