Акмеологические радости. Отважный первооткрыватель
«Акме», как известно, слово древнегреческое, обозначающее вершину жизненного пути человека, на которой он высится как зрелая, состоявшаяся личность, раскрывшая свой творческий потенциал на радость современников и потомков. Во второй половине ХХ столетия в структуре человековедения заявила о себе акмеология (буквально «наука о вершинах»), объявившая целью построение правильной модели самосовершенствования и жизненного пути человека, которая приведет его к успеху. У истоков новорожденной науки стояли авторитетные психологи Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и их многочисленные ученики. Быстро выяснилось, что для создания акмеологических моделей требуется интеграция естественных, гуманитарных, общественных, технических областей знания1. В 1990-е гг. появились междисциплинарные кафедры акмеологии в вузах, вышли в свет учебники и научные монографии, была учреждена научно-общественная организация «Международная академия акмеологических наук», произошла дифференциация акмеологического знания на общетеоретическое основы, акмеологию управления, акмеологию образования, социальную, военную, психологическую, медицинскую, педагогическую и другие виды отраслевых акмеологий. Причём многие учёные связывали понятие «акме» не с возрастным периодом, наиболее благоприятным для достижения успеха в той или иной области деятельности, а с осознанием смысла жизни, которое мыслилось как «встреча субъекта с его творческим Я». Таким образом, акмеология соприкоснулась с экзистенциальной философией, и научно-исследовательская программа Психологического института РАО «Смысл жизни и акме» приобрела общенаучное значение2.
Для меня было приятным сюрпризом узнать, что среди членов Международной академии акмеологических наук оказалась доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГИК Валентина Александровна Бородина. Благодаря её инициативе библиотечо-книговедческая проблематика нашла своё место в популярном и актуальном научно-интегральном контексте. Но этого мало. Подтверждая репутацию отважного первооткрывателя, В. А. Бородина подготовила и успешно защитила в 2007 г. докторскую диссертацию на тему «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты». Исходя из убеждения, что задача библиотечного сообщества заключается в том, чтобы помочь становлению личности человека как читателя, она обосновала акмеологическую концепцию чтения, охватывающую читательские поколения, как детей, так и взрослых россиян. Таким образом, обозначилось новое научное направление — акмеологическое библиочитателеведение, но им не исчерпывалась ценность диссертации акмеолога-читателеведа. Если акмеология чтения рассматривалась в психологическим ключе, который хорошо знаком доценту Бородиной3, то теперь она решила обратиться к педагогической акмеологии4. В первом случае речь шла об использовании акмеологического подхода в процессе библиотечного обслуживания, во втором случае обосновывалась необходимость профессионализации библиотекарей особого профиля — акмеологов чтения. Отдавая себе отчёт, что подготовка библиотекарей-акмеологов — чрезвычайно сложная научно-организационная задача, Валентина Александровна не ограничивалась теоретическими аргументами, а воплотила акмеологическую педагогику в многочисленные учебно-методические пособия и серии семинаров и мастер-классов для различных аудиторий.
Хотя библиоакмеология и акмеология чтения не были известны библиотековедам-классикам, но сама Валентина Александровна всегда помнила (и это ещё одна акмеологическая радость) о своих предшественниках, а точнее — единомышленниках, среди которых первое место принадлежит Н. А. Рубакину (1862–1946). Николай Александрович Рубакин — автор первых книг по социологии чтения: «Этюды о русской читающей публике» (1895); «Крестьяне-самоучки. Очерк» (1898); «Письма к читателям о самообразовании» (1911; 1913; 1919), основоположник библиологической психологии (Психология читателя и книги) (1910; 1919; 1922; 1924; 1929). По эмоциональной оценке В. А. Бородиной и С. М. Бородина, «Николай Александрович Рубакин — главный акмеолог чтения, наше читательское всё». Своё приглашение Н. А. Рубакину занять первое место в рядах акмеологов чтения чета Бородиных подтвердила не только красивыми словами, но и памятником нерукотворным. В 2014 г. они подготовили и с помощью Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) выпустили в свет тиражом 1500 экз. «Хрестоматию», включающую основные работы Н. А. Рубакина, публикации о его творчестве, комментарии к ним, библиографические и хронологические данные5. РШБА продолжает публикацию материалов из архива Н. А. Рубакина, которые 70 лет хранились в Отделе рукописей РГБ (ожидается издание «Возвращённый Рубакин» под научной редакцией Ю. Н. Столярова и другие ранее неизвестные произведения). Я уверен, что новые материалы научного наследия великого читателеведа послужат развитию теории акмеологии чтения и оживят практику библиотечной работы с читателями.
