От редакции
Зачем отмечают юбилеи? Вероятно, для того, чтобы проанализировать то или иное событие, рассматривая его в ретроспективе — дистанцируясь от сиюминутности: всесторонне, объёмно, глубоко — как значимое явление. Что же касается юбилея конкретного человека, появляется замечательный повод сфокусировать внимание на Личности, чей масштаб несоизмерим, а профессиональная деятельность и судьба могут служить эталоном, примером для окружающих. Последнее обстоятельство особенно важно в сегодняшних условиях, когда институт репутаций, по сути, разрушен, а цифровое поколение, иронично относясь к достижениям старших, предпочитает начинать все свои изыскания с «чистого листа».
Как создать читающую нацию?
Юбилей Валерии Дмитриевны Стельмах, нашего самого известного библиотечного социолога, крупнейшего исследователя проблем чтения, позволяет сделать акцент одновременно на двух аспектах. Увидеть, как полвека назад «из ничего» создавалась и складывалась базовая для библиотековедения, книговедения, читателеведения отрасль знания, что позволяет по-своему проецировать её содержание на сегодняшние реалии, возвращаясь к ценному опыту прошлого. И к тому же выделить личный вклад в это знание самой Валерии Дмитриевны, оценить его по достоинству.
В публикуемых ниже статьях наших ведущих социологов, раскрыты этапы формирования социологического Сектора книги и чтения в тогдашней Ленинской библиотеке (ныне РГБ), и его влияние на работу создаваемых в стране аналогичных научных подразделений. Нынешнему директору Исторической библиотеки М. Д. Афанасьеву удалось показать, какую роль сыграло удивительное, весьма редкое сочетание в одном человеке громадного научно-исследовательского потенциала и организаторских качеств Валерии Дмитриевны. Это «соединение несоединимого» оказалось принципиально значимым для развития не только библиотечной науки, но и социологии в целом, частью которой всегда оставался коллектив сектора. Авторами не остались незамеченными мужество, порядочность и воля юбиляра, которая даже в самые трудные застойные годы, испытывая давление руководства, ухитрялась претворять в жизнь свои идеи, вовлекала в работу талантливую молодёжь, а также коллег с трудными судьбами. В том числе, диссидентов, людей с «подпорченной биографией».
Впрочем, будучи дочерью репрессированных родителей, В. Д., как её называли в секторе ГБЛ, пришлось преодолеть немалые препятствия, строя свою собственную судьбу. Об этом она впервые со всей откровенностью рассказала в замечательном интервью, опубликованным Сергеем Волковым в журнале «Литература в школе» (№1 за 2015 г.). В этом интервью речь, конечно же, идёт прежде всего о главном деле жизни Стельмах — анализе современной ситуации с чтением, и о его исследовании…
К сожалению, в публикуемых материалах оказалась неосвещенной громадная работа В. Д. Стельмах в НФ «Пушкинская библиотека», где Валерия Дмитриевна плодотворно трудится все «нулевые» и последующие годы. Будучи руководителем программы «Чтение», Валерия Дмитриевна разработала инновационные подходы к продвижению чтения в масштабах страны, обосновала технологии и методики, ориентированные на заинтересованное участие различных структур и достаточно широких слоёв населения, создала программы обучения этим технологиям и методикам. Впервые такого рода работа вышла за рамки традиционных библиотечных программ и охватила различные сегменты культурно-информационного пространства. В 2002 г. при библиотеках начали создаваться региональные центры чтения, был создан Центр чтения при Российской Национальной библиотеке.
Под руководством Валерии Дмитриевны НФ «Пушкинская библиотека» провёл совместно с Центром Юрия Левады широкомасштабные всероссийские социологические исследования чтения к результатам, которых специалисты обращаются до настоящего времени. Это «Массовое чтение в России» (2003), «Чтение в современном российском обществе» (2005), а также «Чтение детей и подростков» (2006).
