Культурная политика: региональные усилияи федеральные приоритеты. Обсуждаем итоги Третьего Форума публичных библиотек

Уже в третий раз с 2007 года Российская библиотечная ассоциация собирает в Петербурге библиотекарей на Всероссийский Форум. Сейчас к печати готовится специальный выпуск «Информационного бюллетеня РБА». С этими материалами ознакомятся участники Библиотечного конгресса в Перми, он будет разослан всем членам РБА. А мы сегодня бросим взгляд на приоритеты федеральной культурной политики и социальное положение библиотекарей в контексте откликов на Обращение участников Форума, которые поступают из регионов России.
Первое, о чём надо вспомнить, — это то, что Форум работал под знаком политических перемен: четвёртого декабря страна выбирала свою представительную власть — депутатов Госдумы и законодателей во многих регионах. Именно поэтому было решено направить Обращение нашим представителям — депутатам. Впервые Форум привлекает внимание депутатов всех уровней к состоянию и перспективам модернизации российского библиотечного дела. Представительная власть по самой своей природе призвана выражать интересы населения, строить свою работу исходя из потребностей жизни местных сообществ. Законодательные власти регионального уровня задают приоритеты развития своей территории, в том числе и в культуре. Своё Обращение мы направили во все субъекты РФ и запросили информацию о программах развития библиотечного дела и мерах по социальной поддержке библиотекарей в регионах России.

Материальные условия и информатизация
К середине апреля в адрес организаторов Форума поступили ответы из 38 регионов России. Оперативно откликнулись: Архангельская, Вологодская, Кировская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области, Республики Башкортостан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий Эл, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Чувашия, Еврейская автономная область, Пермский, Приморский и Ставропольский края, Москва…*
Качество откликов сильно разнится: одни достаточно подробные, позволяющие получить большой объём реальной информации – о библиотечных законах, состоянии сети, материальной базе, заработной плате, мерах социальной поддержки библиотекарей. Есть и откровенные отписки.
Как свидетельствуют полученные материалы, региональные власти библиотеки в целом поддерживают. В меру своего понимания, имеющихся возможностей. Уделяется внимание разработке и реализации долгосрочных программ, повышению качества библиотечного обслуживания, работе с гражданами, имеющими особые потребности, правовому просвещению населения. В ряде регионов идёт строительство и реконструкция областных и муниципальных библиотек.
Тамбовская область: завершены ремонтно-реставрационные работы областной детской библиотеки, расположенной в здании-памятнике; ведётся полная реконструкция областной библиотеки имени А. С. Пушкина. Проведён ремонт центральной детской библиотеки г. Тамбова, центральной библиотеки г. Мичуринска, 34 сельских библиотеки переведены в улучшенные помещения, в 14 муниципальных библиотеках проведён капитальный ремонт.
Рязанская область. В 2011 году было завершено строительство пристройки Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького площадью 6000 квадратных метров.
Кировская область. Для обеспечения развития ОГУК «Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена» в 2011 году закончено строительство здания-пристроя на 2 млн единиц хранения, в котором также разместится филиал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Республика Башкортостан лидирует в деле создания модельных библиотек. В 2011 году модернизированы 63 сельские библиотеки.
Отдельные регионы дают подробную информацию о динамике финансирования учреждений культуры, из которой можно увидеть, насколько быстро та или иная область преодолевает последствия кризиса. Например, суммарные расходы Белгородского областного бюджета по статье «Культура, кинематография» составляли: в 2009 году — 4,3%, в 2010 г. — 4,8%, в 2011 г. — 4,2%. Сегодня подобные проценты следует признать прогрессивными. Министр культуры РФ А. Авдеев на встрече с В. Путиным в Пензе (апрель 2011 г.) говорил: «Совершенно справедливо, что одним из критериев работы губернаторов сегодня стало их отношение к культуре. Это легко просчитывается и на цифрах, Владимир Владимирович. Если в регионе доля культуры в бюджете региона выше 2%, значит там дела идут неплохо, если ниже 2% — значит ситуация тревожная и культуре уделяется мало внимания».