Юбилей — акмеологический праздник, точнее, праздник личностного акме юбиляра. Юбилей — это повод для того, чтобы вспомнить вехи восхождения к вершинам и порадоваться творческим достижениям труженика и мыслителя. Труженик и мыслитель — вот главные акмеологические качества, которые органично присущи Валентине Александровне Бородиной. Окончив ЛГИК им. Н. К. Крупской в 1973 г. по специальности «Библиотековедение и библиография технических библиотек», она добросовестно прошла школу библиотечной практики и школу научного самообразования. Практически в инициативном порядке, без внешнего принуждения она подготовила и защитила диссертации кандидата педагогических наук (1982) и доктора педагогических наук (2007). Идею акмеологии чтения Валентина Александровна не заимствовала где-то на стороне, а выстрадала и вырастила в ходе собственной педагогической деятельности, психолого-педагогических экспериментов, самообразовательного чтения научной и художественной литературы, творческого сотрудничества с надёжным и талантливым спутником жизни — Сергеем Михайловичем Бородиным (радуюсь семейному акме Бородиных!).
Знакомясь с библиографическими списками публикаций В. А. Бородиной, трудно удержаться от радостного удивления. Во-первых, удивляет авторская продуктивность труженика и мыслителя (сегодня её биобиблиографический указатель содержит 389 названий6). Во-вторых, пленяет педагогическая целеустремленность: начиная с научно-методических материалов «Динамическое чтение», опубликованных в 1974 г.7, В. А. Бородина неустанно обучает читателей, адресуя им учебные пособия, практикумы, курсы, уроки, помогающие «овладеть всеми традиционными и нетрадиционными технологиями, чтобы формировать адекватную развивающую психосемиотико-коммуникативную читательскую среду для разных субъектов в соответствии с их потребностями»8. В-третьих, озадачивает широта профессиональных интересов и общественных контактов профессора кафедры библиотековедения и теории чтения, которая охватывает библиотечно-информационное обслуживание, библиотечную психологию, теорию и технологию читательского развития, акмеологию чтения, педагогическое мастерство библиотекаря-библиографа. Валентина Александровна Бородина не только член-корреспондент Академии акмеологических наук, но и член Международной ассоциации чтения, член Русской ассоциации чтения, председатель научной секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского Психологического общества.
Завершая наш краткий дифирамб, с радостью признаёмся, что нынешний юбилей профессора Бородиной — это замечательный пример акме, то есть вершины личностной самореализации, доступной российскому профессору библиотечной школы в начале XXI века. Хочется пожелать, чтобы акмеологические радости почаще посещали библиотечно-информационный факультет.
Соколов Аркадий Васильевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента СПбГИК
1 Акмеология: учебник / общая ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С. 3.
2 Симпозиум «Смысл жизни и акме: Х лет поиска» // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — №6. — С. 101–110.
3 Бородина В. А. Психология чтения: учеб. пособие. — СПб.: СПбГАК, 1997. — 79 с.
4 Педагогическая акмеология: коллективная монография. — Екатеринбург: РГППУ, 2012. — 251 с.
5 Николай Александрович Рубакин : Хрестоматия / авт.-сост. В. А. Бородина, С. М. Бородин. — М.: РШБА, 2014. — 424 с.
6 Валентина Александровна Бородина: биобиблиограф. указат. / сост. С. М. Бородин. — СПб., 2017. — 25 с.
7 Бородина В. А. Динамическое чтение: науч.-метод. материалы. — Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1974. — 31 с.
8 Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. — М.: Школьная библиотека, 2006. — С. 298–299.
Научное творчество В. А. Бородиной
Доктрина читательского развития личности
Профессор В. А. Бородина — известный учёный с оригинальным стилем мышления и особой оптикой восприятия мира, позволяющими расширять научное пространство, включая в него новые проблемно-тематические поля.
Валентина Александровна мыслит ярко, глубоко и убедительно на стыке миров педагогики, психологии, библиотековедения, читателеведения и акмеологии, пытаясь примирить идеалы научности с реальностью, найти истину в её завершённом и гармоничном виде. Созидательная активность автора — импульс появления кандидатской и докторской диссертаций, монографий, учебных пособий, статей, содержание, стилистика и ритмические акценты которых отражают уникальность личности исследователя, неизменно находящегося в творческом поиске и умеющего видеть новые возможности для приложения своего таланта.