В 2006 г. В. Д. Стельмах инициировала совместный проект НФ «Пушкинская библиотека», Британского Совета и «Центра книги» Библиотеки Конгресса США по изданию уникального двуязычного (на русском и английском языках) сборника «Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы». Впервые в сборнике был представлен материал, описывающий опыт продвижения чтения и освоения программ развития читателя в трёх странах — Великобритании, России и США. Надо ли говорить, сколь важен для нас такой сравнительный опыт.
На протяжении многих лет Валерия Дмитриевна вела большую работу в Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). При её активном участии была организована Секция чтения, которую она возглавляла в 1993–97 гн., а в 2005 г. на конференции в Осло её наградили памятным знаком за вклад в развитие ИФЛА и реализацию проектов в области социологии чтения.
По инициативе В. Д. Стельмах при Российской библиотечной ассоциации в 2001 г. создаётся круглый стол по чтению, который в 2007 г. был преобразован в секцию «Чтение».
Но самое главное — Валерия Дмитриевна и сегодня открыта коллегам для профессиональной помощи и экспертизы, много выступает с лекциями и докладами, замечательными иллюстрированными презентациями. По-прежнему, как и много лет назад, «книжные люди», как и другие культуртрегеры, спешат в разные аудитории «на Стельмах». А перечень её многочисленных публикаций приведён в №1 журнала «Библиография и книговедение» за текущий год. Убедительно советуем ознакомиться с ним и прочитать работы, которые смело можно назвать классикой профессионального чтения всех членов нашего сообщества.
«Просто слов» у неё не бывает
Сегодня российская библиотечная социология пробивается, в основном, маленькими ручейками, возникающими и исчезающими, не связанными друг с другом. Источников, родников, питающих эти ручейки, мало, и они не слишком, мягко говоря, могучи. Уже давно заглох один из важнейших источников, бивший в Ленинке; он назывался сектором книги и чтения, и его двадцать лет возглавляла Валерия Дмитриевна Стельмах. Не сразу, конечно, заглох, постепенно. Но сейчас в РГБ вообще ничего похожего нет; не только никакой социологии — вообще никакого изучения социальных проблем. Да, многое другое есть — а этого нет…
В 1960-х годах Валерия Дмитриевна и её сотрудники возродили то, что более 30 лет было глубоко под землёй или, как сегодня, пробивалось маленькими ручейками. Они почистили, обновили библиотечную социологию, социологию чтения, сформировали проблемное поле, разработали методические подходы — и много чего ещё сделали. Когда пришлось уходить, они забрали всё это с собой. В разные библиотеки (и не только), где работают сегодня. Социологическая прививка не пропадает и социологический прищур при необходимости появляется почти автоматом.
В моей жизни, жизни библиотечного социолога, Валерия Дмитриевна Стельмах всегда была и остаётся. Большие исследования 1960–70-х — она во главе. Важнейшие сборники 1980-х, 1990-х, нулевых — она редактор. На семинарах, круглых столах, дискуссиях, обсуждениях книг — она, Валерия Дмитриевна, а когда её нет — ссылки на её публикации.
Отдельная яркая картинка — Валерия Дмитриевна ведёт заседание своей секции ИФЛА в Москве, в 1991. Кругом ГКЧП…
Несколько лет назад, упоминая в кулуарах какой-то конференции чью-то статью или выступление, Валерия Дмитриевна обронила: «Ну, это слова». Я и сегодня слышу её интонацию. Слишком на многое в наших профессиональных (и не только профессиональных) ситуациях эта интонация точно ложится. А вот в статьях, выступлениях самой Валерии Дмитриевны никогда не бывает «просто слов» — там всегда описана суть, схвачен нерв проблемы…
И в этом — один из главных уроков В. Д. Стельмах.
М. М. Самохина, заведующая исследовательским центром РГБМ
Первопроходец библиотечной социологии
Так получилось, что с Валерией Дмитриевной я впервые познакомился за пределами России. Было это на международной конференции в Таллине, тогда ещё на территории Советского Союза, однако «тогда» было ноябрём 1989 года, а значит Эстония плавно, но неумолимо «уплывала». Валерия Дмитриевна руководила конференцией. Разумеется, я читал до этого её статьи и вообще был наслышан о «великой Стельмах». Даже несколько побаивался встречи. «Великая Стельмах» оказалась скромной худенькой женщиной с приветливой улыбкой. Ей выпала непростая задача вести заседания, где желающих выступить оказывалось значительно больше, чем позволяло время. Вот тут я и оценил способность Валерии Дмитриевны услышать всех, оценить каждого и — не дать обсуждению перейти в «нестройный хор». Эта способность сродни умению дирижера слышать звучание каждого инструмента, организуя их в единую мелодию. Умение достаточно редкое, а для советской науки в особенности. Пожалуй, впервые я столкнулся со столь интеллигентным стилем ведения дискуссии. Вероятно, поэтому у меня сошлось всё вместе: путешествие в нашу «маленькую Европу» — Эстонию, ожидание общественных перемен и знакомство с Валерией Дмитриевной.
Знакомство продолжилось: я стал бывать в Москве, в её секторе социологии чтения РГБ, и как-то сразу подружился с «секторянами». Они не только много и очень продуктивно работали, но сама атмосфера сектора резко отличалась от атмосферы научных учреждений советской (да и постсоветской) поры. Когда спустя несколько лет в мемуарах В. Э. Шляпентоха я наткнулся на слова об «умной и смелой Валерии Дмитриевне Стельмах», поддержавшей опального учёного в трудные для него годы, это не стало для меня неожиданностью.
Сегодня, поздравляя Валерию Дмитриевну со славным юбилеем, мне хочется ещё раз подчеркнуть её заслуги не только как учёного, но и как «организатора науки». Этими словами у нас слишком часто обозначают администраторов, от реальной науки далёких. Но ведь роль подлинных организаторов науки трудно переоценить. Сколько ярких учёных вышло из сектора Стельмах! Конечно, Афанасьев, Гудков, Дубин, Захарова, Зоркая, Рейтблат, Якимов стали бы тем, кем они стали, в любом случае. Но ведь не случайно, что все они прошли в самые трудные времена через сектор социологии чтения. И сейчас мы можем понять, насколько важной оказалась для них интеллигентная, творческая атмосфера сектора. Такая атмосфера возникает вокруг Валерии Дмитриевны всегда, где бы она ни оказывалась.
С юбилеем, Валерия Дмитриевна! Надеюсь на новые встречи с Вами.
Д. К. Равинский, старший научный сотрудник РНБ
В. Д. Стельмах — учёный, организатор, учитель
Валерия Дмитриевна Стельмах отмечает свой юбилей — знаменательное событие для библиотечной науки, для всего российской библиотечного мира. Излагать биографию Валерии Дмитриевны, как это принято делать в юбилейных публикациях, нет нужды — любой пользователь Интернета может обратиться к всезнающей Википедии. Более того, формальная сторона биографии: «Стельмах В. Д. — сотрудника…, кандидата…, заслуженного работника… и т. п.» ни в коей мере не отражает ни её вклада в развитие науки и библиотечной практики, ни её роль в отечественном и международном культурном сообществе.
Роль В. Д. Стельмах как организатора науки трудно переоценить. Можно сказать, что в какой-то момент нужный человек оказался в нужном месте. В начале 1960-х гг. на фоне «оттепели» стала востребованной социальная информация и, как следствие, зародилась отечественная социологическая наука. В 1968 г. (одновременно, кстати, с созданием Института социологии) в рамках нового Научно-исследовательского отдела библиотековедения в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина создается социологический Сектор книги и чтения. Возглавила сектор Валерия Дмитриевна Стельмах. Здесь в полной мере проявился талант Валерии Дмитриевны как руководителя научно-исследовательской работы.
Под руководством Валерии Дмитриевны сектором была реализована беспрецедентная по масштабам исследовательская программа «Книга и чтение в жизни советского общества». В её рамках было проведено монографическое исследование в городе Острогожске, дополненное опросами населения ещё в 16 городах и сбором статистической информации в 24 населённых пунктах выбранного типа («Книга и чтение в жизни небольших городов»), Исследование «Книга и чтение в жизни советского села» проводилось по всесоюзной выборке. Во всех регионах от Прибалтики до Дальнего востока, узбекских кишлаков и горных армянских сёл проводились опросы в домах (5300 семей — более
16 тыс. человек), анкетирование в библиотеках и школах, собиралась статистика работы учреждений культуры, проводились эксперименты. В ходе изучения чтения рабочих (исследование «Книга и чтение в жизни советского рабочего») были поведены опросы и организованы наблюдения в рабочих бригадах и заводских библиотеках на крупнейших предприятиях страны — АвтоВАЗе в Тольятти, Горьковском автозаводе, металлургических гигантах Урала.
При этом надо понимать, что для организации исследований таких масштабов нужно было не только собрать дееспособную команду (об этом мы скажем ниже), но и решить две задачи: первое — заручиться поддержкой, или хотя бы согласием, высокого начальства, ибо без этого никакая программа не могла не попала бы в план работы, и, второе, — наладить отношения с органами власти и коллегами в тех регионах, где будет проходить исследование. Это сегодня, из далёкого будущего представляется так, что в советской системе эффективно действовала вертикаль власти. На деле — без личных контактов, без взаимного уважения ни одна, самая замечательная, идея не могла быть реализована. И тут надо отметить ключевую роль В. Д. Стельмах.
Можно себе представить, сколько сил и нервов было потрачено ею на убеждения всех — от работников Министерства культуры (и самой Библиотеки им. Ленина после кончины создателя и идейного вдохновителя исследовательской работы Огана Степановича Чубарьяна) до функционеров в ЦК КПСС — в необходимости проведения исследований, в теоретической и практической важности собираемой информации. Решающую роль играл авторитет Валерии Дмитриевны — начальник мог считать (и часто считал), что социологическая наука далека от практики, а собираемая информация вообще может быть вредна, но при этом он прекрасно понимал, что когда ему понадобится анализ ситуации или действительно достоверная информация, когда по той или иной проблеме нужны конкретные предложения, а не громкие фразы, он может обратиться к Стельмах и получит нужный ему результат. Для любого администратора было совершенно очевидно, что перед ним прекрасный аналитик и опытный организатор, которых хорошо знает, что и зачем нужно делать, и что полученные результаты будут, в конце концов, нужны и ему самому.
Не менее высок авторитет Валерии Дмитриевны и в среде региональных руководителей культуры и библиотечного дела. Не обладая высокой должностью, не имея административных рычагов, ей удавалось решать проблемы организации опросов силами студентов, сотрудников библиотек и в Прибалтике, где инициативы «Москвы» проверялись на целесообразность, и в Средней Азии, где полное одобрение и согласие с предложением выполнить работу прикрывалось нежеланием брать на себя дополнительные обязанности и что-либо делать. Более того, многие из республиканских библиотек создали у себя научные подразделения и уже по собственной инициативе провели социологические исследования по сходным темам. Таким образом, В. Д. Стельмах фактически стала во главе целого направления исследовательской работы в стране.
Успешность столь масштабных исследований зависла и от их научной методологической основы. Валерии Дмитриевне удалось сделать Сектор книги и чтения местом притяжения ведущих учёных-социологов. Консультантами, авторами выпускаемых сборников и просто друзьями Сектора были крупнейшие специалисты того времени: в области методики проведения исследований — В. Э. Шляпентох, социологии свободного времени — Л. А. Гордон, социологии культуры — Л. Н. Коган, социологии села — Ю. В. Арутюнян.
