Исторический анализ
Период 1985–1999 гг. вмещает в себя кризисные тенденции и процессы буквально во всех сферах жизни СССР, а после его разрушения — и РФ. Общий кризис не мог обойти отечественное библиотечное образование. Его изучение важно не только для установления исторической истины, но и для конструктивного развития всего библиотечного дела в будущем.
На начало «перестройки» ситуация с библиотечными кадрами в стране отнюдь не была идеальной. Особенно это касалось массовых библиотек. В Российской Федерации в общедоступных библиотеках системы Министерства культуры на 1985 г. имелось библиотекарей с высшим образованием — 25% (с библиотечным — 15%). Библиотекарей со средним библиотечным образованием — 46%. Серьёзной проблемой оставалась текучесть кадров. Значительное большинство библиотекарей общедоступных библиотек имело стаж менее 5 лет1. Вместе с тем, кадровый прогресс в брежневское время стал пусть не быстрым, но постоянным. Важно было продолжить созидательные библиотечные тенденции конца 1960-х – начала 1980-х годов2.
Заметим, что сразу после прихода М. С. Горбачева к руководству страной, каких-либо кардинальных изменений в государственной библиотечной политике не наблюдалось. Например, в постановлении ЦК КПСС от 12 июня 1985 г. «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» намечалось дополнительно укрепить клубные учреждения, особенно на селе, квалифицированными кадрами, создать им необходимые жилищно-бытовые условия. Расширить приём в институты культуры и физической культуры сельской молодёжи. При распределении молодых специалистов «…в первую очередь учитывать потребности сельских районов страны, особенно Нечерноземной зоны РСФСР, Сибири и Дальнего Востока»3.
На главном форуме СССР — XXVII съезде КПСС, прошедшем в феврале-марте 1986 г., ничего нового и знаменательного для библиотечной сферы страны не прозвучало. Перед ней ставились стандартные, много раз прежде озвученные цели и задачи4. Соответственно, и в библиотечном образовании сохранялись советские стандарты и установки, справедливо признаваемые сейчас одними из лучших в мире.
Конечно, в СССР имелись недостатки в профильном образовании. Так, цикл общественно-политических дисциплин в вузах культуры перманентно увеличивался за счёт введения «Основ научного коммунизма», «Марксистско-ленинской этики», «Марксистско-ленинской эстетики», «Основ научного атеизма». К концу 1980-х гг. он занимал более четверти учебного времени. В результате уменьшалось количество часов на преподавание истории и художественной литературы. В обучение вводились такие предметы как «Высшая математика», «Основы промышленного и сельскохозяйственного производства» и иные, не свойственные профессии, не имевшие должного обеспечения преподавательскими кадрами и качественно адаптированных для гуманитариев методик преподавания5. Однако в целом следует признать, что советское библиотечное образование являлось высококачественным и классическим в традиционном понимании данного термина. Несмотря на некоторое отставание от ведущих западных держав в технологических аспектах, к середине 1980-х гг. СССР являлся мировым лидером в сфере подготовки библиотечных кадров.
Михаил Николаевич Глазков, профессор, академик Международной академии информатизации, академик Академии исторических наук, доктор педагогических наук, почётный работник сферы образования РФ, Москва