Валентина Александровна Бородина неповторима в своих научных интересах, её авторский почерк не спутаешь с работами других специалистов, у неё свой голос и своя тональность. В её публикациях, которых более 390, — логичность и сжатость объяснений и доказательств, неопровержимость иллюстрирующих фактов, полемическая горячность, провокационность, позволяющие находить новое — в привычном и неожиданное — в повседневном.
В характере В. А. Бородиной счастливо соединяются целеустремлённость, образованность, открытость, нравственная твёрдость, преданность убеждениям, неиссякаемая вера в человека читающего. Именно эти качества превращают каждую её публикацию и проводимые мастер-классы в запоминающееся событие.
Смысловая глубина кандидатской диссертации Валентины Александровны «Совершенствование читательской деятельности в условиях библиотек» и новизна решения темы — слагаемые успеха, которые заставили профессиональное сообщество осознать,что в его рядах появился новаторски мыслящий и неравнодушный исследователь, остро ощущающий социально-нравственные аспекты предмета изучения.
В докторской диссертации «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты» В. А. Бородина предложила осмысление читателя в полидисциплинарной матрице; обосновала возможности использования акмеологического подхода при разработке теоретико-методологических и технологических проблем читательского развития; доказала наличие акмеологической составляющей в читательской деятельности; представила логичную теорию читательского развития в единстве её семантического и структурного элементов, обосновала пути профессионализации сотрудников библиотек в качестве акмеологов чтения и др.
Обе диссертации несут в себе ценностные посылы, предписывающие желательную, с точки зрения автора, модель профессионального поведения специалистов библиотечно-информационной отрасли, ответственных за личностное развитие человека.
При столь солидном вкладе в науку, В. А. Бородина живёт в парадигме равноправия мнений, неизменно проявляя доброжелательный интерес и внимание к подходам, разрабатываемым другими исследователями, предлагающими свои собственные пути повышения уровня читательского развития личности как инструмента раскрытия их творческого потенциала.
В высшей степени важной страницей творческого пути Валентины Александровны является обращение к публикациям Н. А. Рубакина — исследователя редкостного дарования, особой интеллектуальной и духовной позиции, работы которого созвучны сегодняшнему дню и современному мироощущению. Валентина Александровна Бородина взяла на себя труд подготовки «Хрестоматии», издание которой стало не только проявлением справедливости по отношению к научным заслугам Н. А. Рубакина, но и отразило стремление Валентины Александровны к восстановлению целостности культурного кода нашей науки.
Интеллектуальное влияние учёных прошлых эпох на творчество будущих исследователей неизбежно. Мысли Н. А. Рубакина созвучны идеям и взглядам В. А. Бородиной. Неслучайно на одном из заседаний кафедры Валентина Александровна идентифицировала себя как последователя Н. А. Рубакина, относящегося к его научной школе.
Прошлое умеет ждать… Отстоящие друг от друга временные пласты дали жизнь работам Н. А. Рубакина и В. А. Бородиной, творческое соразмышление которых о человеке непременно привлечёт в свои ряды многих ученых из целого ряда пограничных областей, придаст динамику развитию научного знания, прольет свет на ещё нерешённые проблемы, непременно поставит новые вопросы.
Стремительность движений мысли и беспрестанный поиск новых смыслов в контексте достижения «акме» обусловили расширение интересов В. А. Бородиной и её увлечённость образной и стилистически изысканной восточной поэзией. Валентина Александровна, чуткая к поэтическим настроениям Ибн Сины, Алишера Навои, Омара Хайяма, показала философичность и художественную ценность их творений, содержательно созвучных человеку, живущему в любой исторической эпохе: выбирая разные дороги, мы ищем единственно верный путь к гармонии и красоте.
Валентина Александровна щедро делится своими знаниями и личным профессиональным опытом со студентами, в разные годы ею читались и читаются учебные курсы, неизменно вызывающие большой интерес молодёжи. Среди них — «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиотечная психология», «Психология чтения»,«Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа», «Информационно-психологический консалтинг», «Консалтинговая деятельность библиотек и информационных служб», «Библиотечная журналистика», «Основы педагогического мастерства» и другие.