Авторитет Валерии Дмитриевны никогда не ограничивался границами пусть и такой большой, как Советский Союз, но одной страны. В начале 1970-х гг. В. Д. Стельмах стала организатором Международных совещаний экспертов социалистических стран в области исследований чтения. Подобные встречи проводились регулярно один раз в три года. За первым совещанием, которое прошло в Варшаве в 1971 г., последовали совещания в Будапеште (1974), Праге (1977), Берлине (1980) и в Таллинне (1983). Вокруг сектора сложилась группа ведущих учёных восточно-европейских стран — друзей В. Д. Стельмах. Среди них —
И. Камараш (Венгрия), Я. Анкудович (Польша), А. Хаман (Чехословакия) и др. В этой ситуации Валерия Дмитриевна выступала как несомненный лидер международной исследовательской группы. Примером успешного сотрудничества стало проведение под её руководством международного исследования «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», в котором приняли участие, наряду с СССР, немецкие, польские и болгарские библиотеки.
В 1984 г. В. Д. Стельмах выступает организатором первой в истории ИФЛА (а по сути, и первой в мире) полноценной международной конференции в области социологии чтения — семинара «Роль книги и чтения в культурном развитии» (Москва). В его работе приняли участие учёные из 18 стран — от Великобритании и ФРГ до Индии, Эфиопии и Никарагуа. Для того чтобы в полной мере оценить значение этого события для мирового библиотечного дела, напомним, что на Западе до этого времени социологии чтения как направления исследований не существовало — чтение могло рассматриваться отчасти в рамках социологии литературы, в педагогике или как прикладная тема в библиотечном аспекте. Вторая подобная конференция, где также одним из организаторов и идейных вдохновителей стала
В. Д. Стельмах, состоялась уже 1996 г. и была посвящена актуальной на этот момент теме «Библиотеки и чтение в ситуации культурных изменений».
С началом Перестройки, когда возможности для международных контактов расширились, Валерия Дмитриевна сразу входит в число признанных лидеров Секции библиотечной теории и исследований ИФЛА. Именно её авторитет, активная деятельность и инициатива привели к беспрецедентной ситуации — созданию сначала Круглого стола, а затем и Секции по чтению (сегодня это Секция грамотности и чтения ИФЛА). Социология чтения не только вошла в круг признанных направлений библиотековедческих исследований, но и получила свое достойное место в структуре всемирной библиотечной организации. И заслуга в этом в полной мере принадлежит Валерии Дмитриевне.
Несомненно, вся та огромная работа, о которой говорилось выше, была бы невозможна, если бы рядом с В. Д. Стельмах не было бы дееспособной, сильной команды, группы единомышленников, с которыми можно было решать самые амбициозные задачи на самом высоком уровне. Начинала путь небольшая группа специалистов Библиотеки им. В. И. Ленина, имевшая богатый опыт методической работы и небольшой проведения исследования («Советский читатель») — Н. Е. Добрынина,
С. М. Смирнова, И. П. Осипова, Л. И. Беленькая. Именно эти коллеги стали надёжными партнёрами Валерии Дмитриевны в разработке программы деятельности. Но для реализации намеченной программы нужны были и молодые силы. И здесь в поиске, подборе и воспитании кадров проявился ещё один талант В. Д. Стельмах — умение найти способных людей, использовать их потенциал, создать сплочённую команду единомышленников.
Среди принятых на работу в сектор были: поэт — сотрудник отдела хранения Библиотеки им. Ленина; молодой выпускник Библиотечного факультета Московского института культуры; не принятый в аспирантуру (по «национальному признаку») выпускник философского факультета МГУ; уволенный за диссидентство сотрудник НИИ и т. п. Для всей этой команды, включая самого руководителя, Сектор книги и чтения стал школой, в которой не столько получались знания в области социологии, сколько вырабатывался социологический взгляд на мир, формировалась та среда, которая только и могла сделать возможным осуществление самых дерзких исследовательских планов. Это был процесс, в котором не было учителей и учеников. Валерией Дмитриевной была создана ситуация, когда каждый участник в силу своих способностей, знаний и интересов мог проявить себя. Выше уже говорилось о том, что, благодаря авторитету его руководителя, Сектор был местом притяжения для учёных-социологов. Здесь следует сказать, что не только социологи с удовольствием посещали Сектор. На ежемесячных семинарах, проходивших здесь, кроме самих «секторян» выступали филологи С. В. Житомирская и Н. В. Котрелев, социологи А. Г. Левинсон и О. М. Маслова, книговед-медиевист И. В. Поздеева и библиофил М. В. Рац и многие другие. В этом увлекательном процессе роль Валерии Дмитриевны была особой. Будучи открытой новому знанию, новым идеям, она очень чётко отбирала из потока информации то, что представляло интерес с методологической и прикладной точек зрения, и практически сразу это знание становилось частью программы деятельности сектора.
Итогом многолетней деятельности Сектора книги и чтения под руководством В. Д. Стельмах были не только проведённые исследования, но и воспитание целой плеяды социологов, которые могли бы назвать себя учениками Валерии Дмитриевны. Автор этих строк с полным правом считает себя таковым. Та школа, которую я прошёл под руководством Валерии Дмитриевны, ее пример сформировали меня как учёного и, в известной мере, как будущего администратора.
Нельзя не отметить и личный вклад Валерии Дмитриевны в развитие отечественной науки, в практику библиотечного дела. Огромная научно-организационная работа, несомненно, не способствовала личному творчеству. Более того, можно видеть, что Валерия Дмитриевна сознательно уступала возможность представлять результаты коллективной работы, ею направляемой, своим сотрудникам. Говорю это со всей ответственностью, поскольку сам был таким коллегой. Вспоминая тот вклад, который внесла Валерия Дмитриевна в разработку идеи исследования «Книга и чтение в жизни советского рабочего», курирование хода исследования, и, наконец, то внимание, с которым она вникала в написанный мною текст будущей книги, её замечания по нему, я могу сказать, что она была полноценным соавтором книги «За чтением. Место книги в жизни советского рабочего» (автор — М. Д. Афанасьев). Тем не менее всё это не мешало В. Д. Стельмах своими публикациями привлекать внимание научной общественности. Но в полной мере аналитический и исследовательский талант Валерии Дмитриевны раскрылся уже в новое время. Начиная с середины 1990-х годов В. Д. Стельмах публикует серию книг (собирая вокруг себя как всегда сильную команду), подводящих итоги той огромной исследовательской работы, которая, в силу объективных и, увы, субъективных, причин начала сворачиваться.
В последнее десятилетие в эпоху кардинального изменения отношения общества к книге и чтению, уже свободная от административной ответственности Валерия Дмитриевна становится идеологом теории чтения и вдохновителем программы поддержки чтения в стране. С особой яркостью именно сейчас раскрылся талант Валерии Дмитриевны не только как исследователя, но и как публициста и оратора. Её выступления на научных конференциях, перед библиотечной общественностью, перед читающей публикой всегда отличают железная логика, новый, всегда нетривиальный взгляд на проблему, чёткость и убедительность. Всё это неизменно вызывает живую реакцию публики. Сколько раз мне приходилось слышать, как коллеги шли в зал заседаний «на Стельмах».
В мире, в каждом профессиональном сообществе должны быть люди, чья деятельность задаёт ту высокую планку научности, профессиональной этики, корректности взаимоотношений, на которую должно ориентироваться сообщество, которые самим своим присутствием не дают окружающим погрязнуть в сиюминутных заботах и проблемах и помнить о той высокой миссии, к которой они призваны. Валерия Дмитриевна Стельмах, несомненно, относится к числу таких людей. Так поздравим её от всей души с юбилеем и пожелаем долгих лет жизни, сил и энергии для новых идей и новых дел!
М. Д. Афанасьев, директор ГПИБ, кандидат педагогических наук

