К юбилею Валентины Александровны Бородиной

Акмеологические радости. Отважный первооткрыватель

«Акме», как известно, слово древнегреческое, обозначающее вершину жизненного пути человека, на которой он высится как зрелая, состоявшаяся личность, раскрывшая свой творческий потенциал на радость современников и потомков. Во второй половине ХХ столетия в структуре человековедения заявила о себе акмеология (буквально «наука о вершинах»), объявившая целью построение правильной модели самосовершенствования и жизненного пути человека, которая приведет его к успеху. У истоков новорожденной науки стояли авторитетные психологи Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и их многочисленные ученики. Быстро выяснилось, что для создания акмеологических моделей требуется интеграция естественных, гуманитарных, общественных, технических областей знания1. В 1990-е гг. появились междисциплинарные кафедры акмеологии в вузах, вышли в свет учебники и научные монографии, была учреждена научно-общественная организация «Международная академия акмеологических наук», произошла дифференциация акмеологического знания на общетеоретическое основы, акмеологию управления, акмеологию образования, социальную, военную, психологическую, медицинскую, педагогическую и другие виды отраслевых акмеологий. Причём многие учёные связывали понятие «акме» не с возрастным периодом, наиболее благоприятным для достижения успеха в той или иной области деятельности, а с осознанием смысла жизни, которое мыслилось как «встреча субъекта с его творческим Я». Таким образом, акмеология соприкоснулась с экзистенциальной философией, и научно-исследовательская программа Психологического института РАО «Смысл жизни и акме» приобрела общенаучное значение2.
Для меня было приятным сюрпризом узнать, что среди членов Международной академии акмеологических наук оказалась доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГИК Валентина Александровна Бородина. Благодаря её инициативе библиотечо-книговедческая проблематика нашла своё место в популярном и актуальном научно-интегральном контексте. Но этого мало. Подтверждая репутацию отважного первооткрывателя, В. А. Бородина подготовила и успешно защитила в 2007 г. докторскую диссертацию на тему «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты». Исходя из убеждения, что задача библиотечного сообщества заключается в том, чтобы помочь становлению личности человека как читателя, она обосновала акмеологическую концепцию чтения, охватывающую читательские поколения, как детей, так и взрослых россиян. Таким образом, обозначилось новое научное направление — акмеологическое библиочитателеведение, но им не исчерпывалась ценность диссертации акмеолога-читателеведа. Если акмеология чтения рассматривалась в психологическим ключе, который хорошо знаком доценту Бородиной3, то теперь она решила обратиться к педагогической акмеологии4. В первом случае речь шла об использовании акмеологического подхода в процессе библиотечного обслуживания, во втором случае обосновывалась необходимость профессионализации библиотекарей особого профиля — акмеологов чтения. Отдавая себе отчёт, что подготовка библиотекарей-акмеологов — чрезвычайно сложная научно-организационная задача, Валентина Александровна не ограничивалась теоретическими аргументами, а воплотила акмеологическую педагогику в многочисленные учебно-методические пособия и серии семинаров и мастер-классов для различных аудиторий.
Хотя библиоакмеология и акмеология чтения не были известны библиотековедам-классикам, но сама Валентина Александровна всегда помнила (и это ещё одна акмеологическая радость) о своих предшественниках, а точнее — единомышленниках, среди которых первое место принадлежит Н. А. Рубакину (1862–1946). Николай Александрович Рубакин — автор первых книг по социологии чтения: «Этюды о русской читающей публике» (1895); «Крестьяне-самоучки. Очерк» (1898); «Письма к читателям о самообразовании» (1911; 1913; 1919), основоположник библиологической психологии (Психология читателя и книги) (1910; 1919; 1922; 1924; 1929). По эмоциональной оценке В. А. Бородиной и С. М. Бородина, «Николай Александрович Рубакин — главный акмеолог чтения, наше читательское всё». Своё приглашение Н. А. Рубакину занять первое место в рядах акмеологов чтения чета Бородиных подтвердила не только красивыми словами, но и памятником нерукотворным. В 2014 г. они подготовили и с помощью Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) выпустили в свет тиражом 1500 экз. «Хрестоматию», включающую основные работы Н. А. Рубакина, публикации о его творчестве, комментарии к ним, библиографические и хронологические данные5. РШБА продолжает публикацию материалов из архива Н. А. Рубакина, которые 70 лет хранились в Отделе рукописей РГБ (ожидается издание «Возвращённый Рубакин» под научной редакцией Ю. Н. Столярова и другие ранее неизвестные произведения). Я уверен, что новые материалы научного наследия великого читателеведа послужат развитию теории акмеологии чтения и оживят практику библиотечной работы с читателями.
Юбилей — акмеологический праздник, точнее, праздник личностного акме юбиляра. Юбилей — это повод для того, чтобы вспомнить вехи восхождения к вершинам и порадоваться творческим достижениям труженика и мыслителя. Труженик и мыслитель — вот главные акмеологические качества, которые органично присущи Валентине Александровне Бородиной. Окончив ЛГИК им. Н. К. Крупской в 1973 г. по специальности «Библиотековедение и библиография технических библиотек», она добросовестно прошла школу библиотечной практики и школу научного самообразования. Практически в инициативном порядке, без внешнего принуждения она подготовила и защитила диссертации кандидата педагогических наук (1982) и доктора педагогических наук (2007). Идею акмеологии чтения Валентина Александровна не заимствовала где-то на стороне, а выстрадала и вырастила в ходе собственной педагогической деятельности, психолого-педагогических экспериментов, самообразовательного чтения научной и художественной литературы, творческого сотрудничества с надёжным и талантливым спутником жизни — Сергеем Михайловичем Бородиным (радуюсь семейному акме Бородиных!).
Знакомясь с библиографическими списками публикаций В. А. Бородиной, трудно удержаться от радостного удивления. Во-первых, удивляет авторская продуктивность труженика и мыслителя (сегодня её биобиблиографический указатель содержит 389 названий6). Во-вторых, пленяет педагогическая целеустремленность: начиная с научно-методических материалов «Динамическое чтение», опубликованных в 1974 г.7, В. А. Бородина неустанно обучает читателей, адресуя им учебные пособия, практикумы, курсы, уроки, помогающие «овладеть всеми традиционными и нетрадиционными технологиями, чтобы формировать адекватную развивающую психосемиотико-коммуникативную читательскую среду для разных субъектов в соответствии с их потребностями»8. В-третьих, озадачивает широта профессиональных интересов и общественных контактов профессора кафедры библиотековедения и теории чтения, которая охватывает библиотечно-информационное обслуживание, библиотечную психологию, теорию и технологию читательского развития, акмеологию чтения, педагогическое мастерство библиотекаря-библиографа. Валентина Александровна Бородина не только член-корреспондент Академии акмеологических наук, но и член Международной ассоциации чтения, член Русской ассоциации чтения, председатель научной секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского Психологического общества.
Завершая наш краткий дифирамб, с радостью признаёмся, что нынешний юбилей профессора Бородиной — это замечательный пример акме, то есть вершины личностной самореализации, доступной российскому профессору библиотечной школы в начале XXI века. Хочется пожелать, чтобы акмеологические радости почаще посещали библиотечно-информационный факультет.