Доклады учёного на научно-практических конференциях и семинарах всегда вызывают воодушевление слушателей, как теоретиков,так и практиков. В ходе проводимых мастер-классов, семинаров, дискуссий, объединяющих разные поколения специалистов, с которыми Валентина Александровна чувствует себя единым целым, она увлечённо, полностью погружая в тему, знакомит со своими уникальными разработками, мотивирует к дальнейшему изучению читателеведения, к проникновению в секреты библиотечной психологии.
Валентина Александровна Бородина умеет поддержать молодых, участников конкурсов профессионального мастерства, готовых к неожиданным открытиям, заразить уверенностью в возможности привлечения к чтению детей и подростков в стремительно меняющийся технологичный век гаджетов.
Проводимые ею занятия в вузах, интерактивные семинары и мастер-классы в образовательных учреждениях и библиотеках непременно приумножают число последователей её идей и концептов. Неслучайно для многих студентов и слушателей Валентина Александровна стала тем человеком, который определил их профессиональную судьбу. Сегодня в библиотеках страны, от Калининграда до Курил, работают специалисты, которые заслуженно называют Валентину Александровну Бородину высоким именем Учитель.
Успешность многих проектов В. А. Бородиной предопределена активным участием в них Сергея Михайловича Бородина — супруга, друга и соратника.
Дорогая Валентина Александровна,
Поздравляю Вас с замечательным юбилеем! Желаю Вам крепкого здоровья, тепла родных и близких, новых гармонизирующих мир идей и многих лет плодотворной работы!
Варганова Г. В., доктор педаогических наук,профессор кафедры библиотеоведения и телории чтения СПбГИК
Талантливый исследователь
К юбилею В. А. Бородиной
В современном библиотековедении, пожалуй, нет другого ученого, столь активно и так успешно занимающегося исследованием теоретических, технологических и организационных основ читательского развития личности, как В. А. Бородина. В докторской диссертации «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты» (2007). В. А. Бородина впервые рассмотрела широкий спектр проблем, среди которых — понятийный аппарат; структура теории читательского развития, включающая 16 содержательных аспектов; отражение акмеологической концепции в истории изучения чтения; квалитология и квалиметрия; технология читательского развития в онтогенезе и филогенезе; библиотекарь как акмеолог чтения; опыт внедрения теории и технологии чтения в непрерывное образование; стратегия воспитания культуры чтения. Каждая из этих проблем могла бы стать самостоятельным предметом докторской диссертации.
Исследование В. А. Бородиной отличает размах, глубина, комплексность, что, безусловно, является результатом многолетнего разностороннего и плодотворного труда. Важно отметить широкую апробацию научных изысканий ученого, выразившуюся в более чем 390 публикаций многочисленных выступлениях на международных и общероссийских форумах.
Теоретически ценной является предложенная концепция формирования интереса, воспитания культуры чтения, изложенная в главе «Читательское развитие детей», поскольку автор справедливо усматривает значимость работы с детьми над книгой на ранних этапах как одну из важнейших предпосылок дальнейшего развития личности растущего человека, его интересов как читателя. Логично обозначен переход к характеристике читательского развития у детей разного возраста и у взрослых. Очень грамотно проанализированы психофизиологические основы чтения, показана их связь с формированием навыков чтения, с рационализацией самого процесса чтения.
Предлагаемые В. А. Бородиной способы работы с читателями разных возрастов, особенно с детьми, весьма продуктивны и оригинальны. Они рассматриваются в её книгах, среди которых — «Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч.» (2006), «Школа летнего чтения» (2011) и др.
Валентина Александровна Бородина обосновала необходимость подготовки специалистов — акмеологов чтения, в том числе в вузах культуры. Предложенный ею проект организации экспертно-консультационно-обучающего центра чтения отражает междисциплинарный подход к решению проблемы читательского развития, показывает возможную связь научных учреждений с системой социальных институтов. Проект особенно перспективен в контексте идей Национальной программы поддержки и развития чтения в России.
Свой юбилей Валентина Александровна отмечает в расцвете сил и творческого вдохновения. От коллектива Московского государственного института культуры и себя лично хочу пожелать Валентине Александровне крепкого здоровья, благополучия, долгих лет плодотворной деятельности на ниве библиотековедения и высшего библиотечно-информационного образования, а также успешной деятельности по подготовке выпускников, владеющих компетенциями в области читательского развития личности.
Галина Александровна Иванова, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации

