О социальных эффектах работы муниципальной библиотеки
Периодически в СМИ и интернете возникают дискуссии о судьбе библиотек, в том числе небольших муниципальных, приводятся доводы о необязательности их существования.
Задача профессионалов — донести до власти и общества мысль о социальной значимости и востребованности муниципальных библиотек, показать, сколь разнообразна их деятельность и велика способность развиваться и адаптироваться к новым реалиям.
Термин «муниципальная библиотека» подразумевает не только форму собственности, но и общедоступность. Это библиотека, максимально приближённая к месту жительства: небольшая, удобная, «своя». В России муниципальные библиотеки составляют многочисленную сеть и поэтому, видимо, особенно уязвимы. Прослеживается тенденция ежегодного сокращения их числа.
Представим некоторые доводы в пользу сохранения муниципальных библиотек. Нам кажется, что они могут быть использованы в качестве аргументов для руководителям территориальной власти, непосредственно участвующих в формировании культурной политики.
Первый и самый очевидный аргумент — муниципальная библиотека является близким, удобным и самым доступным учреждением культуры для жителей разного возраста, центром чтения в своём селе или городском микрорайоне. До неё можно добраться максимум за 15 минут. Здесь читателя знают по имени, отсутствует сложная система поиска информации, любую книгу можно взять в руки и пролистать, поскольку практически весь фонд представлен в открытом доступе. При этом библиотека ориентирована на социально незащищённых граждан, что подтверждают статистические данные (состав читательских групп). Не стоит забывать, что во все времена может быть актуальной история известного американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери: «…Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку…»
Ни у кого не вызовет сомнения утверждение, что муниципальная библиотека объединяет и людей, и культуры. В маленьких городах и населённых пунктах они остаются действующими площадками коммуникации, местом реального, а не только виртуального разговора о книге. Сегодня специалисты используют множество техник и инновационных практик продвижения чтения. Библиотека мобильно реагирует на пожелания жителей расширять ассортимент услуг. При этом меняется режим её работы; организуются летние читальные залы; развивается практика доставки книг тем, кто не может посещать библиотеки в обычном режиме: людям с ограниченными возможностями; лицам преклонного возраста, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, воспитанникам домов ребёнка и детских домов.
Чтобы приблизить книгу к читателю, омские муниципальные библиотеки делают упор на развитие нестационарного обслуживания. Реализуется проект «Мобильная библиотека», благодаря которому жители отдалённых микрорайонов получили возможность знакомиться с книжными коллекциями Центральной городской библиотеки. Мы рассматриваем такую работу с точки зрения её социальных эффектов: горожане независимо от места проживания должны иметь равные возможности для получения нужной книги, информации.
Пассажиры пригородных электропоездов теперь проводят время в пути за чтением благодаря совместному проекту «Библиотека на колёсах» акционерного общества «Омск-пригород» и муниципальных библиотек. Из ряда социально обусловленных программ — просветительские мероприятия для пациентов городских детских больниц в рамках проекта «Тепло для маленького сердца». Ещё одно новое направление работы, приносящее нам удовлетворение — благотворительные акции «Ты в этом мире не один» по сбору книг для лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Центрами общественного доступа к социально значимой информации муниципальные библиотеки стали уже давно. Их социальная миссия заключается в том, чтобы стать активным посредником в информационном взаимодействии власти и населения. Переосмысление новой роли библиотек в жизни местного сообщества началось лет 15 назад, когда повсеместно создавались публичные Центры правовой информации. Сегодня продвигать современные электронные сервисы в повседневную жизнь граждан, помогают создаваемые на базе библиотек Центры общественного доступа к информации. И население, и власть рассматривают их как составляющую общественного доступа к открытой информации электронного правительства. В субъектах РФ открываются офисы многофункциональных центров, предоставляющие государственные услуги на базе сельских, районных библиотек. Жители небольших и отдаленных населённых пунктов имеют возможность получать эти услуги, не выезжая в районные и областные центры. Например, в Чувашской Республике для этих целей уже используют модельные библиотеки. В ряде крупных городов России создаются контакт-центры на базе библиотек, где организуются точки общественного доступа к Порталу государственных и муниципальных услуг.
Центры правовой информации омских муниципальных библиотек в 2014 г. тоже приступили к реализации информационно-просветительского проекта «Компетентный e-гражданин», в рамках которого библиотекари обучают омичей старшего возраста ориентироваться в электронных информационных ресурсах и сервисах.
Наталья Леонидовна Чернявская, директор Бюджетного учреждения города Омска «Омские муниципальные библиотеки»
Ольга Рудольфовна Кац, заместитель директора Бюджетного учреждения города Омска «Омские муниципальные библиотеки»