Соколов Аркадий Васильевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента СПбГИК

1 Акмеология: учебник / общая ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С. 3.
2 Симпозиум «Смысл жизни и акме: Х лет поиска» // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — №6. — С. 101–110.
3 Бородина В. А. Психология чтения: учеб. пособие. — СПб.: СПбГАК, 1997. — 79 с.
4 Педагогическая акмеология: коллективная монография. — Екатеринбург: РГППУ, 2012. — 251 с.
5 Николай Александрович Рубакин : Хрестоматия / авт.-сост. В. А. Бородина, С. М. Бородин. — М.: РШБА, 2014. — 424 с.
6 Валентина Александровна Бородина: биобиблиограф. указат. / сост. С. М. Бородин. — СПб., 2017. — 25 с.
7 Бородина В. А. Динамическое чтение: науч.-метод. материалы. — Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1974. — 31 с.
8 Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. — М.: Школьная библиотека, 2006. — С. 298–299.

Научное творчество В. А. Бородиной
Доктрина читательского развития личности

Профессор В. А. Бородина — известный учёный с оригинальным стилем мышления и особой оптикой восприятия мира, позволяющими расширять научное пространство, включая в него новые проблемно-тематические поля.
Валентина Александровна мыслит ярко, глубоко и убедительно на стыке миров педагогики, психологии, библиотековедения, читателеведения и акмеологии, пытаясь примирить идеалы научности с реальностью, найти истину в её завершённом и гармоничном виде. Созидательная активность автора — импульс появления кандидатской и докторской диссертаций, монографий, учебных пособий, статей, содержание, стилистика и ритмические акценты которых отражают уникальность личности исследователя, неизменно находящегося в творческом поиске и умеющего видеть новые возможности для приложения своего таланта.
Валентина Александровна Бородина неповторима в своих научных интересах, её авторский почерк не спутаешь с работами других специалистов, у неё свой голос и своя тональность. В её публикациях, которых более 390, — логичность и сжатость объяснений и доказательств, неопровержимость иллюстрирующих фактов, полемическая горячность, провокационность, позволяющие находить новое — в привычном и неожиданное — в повседневном.
В характере В. А. Бородиной счастливо соединяются целеустремлённость, образованность, открытость, нравственная твёрдость, преданность убеждениям, неиссякаемая вера в человека читающего. Именно эти качества превращают каждую её публикацию и проводимые мастер-классы в запоминающееся событие.
Смысловая глубина кандидатской диссертации Валентины Александровны «Совершенствование читательской деятельности в условиях библиотек» и новизна решения темы — слагаемые успеха, которые заставили профессиональное сообщество осознать,что в его рядах появился новаторски мыслящий и неравнодушный исследователь, остро ощущающий социально-нравственные аспекты предмета изучения.
В докторской диссертации «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты» В. А. Бородина предложила осмысление читателя в полидисциплинарной матрице; обосновала возможности использования акмеологического подхода при разработке теоретико-методологических и технологических проблем читательского развития; доказала наличие акмеологической составляющей в читательской деятельности; представила логичную теорию читательского развития в единстве её семантического и структурного элементов, обосновала пути профессионализации сотрудников библиотек в качестве акмеологов чтения и др.
Обе диссертации несут в себе ценностные посылы, предписывающие желательную, с точки зрения автора, модель профессионального поведения специалистов библиотечно-информационной отрасли, ответственных за личностное развитие человека.
При столь солидном вкладе в науку, В. А. Бородина живёт в парадигме равноправия мнений, неизменно проявляя доброжелательный интерес и внимание к подходам, разрабатываемым другими исследователями, предлагающими свои собственные пути повышения уровня читательского развития личности как инструмента раскрытия их творческого потенциала.
