Кризис чтения или чтение без кризиса?

Cтепанова Людмила Валентиновна.
На мой взгляд, детская библиотека слишком долго находится в ситуации неопределённости, переживая «кризис идентичности». Её опережают новые поколения, утрачивая доверие к ней. Почему до сих пор детская библиотека не сделала решительный шаг за свои границы? Где и когда, вне корпоративной среды, представлена система внутренних изменений. Создали ли мы аудиторию вне библиотечного мира, готовую с интересом услышать наши ответы на вопросы: «Кто мы?» «Где мы находимся?» «Куда направляемся?» Способны ли мы говорить ярко и выразительно, создавая события вокруг библиотеки?


Почему технические средства противопоставляются живой культуре детского чтения? Дети и подростки озадачены, им нужен успех в поиске безопасной среды, дружественной эмоционально и интеллектуально. Способна ли современная детская библиотека принять этот вызов? Как она занимается экспансией, обустраивая для современных детей сферы общения и диалога, в традиционной и электронной среде? Вместо этого — возник удобный миф: «дети стали меньше читать». А дети жаждут территории, которую можно использовать для конструирования своей картины мира. Детская библиотека, из актуальной среды для ребёнка, моделирующего своё будущее, вытесняется динамичными коммерческими и некоммерческими институтами.
В какой мере динамичность и консерватизм ДБ, кажущаяся герметичность книжного пространства, открытость электронной среды включена в ближайшую зону развития речи, памяти и мышления детей? Что нам может помешать взглянуть на себя и своё библиотечное пространство извне? Понять и принять себя как успешных конкурентов?

Филиппова Татьяна Александровна.
Избыточность информации и практически мгновенная её доставка читателю, которую предоставляют современные средства коммуникации, изменили структуру чтения, но… «не интернет, а природная неспособность людей видеть, чувствовать, понимать — вот опасность, которая грозит библиотекам».

Вдумчивое чтение, чтение для души, для удовольствия становится привилегией избранных. Этот процесс усугубляется с переходом на американские и европейские стандарты общего образования — ЕГЭ по литературе становится аналогом передачи «как стать миллионером?». «Осмысленное чтение — это обретение свободы без унизительного бегства от жизни, предлагаемого виртуальными технологиями».
Интерактивные игры и нелинейная сетевая литература взрастили новый тип читателя, который сегодня не довольствуется пассивным чтением, а желает участвовать в «экшене», стать активным участником событий, описываемых в книге. «Вся нынешняя культура движется в направлении интерактивности».
Изменение статуса Детства, падение авторитета родителей и педагогов в руководстве чтением, т. к. ребенок и подросток считает себе более «продвинутым», чем «предки» в вопросах новых технологий. Стирание грани между детской и взрослой литературой, бесперспективность возрождения традиций «руководства детским чтением»; появление «функциональной неграмотности». «Почему дети хотят разучиться читать и всё-таки читают», «Не пугать книгой», «Соблазнять книгой», «Право читать и не читать», «Чтение — это искусство, которому надо учиться».
Отсутствие научных работ, осмысливающих базовые, мировоззренческие аспекты чтения, его философии, тормозят разработку теории чтения, без которой все попытки решать проблему будут тщетными. Ощущается острая потребность в работах по историко-философским аспектам читательского процесса. Об опыте социологических исследований портрета современного читателя: «слабая изученность природы чтения сегодня оборачивается затянувшимся поиском методических форм библиотечной практики в новых условиях, а между тем ещё не сформировалась и сама теория чтения, нет даже предпосылок для её появления на базе авторитетной философской рефлексии».