Красота на ощупь. Тифлоэстетика как способ познания мира

Российская государственная библиотека для слепых занимается эстетическим воспитанием своих читателей не одно десятилетие. Её опыт ещё раз подтверждает: людям с нарушениями зрения доступны многие радости.
Вопрос восприятия инвалидами по зрению красоты — это в большей степени вопрос предоставления им возможности непосредственного восприятия эстетических объектов — природных или созданных скульпторами, архитекторами, мастерами прикладного искусства. Такая возможность была у них не всегда. Ещё 30–35 лет назад само упоминание об инвалидах в нашей стране было практически табуировано.
Изменения в отношении государства к проблемам инвалидов и инвалидности стали происходить только после 1991 года. В конце 1995 года был наконец принят Федеральный закон о социальной защите инвалидов (от 24.11.1995 №181-ФЗ). Хотя этот Закон много раз редактировался (и менялся при этом не всегда в лучшую сторону), он сыграл свою положительную роль. В 2008 году Россия присоединилась к «Конвенции о правах инвалидов» (она была ратифицирована и вступила в силу на территории Российской Федерации только в 2012 году), а 2009 год в Москве был объявлен Годом равных возможностей.
На фоне этих событий отношение к нуждам инвалидов, в том числе и к их эстетическим потребностям, сильно изменилось. Так, руководство города Москвы обещало сделать все столичные учреждения культуры доступными для инвалидов к 2015 году. Но под доступностью часто понимают лишь пандусы, лифты, разметку на полу, а для инвалидов по зрению главное — организация доступного пространства, в том числе музейного, создание специальных программ, учитывающих их возможности. Экспозиции музеев ориентированы в основном на визуальное восприятие, трогать объекты руками нельзя, в то время как для незрячих тактильный контакт — зачастую, единственный способ получить реальное представление о предметах.
Российская государственная библиотека для слепых (тогда — РЦБС) уже в 1977 году начала работу по созданию для своих читателей тактильной коллекции, включающей макеты архитектурных памятников, копии скульптур, керамические изделия. Никаких сведений об аналогичном отечественном или зарубежном опыте не было, никто не знал, как это надо делать, что показывать в первую очередь. Сотрудники библиотеки порой сами продвигались на ощупь, опираясь на пожелания читателей, рекомендации тифлопедагогов и психологов.
В то время ещё не было методик по обучению слепых детей и взрослоослепших людей восприятию скульптуры, макетов, рельефов. А ведь это только кажется, что человек рождается со способностью воспринимать изображения; на самом деле ребёнка с нормальным зрением специально обучают видеть и распознавать рисунок. Читая ребёнку книжку с картинками, взрослые неосознанно учат малыша воспринимать изображения, привлекая его внимание к иллюстрации: «Смотри! Это мячик. Это ёлочка!» Постепенно ребёнок начинает понимать способы изображения объектов, действие и сюжет картинки.
Осязательное восприятие рельефных изображений формируется значительно сложнее и дольше. Его формирования — это большая и кропотливая работа. Библиотека старалась не только научить читателей пониманию архитектурных и скульптурных памятников, но и пробудить в своих пользователях потребность в восприятии прекрасного.
Первыми в фонде библиотеки появились макеты Кремлёвских башен, Храма Василия Блаженного, скульптурные портреты русских писателей, затем стала формироваться коллекция керамики. Керамика оказалась очень удачной находкой для развития способностей тактильного восприятия у инвалидов по зрению. Здесь сошлось всё: небольшие объёмы вещей, возможность показать, как можно использовать материал, научить распознаванию рельефа, дать представление о различных вещах, животных. Как выглядит оленёнок, баран, рыба? Для видящих людей это странный вопрос. А для инвалидов по зрению с детства? Был случай, когда слепой подросток, ощупывая макет рыбы, с удивлением сказал: «А я и не знал, что она так выглядит. Я думал, что рыба — это такие кусочки», — его представления о ней ограничивалось тем, что попадало к нему на тарелку во время обеда. И таких примеров можно привести множество.
В художественных мастерских им. Е. В. Вучетича были закуплены уменьшенные (50–80 см) копии наиболее известных скульптур: Венеры Милосской, Геракла, Сократа, Софокла и других. Для незрячего человека ознакомиться с оригиналом, размер которого может достигать нескольких метров, проблематично, а вот копии высотой до метра очень удобны.
За три года библиотека собрала коллекцию, достаточную для организации выставки. Инвалиды по зрению впервые ознакомились с ней в 1981 году. На выставке был проведён теоретический семинар по проблемам тифлоэстетики, на котором обсуждались пути и способы ознакомления незрячих и слабовидящих людей с произведениями архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Участники семинара говорили не только об огромном культурно-образовательном и эстетико-воспитательном значении подобных экспозиций, но и особо подчёркивали, что такие выставки играют роль одного из факторов социальной реабилитации и интеграции незрячих, поскольку позволяют незрячим формировать представления о произведениях пространственных искусств и тем самым расширяют их кругозор. Для того чтобы как можно большее количество инвалидов по зрению могли познакомиться с макетами и копиями выдающихся произведений искусства, библиотека организовывала выездные выставки для учащихся школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, членов общества слепых.
Макеты обладают наибольшими возможностями для передачи содержания архитектурных памятников. Они отображают объёмы и формы, воспроизводят пропорции и пространственные соотношения частей сооружений.
При изготовлении архитектурных макетов для слепых используют три способа макетирования.
Мелкомасштабные макеты хороши для воспроизведения архитектурных ансамблей. Таков, например, макет Московского Кремля, представленный в Российской государственной библиотеке для слепых. Выполненный в масштабе 1:500, он позволил воспроизвести не только постройки, но и природное окружение, рельеф местности, дать представление о планировке ансамбля и его особенност.
Крупномасштабные макеты дают возможность подробнее отобразить содержание архитектурного памятника, отразить больше деталей. Они позволяют лучше постичь особенности отдельных форм и объёмов и закономерности их объединения в одно целое. Например, макет одной из кремлёвских башен даёт возможность понять особенности подобных фортификационных сооружений.
Изготовление в крупном масштабе отдельных архитектурных деталей, например, архитектурных ордеров, капителей, колонн, порталов, окон и т. д., помогает дать достаточно полное представление о декоративном оформлении постройки и её частей, о фактуре поверхностей, технике обработки материалов, о конструктивных особенностях деталей.

Ирина Михайловна Рыбакова, главный библиотекарь Российской государственной библиотеки
для слепых, Москва