В высшей степени важной страницей творческого пути Валентины Александровны является обращение к публикациям Н. А. Рубакина — исследователя редкостного дарования, особой интеллектуальной и духовной позиции, работы которого созвучны сегодняшнему дню и современному мироощущению. Валентина Александровна Бородина взяла на себя труд подготовки «Хрестоматии», издание которой стало не только проявлением справедливости по отношению к научным заслугам Н. А. Рубакина, но и отразило стремление Валентины Александровны к восстановлению целостности культурного кода нашей науки.
Интеллектуальное влияние учёных прошлых эпох на творчество будущих исследователей неизбежно. Мысли Н. А. Рубакина созвучны идеям и взглядам В. А. Бородиной. Неслучайно на одном из заседаний кафедры Валентина Александровна идентифицировала себя как последователя Н. А. Рубакина, относящегося к его научной школе.
Прошлое умеет ждать… Отстоящие друг от друга временные пласты дали жизнь работам Н. А. Рубакина и В. А. Бородиной, творческое соразмышление которых о человеке непременно привлечёт в свои ряды многих ученых из целого ряда пограничных областей, придаст динамику развитию научного знания, прольет свет на ещё нерешённые проблемы, непременно поставит новые вопросы.
Стремительность движений мысли и беспрестанный поиск новых смыслов в контексте достижения «акме» обусловили расширение интересов В. А. Бородиной и её увлечённость образной и стилистически изысканной восточной поэзией. Валентина Александровна, чуткая к поэтическим настроениям Ибн Сины, Алишера Навои, Омара Хайяма, показала философичность и художественную ценность их творений, содержательно созвучных человеку, живущему в любой исторической эпохе: выбирая разные дороги, мы ищем единственно верный путь к гармонии и красоте.
Валентина Александровна щедро делится своими знаниями и личным профессиональным опытом со студентами, в разные годы ею читались и читаются учебные курсы, неизменно вызывающие большой интерес молодёжи. Среди них — «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиотечная психология», «Психология чтения»,«Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа», «Информационно-психологический консалтинг», «Консалтинговая деятельность библиотек и информационных служб», «Библиотечная журналистика», «Основы педагогического мастерства» и другие.
Доклады учёного на научно-практических конференциях и семинарах всегда вызывают воодушевление слушателей, как теоретиков,так и практиков. В ходе проводимых мастер-классов, семинаров, дискуссий, объединяющих разные поколения специалистов, с которыми Валентина Александровна чувствует себя единым целым, она увлечённо, полностью погружая в тему, знакомит со своими уникальными разработками, мотивирует к дальнейшему изучению читателеведения, к проникновению в секреты библиотечной психологии.
Валентина Александровна Бородина умеет поддержать молодых, участников конкурсов профессионального мастерства, готовых к неожиданным открытиям, заразить уверенностью в возможности привлечения к чтению детей и подростков в стремительно меняющийся технологичный век гаджетов.
Проводимые ею занятия в вузах, интерактивные семинары и мастер-классы в образовательных учреждениях и библиотеках непременно приумножают число последователей её идей и концептов. Неслучайно для многих студентов и слушателей Валентина Александровна стала тем человеком, который определил их профессиональную судьбу. Сегодня в библиотеках страны, от Калининграда до Курил, работают специалисты, которые заслуженно называют Валентину Александровну Бородину высоким именем Учитель.
Успешность многих проектов В. А. Бородиной предопределена активным участием в них Сергея Михайловича Бородина — супруга, друга и соратника.
Дорогая Валентина Александровна,
Поздравляю Вас с замечательным юбилеем! Желаю Вам крепкого здоровья, тепла родных и близких, новых гармонизирующих мир идей и многих лет плодотворной работы!