Но при таком — сегодняшнем — отношении к финансированию культуры, нельзя не вспомнить, что двадцать лет назад (в довольно трудные времена) государственные представления о финансировании культуры, зафиксированные в «Основах законодательства о культуре» содержали иные, гораздо более высокие, нормы: федеральный бюджет — 2%, региональный — 6%. В более «тучные» времена эта законодательная норма была упразднена Государственной думой и теперь исполнительная власть сама решает — в каком объёме финансировать культурное развитие страны и регионов.
Судя по откликам, основными проблемными направлениями продолжают оставаться вопросы информатизации и меры социальной поддержки библиотечных работников. Средств, выделяемых на информатизацию, явно недостаточно. В Нижегородской области 40% библиотек обеспечены необходимыми оборудованием и программным обеспечением, в Ставропольском крае — 39% (в сельской местности — 30%). Подключение библиотек к интернету находится почти везде на весьма низком уровне. В Рязанской области — 14,8% библиотек, в Тамбовской — 22,2%, в Татарстане — 11,5%. Если в целом по России подключено около 20% библиотек, то на селе эта цифра гораздо ниже. В Псковской области доля сельских библиотек, подключённых к интернету, составляет всего 5,7%. Есть и приятные исключения: в Республике Башкортостан имеют компьютеры 583 библиотеки, доступ в интернет — 405, то есть почти 70%.
Напомним читателям, что эта государственная задача взята на контроль президентом России: 25 августа 2010 года Д. Медведев утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года: «Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить оснащение региональных и муниципальных публичных библиотек необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным подключением их к сети интернет, в том числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу. Срок — 1 июля 2012 г.»
До первого июля осталось совсем немного времени, а доступ в интернет имеют не более 20% общедоступных библиотек. Ровно год назад, отчитываясь в Госдуме за работу Правительства в 2010 году, премьер-министр В. Путин сказал, что «Зарплаты библиотекарей, сотрудников музея — самые маленькие даже на фоне других бюджетников. Музейные и библиотечные фонды хранятся в плохих условиях, слабо пополняются. Лишь 16% библиотек имеет доступ в сеть интернет… Библиотеки должны стать современными информационными, консультативными, просветительскими, досуговыми центрами, а детские библиотеки нам нужно использовать и как важный элемент дополнительного образования… Предлагаю уже с 2012 года увеличить финансирование ремонта и технического обеспечения музеев и библиотек и, конечно, увеличить поддержку российской культуры в целом. Мы обязательно найдём необходимые средства, будем вместе с вами над этим думать».
Уважаемый Владимир Владимирович, 2012 год наступил! Будут ли предприняты героические усилия, подобные тем, которые помогли нам увидеть в электронном «эфире» выборы президента России 4 марта? Ведь более 90 тысяч избирательных участков по всей стране молниеносно подключили к сети интернет. Вспомним, что общедоступных библиотек у нас в два раза меньше. Значит, их подключение к интернету в запланированные сроки — вполне реальная задача? Пора бы пошевелить высшие органы исполнительной власти субъектов на предмет выполнения поручения президента России.
Важную инициативу проявили участники Всероссийской научно-практической конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование» (19–23 марта 2012 г., Санкт-Петербург). В свою резолюцию они включили требование о внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле». Необходимо дополнить права пользователей следующей обязательной услугой, которая должна оказываться общедоступными библиотеками: «Бесплатно получать доступ к сети интернет и другим телекоммуникационным системам, пользоваться информацией в цифровой форме». Если муниципальные библиотеки не будут иметь доступ в интернет, то все усилия по созданию информационного общества, переходу к оказанию электронных услуг, формированию электронных библиотечных ресурсов, в буквальном смысле слова останутся на бумаге. Необходимо без промедления приступать к решению задачи, сформулированной В. В. Путиным в ходе предвыборной компании: «…Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать и широко обсудить с интеллигенцией — проект государственной программы развития культуры в малых городах».

Социальная поддержка библиотекарей
Несмотря на определённые усилия местных властей по социальной поддержке библиотечных кадров, зарплаты библиотекарей продолжают значительно отставать от средних по экономике регионов.
В Кировской области средняя заработная плата в 2011 году составила 6365 рублей, в Чувашии — 6810 руб. В Республике Марий-Эл с переходом на новую систему оплаты труда она повысилась на 40% и достигла 7213 рублей. В Белгородской области 9264 руб., в Рязанской 9777 руб., в библиотеках Республики Татарстан ситуация лучше — 11 295 руб. В Москве средняя зарплата в городских библиотеках составляет около 22 тыс. руб., но уже в Подмосковье она существенно ниже.
