В конце мая в Санкт-Петербурге прошла Международная научно-практическая конференция «Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой», организованная Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Российской национальной библиотекой и Российским книжным союзом.
Оргкомитет существующего уже почти 10 лет междисциплинарного проекта «Культ-товары» (М. П. Абашева, доктор филологических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Н. Н. Квелидзе-Кузнецова, директор Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена, Д. А. Котов, основатель и генеральный директор Петербургской книжной сети «Буквоед», М. А. Литовская, доктор филологических наук, профессор университета Чжэнчжи (NCCU, Тайвань), И. Л. Савкина, доктор философии Тамперского университета (Финляндия), М. А.Черняк, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена, председатель оргкомитета, В. В. Ялышева, кандидат педагогических наук, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки) видели главную задачу конференции в том, чтобы продолжить исследование современной российской массовой литературы, начатое на международных научных конференциях «Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России» (Санкт-Петербург, 2008), «Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (Масскультура и её потребители)» (Екатеринбург, 2012), «Топография популярной культуры» (Тампере, Финляндия, 2013), «Патриотизм, гражданственность, национализм: политические концепты в современной массовой культуре» (Пермь, 2015).
Проект развивается от общего осмысления феномена массовой культуры в постсоветской России к изучению ее актуальных аспектов. Ведь для широкого круга гуманитариев (филологов и социологов, психологов и философов, антропологов и специалистов по современным медиа, библиотекарей и педагогов) очевидно, что массовая литература (в широком понимании этого социокультурного феномена) занимает все большее место в различных слоях общества, что обусловлено многими социальными причинами, в частности преобладанием невербальных форм присвоения культуры, всё возрастающей ролью интернета в культурном пространстве. Следует признать тот факт, что массовая литература — литература, которую читают все, — неоднородна.
С одной стороны, это книги, ориентированные на достаточно примитивное сознание, на нерефлектирующую личность. С другой, — это литература и для интеллигентного читателя, который обращается к ней для отдыха, осознавая место читаемых текстов в литературном процессе и при этом нередко иронически относясь и к автору, и к самому себе, включаясь в предлагаемую автором игру. Об этом говорил в одном из своих интервью Б. Акунин: «Массовая литература, к которой в нашей стране всегда относились с пренебрежением, — занятие очень важное. В некотором смысле более важное, чем элитарная литература. К массовой литературе проявляет интерес гораздо больше людей, и она вовсе не обязательно должна быть примитивной — она может быть сколь угодно возвышенной и квалифицированной». Очевидно, что российская массовая литература, отстав от всего мира на несколько десятилетий, пытаясь наверстать упущенное, развивается в последние двадцать с лишним лет стремительно, и поэтому в ней сегодня немало противоречивого и зачастую гиперболизированного. Однако для современной гуманитарной науки очевидно, что феномен массовой культуры — важный и интересный объект для разностороннего междисциплинарного изучения, которое может дать ключ к пониманию многих процессов, происходящих в сегодняшнем глобальном мире и, в частности, в России.
Предметом обсуждения на конференции 2017 г. стали актуальные и требующие серьёзного научного обсуждения острые проблемы: глобальное и национальное в современной массовой литературе; трансформация сообществ в цифровую эпоху и переопределение границ популярного и элитарного; динамика развития «старых» жанров массовой литературы (детектив, фантастика, фэнтези, любовный роман и др.) и возникновение «новых» жанров и жанровых разновидностей в условиях цифровой эпохи; сетевые жанры массовой литературы (фанфикшн и др.); «консервативные» контексты и новые технологии в массовой литературе; массовая литература и другие формы массовой культуры и масс-медиа; сериал как жанр массовой литературы; издательские проекты в массовой литературе; 1917 г. в зеркале отечественной массовой литературы; современные практики издания, хранения и рекламного продвижения массовой литературы на российском рынке; массовая литература в современной публичной библиотеке.
Для обсуждения этих проблем в Петербург приехали ученые из разных стран мира (Финляндия, США, Германия, Италия, Польша, Китай, Тайвань) и разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Киров, Воронеж, Петрозаводск, Ярославль, Томск, Архангельск, Самара, Саратов, Йошкар-Ола, Челябинск и др.). Такой представительный международный и междисциплинарный состав, включающий ведущих специалистов по теме, обеспечил высокий уровень представленных докладов, которые будут опубликованы в сборнике научных статей.
Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор филологических наук

