Социально-культурные изменения российского общества непосредственно сказываются на основных участниках культурного контакта, как на потребителях культурных услуг, так и на тех, кто их предоставляет. Эта тенденция в одинаковой степени присуща всем без исключения учреждениям культуры, и библиотека не исключение.
К полувековому юбилею МАУ ЦБС г. Улан-Удэ, вопрос дальнейшего развития библиотечной городской системы обрёл особую актуальность. По решению администрации МАУ ЦБС
г. Улан-Удэ мы провели два самостоятельных социологических исследования: «Социально-культурный портрет библиотекаря города Улан-Удэ» и «Пользователь муниципальной библиотеки
г. Улан-Удэ». Их результаты мы подробно осветили на Всероссийском библиотечном конвенте «Современный формат общедоступной библиотеки», который прошёл в г. Улан-Удэ в июне 2018 года1.
Итоги исследований подтверждают тот факт, что социально-культурный портрет современного библиотекаря претерпел значительные изменения, равно как и требования к профессиональным компетенциям, наиболее полно отражённые в профессиональном стандарте специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и в модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки. Изменение представления о библиотекаре как внутри библиотечной системы (то есть, по мнению библиотекарей), так и с точки зрения потенциальных пользователей, трансформация возлагаемых на него ожиданий, делает необходимым пополнение объёма профессиональных знаний. После проведения социологического мониторинга библиотечной сферы по основным сегментам (библиотека—пользователь) и библиотечного конвента, затрагивающего ключевые вопросы функционирования библиотеки, следующим логичным шагом стала организация курсов повышения квалификации библиотечных работников.
ЦБС им. И. К. Калашникова не имеет лицензии на проведение занятий по образовательной деятельности, тем не менее имеет право организовывать обучение своих сотрудников на рабочем месте. Такая форма обучения была выбрана нами не случайно. Как показало исследование «Социально-культурный портрет библиотекаря города Улан-Удэ», большинство респондентов считают наиболее действенной формой повышения квалификации выезды в ведущие библиотеки страны с целью обмена опытом (69% участников опроса). На втором месте вариант: «Посредством участия в научных мероприятиях по актуальным вопросам библиотечного дела (конференции, круглые столы, диспуты, рабочие встречи и т. п.)» — 40% опрошенных. Немного менее актуален вариант: «Традиции» — 36,7%. Варианты «Самообразование» и «С использованием интернет-технологий, когда обучающие материалы выкладываются для самостоятельного изучения на официальном сайте библиотеки» набрали одинаковое количество голосов (по 28% соответственно). Наконец, на последней позиции вариант «В форме «кейс-технологий», когда проводятся установочные занятия, раздаются материалы для самостоятельной подготовки и затем проводятся итоговые проверочные мероприятия (тестирование, зачёты, экзамены)». Среди иных ответов заслуживает внимания предложенный респондентами вариант «Обучение 1 раз в неделю без отрыва от работы» по принципу теория — практика2.
Максим Владимирович Малошик, социолог МАУ ЦГБ г. Улан-Удэ им. И. К. Калашникова, кандидат культурологии
1 Современный формат общедоступной библиотеки: материалы Всероссийского библиотечного конвента, посвящённого 50-летию Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова, 6–8 июня 2018 г., г. Улан-Удэ / Комитет по культуре г. Улан-Удэ, Центральная городская библиотека им. И. К. Калашникова; отв. ред. Р. Ц. Цыбенова; науч. ред. М. В. Малошик. — Улан-Удэ: Издателько-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2018. — 209 с.
2 Малошик М.В. Социально-культурный портрет библиотекаря города Улан-Удэ / Современный формат общедоступной библиотеки: материалы Всероссийского библиотечного конвента, посвящённого 50-летию Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова, 6–8 июня 2018 г., г. Улан-Удэ / Комитет по культуре г. Улан-Удэ, Центральная городская библиотека им. И. К. Калашникова; отв. ред. Р. Ц. Цыбенова; науч. ред. М. В. Малошик. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2018. — С. 25–34.