Бремя содержания библиотечного дела в соответствии с действующим законодательством ложится на региональные и муниципальные власти. Регионы по мере возможностей вводят местные надбавки к должностным окладам (достигающие 50% и более), стимулирующие выплаты и иные формы мотивации. Например, в Кировской области служащие библиотек имеют право на дополнительный двухнедельный оплачиваемый отпуск и на единовременную денежную выплату в связи с выходом на пенсию. В Воронежской — работники областной универсальной библиотеки получают надбавку в размере 50%. В Тульской области служащим государственных и муниципальных библиотек установлена пятидесятипроцентная надбавка к окладу, дано право на получение пособия на санаторно-курортное лечение в размере оклада. Рязанской областной Думой учреждены десять ежегодных премий имени Л. Н. Гладковой. В Кировской, Сахалинской и ряде других областей действуют программы поддержки молодых специалистов. В Нижегородской области им предоставляются социальные выплаты на погашение кредитов при приобретении и строительстве жилья.
30 марта 2012 г. Министерство культуры РФ подвело итоги Всероссийского конкурса «Лучшая практика деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры», лауреатами которого стали министерства и управления культуры — Белгородской (1 место), Липецкой (2) Воронежской (3) областей, Красноярского края (1), Республики Марий Эл (2), Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (3). Интересно, согласны с такой оценкой библиотечные специалисты этих регионов?
Однако общая ситуация неутешительна: библиотечная заработная плата почти везде примерно в два раза ниже средней по экономике регионов. Именно поэтому участники Форума обратились в Государственную Думу, сочтя необходимым внести поправку в проект закона «О культуре в Российской Федерации». Её суть — в законодательном установлении заработной платы работников общедоступных учреждений культуры (а значит и библиотек) не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которого расположено соответствующее учреждение культуры. Без привлечения к этому вопросу внимания федеральных властей, без соответствующих субсидий регионам, проблему реального повышения заработной платы библиотечным работникам решить не удастся. Следует отметить, что предлагаемая поправка не плод фантазий участников Форума. Они ориентировались на норму закона об Образовании, которая (хотя закон еще и не принят) по решению Правительства уже эффективно реализуется. С 1 сентября 2011 года учителя получили прибавку в 30% к окладу. Доклады министра А. Фурсенко говорят о том, что более половины субъектов федерации уже смогли (с помощью федерального центра) довести заработную плату в сфере образования до уровня средней по соответствующему региону.
Проблема с уровнем заработной платой в библиотечной сфере, с нашей точки зрения, из социальной плоскости перешла в политическую. Ибо уже не модернизация, а выживаемость отрасли стоит на повестке дня. На рынке труда библиотечная профессия почти полностью потеряла конкурентоспособность: сокращается набор в вузы, почти нет притока молодых специалистов в библиотеки. Такому испытанию «остаточным вниманием» со стороны государства наша отрасль ещё никогда не подвергалась.

Говорим «культура», подразумеваем «искусство»
Человек — в реальном, бытийном измерении своей жизни, главными смыслами которой являются семья, здоровье, образование, культура, — так и не стал альфой и омегой отечественной госполитики, несмотря на множество заявлений высших должностных лиц о том, что «важнейшей основой для развития человеческого потенциала, сохранения нашей идентичности как единого народа служит отечественная культура» (В. Путин).
Российская культурная политика, лишившись после крушения социализма своего политико-идеологического обоснования, в новой России стала носить имиджевый, презентационный, а по сути своей имитационный характер. Если культура не нужна как способ управления общественным сознанием, то зачем её поддерживать мощью финансовых институтов государства? Пусть люди сами позаботятся о своём досуге. Государство, прежде всего, реализует крупные проекты, позволяющие говорить о величии русской культуры…
Наши государственные мужи (либо намеренно, либо по недомыслию) постоянно путают «искусство» и «культуру», творческую деятельность и механизмы обращения в обществе её результатов, то есть культурных ценностей (например, книг). Правовые императивы, отраженные в Конституции страны, — «обеспечение равных прав каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям» (ст. 44), — не переводятся на язык адекватных финансовых решений, не приводят к созданию полноценной инфраструктуры, необходимой для участия граждан в культурной жизни. Казалось бы, ясно, что реализация указанных прав зависит прежде всего от того, насколько население обеспечено услугами учреждений культуры и искусства, сколько и каких в каждом населенном пункте библиотек, театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, кинотеатров, насколько разнообразны организации культуры по характеру деятельности и можно ли без особых усилий каждому из нас «дотянуться» до этих учреждений, «включиться» в совместную культурную работу.
Когда чиновник высшего ранга говорит слово «культура», чаще всего он имеет в виду либо «досуг» (такое необременительное времяпровождение в компании с телевизором), либо «искусство», которое позволяет государству создавать собственный цивилизованный образ: «… культура наравне с нашими недрами является нашей гордостью, которая и на экспорт идёт тоже» (Д. Медведев).
Об этом красноречиво говорит и бюджет культуры: его самые затратные статьи в последние годы — это реконструкция Большого театра и строительство новой сцены Мариинского. Туда зарыты (в буквальном смысле слова) огромные бюджетные деньги. Все премии по культуре на самом деле поддерживают развитие искусства. Гранты президента выделяются ведущим театральным и музыкальным коллективам, творческим вузам. В 2011 году на эти выплаты пошло 3,8 млрд рублей, а на содержание всех федеральных библиотек — 2,75 млрд рублей. Вот так соотносится поддержка «культуры» и «искусства» в политике партии и правительства.
Справедливости ради надо сказать, что кроме высокого искусства государство традиционно поддерживает «народность» и «патриотичность» (финансируется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»). В прошлом году Д. Медведев учредил премии молодым деятелям культуры (первыми их получили в этом году певица Венера Гимадиева, артист Мансур Мусаев и архитектор Арсений Чакрыгин), и подписал указ о выделении грантов на 2011–2013 годы шести ведущим профессиональным коллективам народного музыкального и хореографического искусства.
Почему федеральным библиотекам страны не выделяются президентские гранты на развитие? Почему они, являясь коллективной памятью нации, менее важны, чем ведущие театры и народное творчество?.. Только Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина находится в привилегированном финансовом положении, подчиняясь не Министерству культуры, а Управлению делами Президента РФ. Считаю, что её создание (если судить по затратам) не позволило обновить тысячи библиотек на селе. Они остались с печным отоплением и без телефона, зато на Сенатской площади Петербурга возникла современная интеллектуально-цифровая витрина государства российского. Такой «библиотеки» нет ни в одной стране. Ещё никто не пробовал резиденции президента и патриарха возводить в статус национальной библиотеки. А мы это сделали.
Посмотрите на составы различных советов и комиссий по культуре — при президенте, губернаторах, Общественных палатах, то есть на всех уровнях власти, где высочайше повелено иметь «общественные» органы. В совете по культуре при Президенте РФ все библиотеки страны представляет один библиотекарь (с июля 2011 года это г-н Вершинин, директор Библиотеки имени Б. Н. Ельцина), на которого приходятся два десятка деятелей театра, музыки, кино и эстрады. В Общественной палате РФ библиотечное сообщество вообще не представлено.
Второго апреля на слушаниях в Общественной палате обсуждались меры по сохранению и развитию отечественной культуры. За круглым столом собрались руководители комиссий по культуре Общественных палат страны и Министерства культуры РФ, деятели культуры и науки, общественных и религиозных объединений. Примечательно, что среди 62 участников слушаний нашлось место трем представителям музейного сообщества, девяти видным деятелям театра и кино, и — ни одному библиотечному работнику. А к культуре «прислушивались» не где-нибудь, а в самом центре Москвы. Выступали известные ревнители культуры и нравственности: архимандрит Тихон и протоиерей Всеволод Чаплин, Николай Бурляев, Станислав Говорухин, Никита Михалков. Договорились до принятия Декларации «О культуре», которую планируют передать президенту РФ (текст Декларации см.: http://oprf.ru/discussions/newsitem/17270).
Я уже не говорю о Государственной Думе, страстно полюбившей спортсменов и деятелей искусства; С. Говорухин возглавляет комитет по культуре, в составе которого артисты и режиссёры — И. Кобзон, Е. Драпеко, В. Бортко, звезда российской оперной сцены М. Максакова. Библиотекари никогда не избирались в Госдуму.
Низкая гражданская и лоббистская активность библиотечного сообщества — тема отдельного разговора, сейчас важно зафиксировать то, что вопросы культурного строительства — проблемы библиотек, музеев, клубов, архивов обсуждают преимущественно творческие работники, именно с ними власть охотно ведёт диалог о «культуре», решает вопросы культурной политики страны.
В последнее время правительством России были утверждены концепции развития театрального и циркового дела до 2020 года. Но нет принятых концепций библиотечного и музейного дела. Хотя музейщикам начало везти. В апреле этого года они смогли пробиться ко второму первому лицу страны (председателю правительства и одновременно избранному президенту). На этой встрече министр А. Авдеев не скрывал радости: «…наша встреча историческая, потому что никогда на памяти аксакалов в истории советской и в истории российской не было такой встречи руководителя Правительства страны только с музейными работниками. Конечно, это внушает надежды и вдохновляет людей, хочется рассказать самое сокровенное..». И вот уже В. Путин 11 апреля в Государственной Думе, отчитываясь о деятельности правительства, говорит о том, что развитие музейного дела, это приоритет, «бюджетные ассигнования на поддержку музеев в следующие шесть лет вырастут в 4 раза и превысят 67 млрд рублей.» Начинается крупномасштабная реконструкция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — В. В. Путин уже дал с «добро». Почему до сих пор Российская государственная библиотека не получила такое же высочайшее «добро» на свою реконструкцию, которая откладывается год от года?
Я мысленно аплодирую лоббистским возможностям музейного сообщества. Нам, библиотекарям, ещё не удавалось предметно побеседовать за круглым столом ни с премьером, ни с президентом, хотя они посещали библиотеки в Твери, Москве, Екатеринбурге, Петрозаводске.

Милитаризация госбюджета
Одним из главных экономических событий последнего времени многие эксперты считают крутой развороте бюджетной политики государства. Никогда раньше правительство РФ не планировало столь явного и резкого снижения финансирования социальных программ и столь стремительного наращивания госрасходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Происходит, по оценке отдельных аналитиков, милитаризация государственного бюджета. Минфин это объясняет тем, что в военной и правоохранительной сферах до 2009 года крупных реформ (и, соответственно, расходов) не было, и основной тезис бюджетных проектировщиков — «теперь дошли руки и до военных, остальные получили своё раньше».

Я что-то не припомню яростных дискуссий в российском парламенте по поводу именно таких пропорций бюджета, согласия с тем, что остальные бюджетники «получили своё раньше», борьбы мнений по поводу снижения расходов на социальную сферу, беспрецедентного повышения денежного довольствия военнослужащих и полицейских в 2,5–3 раза. В развитых демократиях структура госбюджета формируется парламентом, в борьбе фракций за приоритет в финансировании тех или иных отраслей. В нашей стране Госдума напоминает покладистую «госдаму» находящуюся с исполнительной властью в отношениях «чего изволите». Взглянем на структуру расходов российского бюджета до 2015 года. Нужны ли специальные комментарии?
В абсолютном выражении расходы на культуру год от года возрастают. Об этом говорил министр А. Авдеев на «Эхе Москвы» в феврале этого года. На вопрос А. Венедиктова: «Что вы считаете своей самой большой удачей?», он ответил примерно так: среди больших удач — строительство Большого театра и Мариинки-2, спасение Питера от башни Газпрома, возвращение на родину театральных деятелей Анатолия Васильева и Юрия Любимова…, но «не удалось значительно поднять зарплаты работникам культуры. До сих пор они остаются в два раза ниже, чем средние по стране. Это совершенно неприемлемо для нашего общества, для великости нашей культуры. Это не получилось…» Бюджет культуры в текущем году 94 млрд рублей. Это больше, чем прошлогодний бюджет (89 млрд), но с учётом инфляции, будет примерно равный (см.: http://www.echo.msk.ru/programs/exit/854890-echo/#element-text).
Прямо скажем, не густо с «удачами» за время правления в культуре А. Авдеева. Об итогах работы министерства шла речь на заседании Коллегии 29 февраля. Среди главных решенных задач — разработка проекта федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)». На реализацию ФЦП планируется направить порядка 200 млрд рублей. В ходе своего выступления в Госдуме В. Путин отметил, что на базе этой программы «Безусловно, будем помогать регионам и муниципалитетам приводить в порядок и строить новые дома культуры, театры, библиотеки. Считаю, что особое внимание надо уделить малым городам и сёлам».
Коллегия признала работу Минкульта в 2011 году удовлетворительной, отметив только один недостаток: не была завершена работа по подготовке проекта закона «О культуре». Библиотечному делу в решении коллегии посвящён абзац: «В сфере библиотечного дела в 2011 году продолжалась реализация Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года по карте проекта 8 “Развитие библиотечного дела”. Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. №131-р в 2011 году завершена работа по сбору сведений о библиотеках, находящихся на территории Российской Федерации».
В «Итогах работы Министерства культуры РФ в 2011 году и задачах на 2012 год» приведены сравнительные данные по заработной плате. «По данным Росстата размер средней заработной платы за 2011 г. по экономике России в целом составил 24 467 рублей (заметим, что ежемесячное жалованье госслужащих в 2011 г. по данным Росстата — 62,6 тыс. рублей, — С. Б.), в то время как средний размер зарплаты в учреждениях культуры субъектов Российской Федерации — 10 518 рублей в месяц. Средний размер зарплаты в федеральных учреждениях культуры несколько выше за счёт грантов Президента и Правительства Российской Федерации. По федеральным библиотека и музеям, не получающим гранты Президента и Правительства Российской Федерации, среднемесячная зарплата составляет от 17,2 тыс. рублей до 20,3 тыс. рублей» (замечу для сравнения: в Российской национальной библиотеке средняя зарплата составляет около 14 тыс. руб. — С. Б.).
Министерство лишь констатирует существующее финансовое положение. Оно не ставит перед собой задач, которые не может решить самостоятельно, а именно: повысить уровень заработной платы библиотечным работникам в стране. 2012 год не сулит радужных перспектив. Не прольётся финансовый дождь на библиотеки и в более отдалённые сроки, судя по бюджетным планам правительства.

Об эффективном уровне зарплаты: «Там ситуация печальная…»
От кого зависит уровень заработной платы в сфере культуры? В какой мере осознает эту проблему наше государство? Что обещает и что делает реально? Что говорят наши лидеры о заработной плате в культуре?..
Будем отдавать себе отчёт в том, что в стране действует система ручного управления культурой, когда личности, а не институты решают вопросы о приоритетах и преференциях. Бюджетная сфера, традиционно являясь вотчиной государства, так и не обрела современных институтов управления, она до сих пор продолжает регулироваться административно-командными методами, без эффективной обратной связи с обществом, без опоры на экспертную оценку нормативных актов со стороны профессиональных объединений. На встрече с представителями Общественного комитета сторонников в феврале этого года, президент Д. Медведев вольно или невольно проговорился, сказав, что «этой многострадальной отрасли (культуре. — С. Б.) очень не повезло в последнее время в смысле управления… там ситуация печальная»…
В апреле 2011 г. В. Путин отчитывался в Госдуме о работе Правительства в 2010 г. Он сказал, что «нельзя оставлять “на потом” поддержку отечественной культуры. Это будет несправедливо по отношению к людям, которые трудятся на столь важном поприще». Согласитесь, очень правильные слова. А потом прозвучала странная фраза: «При формировании федерального бюджета на 2012 год и на 2013 и 2014 гг. предусмотреть поэтапное повышение уровня среднемесячной заработной платы работников федеральных учреждений культуры и искусства и образовательных учреждений сферы культуры до уровня среднемесячной заработной платы по отрасли». То есть задача «подтянуть» зарплату в культуре к средней по экономике страны не ставилась, надо лишь «подравнять» её внутри отрасли — между театрами, музеями и библиотеками. Прибавить тем, кто совсем мало получает.
24 ноября 2011 г. Президент России Д. Медведев встречался в Петрозаводске с работниками дошкольного образования, детских учреждений культуры и библиотекарями. Он затронул тему, которая «волновала всех присутствующих» — тему зарплаты. «Это одна из самых острых проблем, которая, к сожалению, пока не решена. Зарплата крайне низка, что, конечно, сказывается и на уровне пенсий… Можете не сомневаться: я понимаю эту проблему, как и другие мои коллеги, которые отвечают за состояние дел в отрасли, и мы эту проблему обязательно будем решать и решим — и сделаем это в достаточно короткой перспективе. Имею в виду задачу повышения оплаты труда работников дошкольного образования, учреждений культуры, работников библиотек, потому что сейчас это, наверное, самая трудная категория, которая осталась… Предложения по итогам нашего с вами разговора я подготовлю и озвучу в ходе произнесения Послания Президента Федеральному Собранию. Это будет в конце года».
И вот, 22 декабря, внимательно слушаем Послание Президента: «Одновременно в регионах и на местах надо уделять особое внимание улучшению ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми, я имею в виду школы искусств, музеи, клубы, библиотеки. Они в сложном положении, и Правительство должно помочь территориям в реализации программ в этой сфере».
Думаю, всех постигло разочарование, зря затаили дыхание, никаких реальных предложений не прозвучало. Забыл о своём обещании Дмитрий Анатольевич! А это было его последнее Послание. Теперь наши надежды вновь связаны с В. Путиным.
В своей предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» он написал о том, что «…за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы — 200% от средней зарплаты по региону…»
Зафиксируем изменение подхода к определению перспектив повышения зарплат в сфере культуры: от среднего уровня по отрасли к некоему общему для бюджетников эффективному уровню. Остаётся понять главное: каков критерий для определения этого эффективного уровня, и как далеко мы от него отстоим? При этом врачам, учёным и преподавателям дан чёткий целевой ориентир: по дате (2018) и уровню зарплаты (200% от средней зарплаты по региону).
Перечень поручений Председателя Правительства от 27 марта по реализации положений его статьи частично проясняет вопрос по срокам. Минкультуры (в числе других министерств) поручено представить в Правительство (в срок до 1 августа 2012 г.) предложения по повышению заработной платы «до эффективного уровня к 2015 г.». Но тайна самого «эффективного уровня» так и не приоткрыта. Зато сказано, что в предложениях необходимо предусмотреть «привлечение на эти цели не меньше трети от необходимых средств за счёт реорганизации неэффективных организаций и программ». Это, конечно, пугает, ибо непротиворечиво измерить эффективность культурной деятельности пока не удавалось никому. А всякая реорганизация и оптимизация приводила только к одному: закрытию библиотек.
11 апреля 2012 г., уже в качестве избранного президента, В. Путин выступает в Государственной Думе с отчётом о работе Правительства в 2011 г. Читаем внимательно его доклад в надежде узнать об эффективном уровне заработной платы в культуре: «…Мы должны повысить социальный статус, уровень жизни работников культуры. Наша задача — поэтапно довести оплату труда работников культуры до показателей, сопоставимых со средними для других бюджетных секторов экономики».
Итак, зарплата в культуре к 2015 году будет сопоставима с другими категориями бюджетников. Эта расплывчатая «сопоставимость», вероятно, и должна дать ответ на вопрос об эффективном уровне заработной платы. Опять наша отрасль будет жить в состоянии неопределённости. Вот если бы сказал Владимир Владимирович, что зарплата в культуре будет, хотя бы «не менее» средней по бюджетному сектору экономики, мы бы знали, чего ожидать. А так чиновникам в очередной раз оставлено пространство для вольных интерпретаций «сопоставимости».
Складывается впечатление, что российские политики полагают, что культура живёт сама по себе, подобно природным явлениям, как солнце или луна, а не усилиями её служителей. А это именно они каждый день открывают навстречу людям двери музеев и библиотек, реставрируют памятники, выходят на клубную сцену, выдают архивные документы… Если вы, господа политики, ответственно заявляете, что «важнейшей основой для развития человеческого потенциала, сохранения нашей идентичности как единого народа служит отечественная культура» (В. В. Путин), то имейте мужество ответить за свои слова полновесным бюджетным рублём: на строительство и развитие, на зарплату и новые проекты. Именно в сфере культуры. Мы, конечно, ещё потерпим, нам не привыкать. Придёт время, вы тоже поймете, что ключ к модернизации общества надо сегодня искать не в экономике, не в искусстве, а в образовании и культуре: в школах, библиотеках, клубах, музеях, архивах. Но не опоздайте, господа, время летит очень быстро…

Сергей Александрович Басов, заведующий научно-методическим отделом библиотековедения РНБ, член Совета РБА, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

* Отклики из регионов публикуются на сайте Форума. См.: http://www.rba.ru/conference/forum3/result/otklik.html