Сегодня для реализации своей гуманистической миссии и культурно-капитальной функции библиотека призвана выполнять не только информационно-поисковую, но и информационно-когнитивную функции.
Период современной постнеклассической (неонеклассической) науки характеризуется стратегической направленностью на человека и потребности человеческой деятельности, а также новой идеологией рациональности — гуманитарным антропоморфизмом1. Изменилась форма самосознания науки — теперь это методологизм — форма, переакцентирующая внимание со связок «Объект — Знание» и «Объект — Субъект» на связку «Субъект — Знание», а затем — на весь познавательный треугольник «Объект — Субъект — Знание» в органическом единстве всех трёх связок2.
В библиографическом познании также произошли коренные изменения. К бумажным информационным ресурсам как объекту познания добавились мировые электронные информационные ресурсы. Их доступность позволила пользователю библиотеки, наряду с библиотечным специалистом, стать вполне самостоятельным субъектом библиографического познания. Библиографическое знание, оперативно им полученное, максимально релевантно и соответствует его потребностям.
Библиографическое знание как выражение влияния социокультурных потребностей субъекта на процесс библиографического познания информационных ресурсов субъектом — вот основа методологизма как новой формы библиографической деятельности, являющейся научным феноменом в постнеклассический период её развития.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле», «библиотека — информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Следовательно, законодательно установлены информационная, культурная и просветительская функции библиотеки. Библиотечное дело, согласно этому же закону, — «отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности» (ст. 1.), то есть культурная и просветительская функции объединены и выделена образовательная функция.
Однако у библиотеки в новых условиях появляются новые функции. Так, благодаря исследованиям последних десятилетий3 управление знаниями признается новой функцией библиотек. Например, Е. А Шибаева показывает, что не только знания пользователя становятся знаниями библиотеки, но и библиотека управляет пользователем в процессе трансформации знания. Она «насыщает имеющиеся в ней формализованные знания дополнительными скрытыми знаниями, перенимая которые, пользователь получает новые возможности и импульс для трансформации своего знания»4. Управленческий подход к пользователю заставляет нас обратить внимание на эволюцию подходов к управлению человеком. Ресурсный подход к управлению человеком в производственном процессе сменился управлением персоналом, затем — управлением человеческим капиталом. В настоящее время доминирует подход к управлению людьми как культурным капиталом5.
Людмила Викторовна Астахова, заместитель декана факультета «Компьютерные технологии, управление и радиоэлектроника» Южно-Уральского государственного университета, профессор кафедры защиты информации, доктор педагогических наук, г. Челябинск
1 Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология.-М.:Изд-во МГУ,1994. — С. 65–87.
2 Пыхтин В.Г., Пыхтина Т. Ф. Наука как социальный и гносеологический феномен. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. госуд. ун-та, 1991. — С. 76.
3 Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. — М.: ФАИР, 2009. — С. 208–219; Крымская А. С.. Управление знаниями — перспективная технология для библиотечно-информационных работников // Научные и технические библиотеки. — 2005. — №9. — С. 10–16; Никонорова Е. В. Инновационные перспективы методологии постнеклассического библиотековедения // Библиотечные исследования в системе постнеклассической науки. Пробл.- ориентирован. сб. — М., 2008. — С. 25–31; Шибаева Е. А.Управление знаниями как новая функция библиотек / Шибаева Е. А. // Библиотековедение. — 2009. — №5. — С. 34–39; Webster M. The Role of the Library in Knowledge Management // Knowledge Management: Social, Cultural and Theoretical Perspectives — Oxford: Chandos Publishing, 2007.
4 Шибаева Е. А.Управление знаниями как новая функция библиотек / Шибаева Е. А. // Библиотековедение. — 2009. — №5. — С. 38.
5 Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. — СПБ: Изд-во ИТМО, 2008. — 154 с.