Варганова Г. В., доктор педаогических наук,профессор кафедры библиотеоведения и телории чтения СПбГИК

Талантливый исследователь
К юбилею В. А. Бородиной

В современном библиотековедении, пожалуй, нет другого ученого, столь активно и так успешно занимающегося исследованием теоретических, технологических и организационных основ читательского развития личности, как В. А. Бородина. В докторской диссертации «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты» (2007). В. А. Бородина впервые рассмотрела широкий спектр проблем, среди которых — понятийный аппарат; структура теории читательского развития, включающая 16 содержательных аспектов; отражение акмеологической концепции в истории изучения чтения; квалитология и квалиметрия; технология читательского развития в онтогенезе и филогенезе; библиотекарь как акмеолог чтения; опыт внедрения теории и технологии чтения в непрерывное образование; стратегия воспитания культуры чтения. Каждая из этих проблем могла бы стать самостоятельным предметом докторской диссертации.
Исследование В. А. Бородиной отличает размах, глубина, комплексность, что, безусловно, является результатом многолетнего разностороннего и плодотворного труда. Важно отметить широкую апробацию научных изысканий ученого, выразившуюся в более чем 390 публикаций многочисленных выступлениях на международных и общероссийских форумах.
Теоретически ценной является предложенная концепция формирования интереса, воспитания культуры чтения, изложенная в главе «Читательское развитие детей», поскольку автор справедливо усматривает значимость работы с детьми над книгой на ранних этапах как одну из важнейших предпосылок дальнейшего развития личности растущего человека, его интересов как читателя. Логично обозначен переход к характеристике читательского развития у детей разного возраста и у взрослых. Очень грамотно проанализированы психофизиологические основы чтения, показана их связь с формированием навыков чтения, с рационализацией самого процесса чтения.
Предлагаемые В. А. Бородиной способы работы с читателями разных возрастов, особенно с детьми, весьма продуктивны и оригинальны. Они рассматриваются в её книгах, среди которых — «Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч.» (2006), «Школа летнего чтения» (2011) и др.
Валентина Александровна Бородина обосновала необходимость подготовки специалистов — акмеологов чтения, в том числе в вузах культуры. Предложенный ею проект организации экспертно-консультационно-обучающего центра чтения отражает междисциплинарный подход к решению проблемы читательского развития, показывает возможную связь научных учреждений с системой социальных институтов. Проект особенно перспективен в контексте идей Национальной программы поддержки и развития чтения в России.
Свой юбилей Валентина Александровна отмечает в расцвете сил и творческого вдохновения. От коллектива Московского государственного института культуры и себя лично хочу пожелать Валентине Александровне крепкого здоровья, благополучия, долгих лет плодотворной деятельности на ниве библиотековедения и высшего библиотечно-информационного образования, а также успешной деятельности по подготовке выпускников, владеющих компетенциями в области читательского развития личности.

Галина Александровна Иванова, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации