В 1990-е гг. ситуация резко поменялась: жанр детектива пополнился многими новыми темами и сюжетами, а писатели стали учитывать едва ли не все сколько-нибудь заметные запросы читающей публики.
Начиная с 1990-х гг. в библиотечном чтении, в отличие от внебиблиотечного, где лидирует фэнтези, детектив довольно часто оказывался на первом месте по популярности среди читателей (20–30% общей книговыдачи всей художественной литературы)1. Причины этого различны и нуждаются в отдельном рассмотрении.
В отличие от фэнтези детектив как жанр существовал и в советскую эпоху, однако он был представлен читателям далеко не во всём своём разнообразии. В советское время детективная литература вообще была мало распространена — читательский спрос намного превышал предложение, и по этой причине каждый выпуск сборника «Зарубежный детектив» становился грандиозным событием. Одна из основных причин «ущербности» жанра заключалась в том, что в СССР не было института частного сыска — и уж тем более не могло быть попыток поиска истины и справедливости на уровне великих сыщиков (в советской литературе таковых просто не было) или, тем более, эксцентричных и непредсказуемых дилетантов. Разумеется, невозможным было и изображение событий глазами явных антагонистов.
Михаил Юрьевич Матвеев, ведущий научный сотрудник Отдела истории библиотечного дела Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук

