Сложность современного положения юношеских библиотек авторы статьи видят не только в необходимости поиска новых форм и методов работы в изменившихся социальных, культурных и экономических условиях.
В непростых условиях находятся не только юношеские, но и публичные, и академические, и детские библиотеки страны. Однако специфика работы с юношеством проявляется в отсутствии целостного подхода для определения отличительных черт, потребностей целевой аудитории и долгосрочных задач общества, которые юношеская библиотека могла бы успешно решать. Поэтому от руководителей юношеских библиотек требуется не только переосмысление и поиск новых форм работы, но восстановление ориентиров и пересмотр всего контекста работы с молодежью.
Вчера!
Первоначально создание сети юношеских библиотек происходило для комплексного решения одной государственной задачи — информационного обеспечения деятельности комсомольской организации страны. Тогда же именно комсомол отвечал за целостные и единые подходы в воспитании, просвещении, досуге, подготовке и продвижении молодых кадров. «Формат» работы юношеских библиотек был прост и понятен: границы целевой аудитории определял «комсомольский возраст» (14–28 лет), социальный заказ на политическое, идеологическое, военно-патриотическое воспитание, помощь в самообразовании и творчестве формировался и контролировался государством в лице сети «первичек» на местах. Задача информационного обеспечения молодежной политики комсомола определяла содержание фондов библиотек, как, впрочем, все основные принципы и методы работы.
Эффективное выполнение поставленных перед юношескими библиотеками масштабных государственных задач было невозможно вне заданных социальных, экономических и политических условий. Они извне обеспечивали цельность, четкость и единство задач, выполняемых юношескими библиотеками, наличие контроля и отсутствие конкурентных структур. Наряду с этим надо отметить общую устойчивость, однородность и стабильность социальной среды. К моменту создания сети юношеских библиотек в 1970-е гг., ясные и общие для всех ценности социализации, воспитания и политработы формировали единое информационное пространство и унифицировали социализирующие и воспитательные функции библиотек в любом регионе страны.
Инструменты поддержания стабильности информационной деятельности были разнообразными. Основным была всеобщая цензура на виды, содержание и организацию доступа к информации. Широко применялись и подкрепляющие механизмы публичного контроля и оценки поведения юношества, предоставленные государством и комсомолом — собрания, товарищеские суды, характеристики. Важнейшим же инструментом обеспечения стабильной деятельности юношеских библиотек оставалась единая государственная политика, четкие нормативы и показатели работы, отсутствие конкуренции со стороны других информационных и досуговых структур. Стабильность была не только общей социальной ценностью, но и ключевым условием реализации задач, стоящих перед юношескими библиотеками.
Важным условием успешной работы юношеских библиотек также стала образовательная политика государства. Основные приоритеты государственной молодежной политики в этой сфере были представлены всеобщим обязательным бесплатным средним образованием и высокой ценностью высшего (в первую очередь — технологического) образования. Государство определяло единые задачи и содержание образования и обеспечивало контроль их выполнения. Вкратце, государственная политика в области образования была выражена в лозунге «учиться, учиться и учиться» и отдаленно напоминала современную концепцию «непрерывного образования». Но в отличии от современной ситуации, на тот период в образовании существовали единые стандарты и требования, цензура информационного обеспечения, ограниченное количество источников информации. Для библиотечной деятельности это, в первую очередь, означало унификацию процессов комплектования, информационного поиска и обслуживания в масштабе страны.
Юношеские библиотеки последовательно осуществляли информационную поддержку государственной молодежной политики в сфере профессиональной ориентации, трудовых отношений и карьеры. Основными социальными условиями выполнения библиотечных задач были планируемая определенность карьеры («школа, вуз, аспирантура») и отсутствие детского труда («учеба — ваш главный труд!»).
Наряду с обеспечением информационной и образовательной политики юношеские библиотеки были нацелены и на организацию досуга молодежи. Эта сфера базировалась на типичных для других отраслей принципах. Существовала четко регламентированная инфраструктура детского и юношеского досуга, в основе которой лежали концепции созидательного труда, правила социалистического общежития. В прикладном плане эти идеи нашли свое отражение в разнообразных формах организованной художественной самодеятельности, познавательной, трудовой и военно-спортивной деятельности.
Максимально организованный досуг, активная пропаганда, прекращение телевизионного вещания в 11 часов вечера делали библиотеку одним из немногих доступных развлечений. Не имея конкуренции, юношеские библиотеки осуществляли свою деятельность фактически наравне с другими элементами молодежной инфраструктуры. Библиотечные мероприятия были заранее спланированы и носили типовой характер, были определены и согласованы все основные показатели деятельности, так что в ней могли проявиться лишь незначительные недостатки. Все это на годы обеспечивало простор для профессионального творчества и активного поиска новых форм и методов работы.
Во второй половине еще советских 80-х монументальную уверенность в завтрашнем дне сменил беспомощный риторический вопрос «легко ли быть молодым?». Уход многолетнего заказчика с политической сцены требовал пересмотра ценностей, задач и условий работы юношеских библиотек. И если в период создания юношеской сети основным показателем успешной работы была стабильность, то 1990-е принесли ценность постоянных перемен. Наиболее критичными изменениями во внешних условиях работы юношеских библиотек стали полная смена государственного устройства и идеологии, отказ от единых требований и стандартов. Причем старые социальные ценности были обозначены как тоталитарные и стыдливо отринуты, а привнесенные новые демократические ценности, несмотря на привычный акцент на права человека, так и не были четко артикулированы.
Многие государственные задачи, которые прежде успешно решали юношеские библиотеки были демонизированы, лишены легитимного статуса и приватизированы различными социальными группами. Так, вместе с общим отказом от советских ценностей, в первую очередь, произошла трансформация патриотического воспитания, ставшего уделом маргинальных шовинистических или полувоенных — полукриминальных объединений.
На этом «демократическом» фоне библиотеки всех видов и юношеские в особенности были вовлечены в дискуссию об отмене воспитательной функции библиотек как задаче ушедшего прошлого. Опустевшую нишу «воспитательной работы» молниеносно заняли средства массовой информации. И поскольку во всем мире молодежь признана предпочтительной потребительской аудиторией, в условиях кризиса социальных ценностей СМИ успешно приступили к формированию моделей потребительского поведения. Парадигма юношеского сознания была изменена с девиза «партия сказала “надо” — комсомол ответил — “есть”!» на новомодный индивидуалистический слоган: «Я (мы) этого достойна (достойны)».
Однако ни добровольный отказ библиотек от воспитания, ни прелести рыночной экономики не обеспечили молодежи ожидаемой широты выбора жизненных ценностей и навыков принятия самостоятельных решений.
Сегодня…
Помимо смены основополагающих общественных ценностей, важным фактором изменения внешней среды стало появление и влияние новых рыночных отношений на образование, предпочтения, занятость, свободное время и потребности молодежи.
Развитие технологий привело к расширению ряда информационных источников. Интернет, телевидение и даже открытие новых книжных супермаркетов объективно снизили потребность юношеской аудитории в библиотеках. Критическим условием, определяющим работу юношеских библиотек, стало появление рынка образовательных услуг, принесшего разнообразие образовательных программ, широкий спектр информационных источников и отказ от всеобуча.
Так, в сфере образования, традиционно близкой к деятельности библиотек, доминирующей концепцией стала демократическая «педагогика сотрудничества», основная суть которой заключается в признании ценности и самобытности подростковой субкультуры. Несмотря на декларацию гуманистических принципов, попытки реализации идей педагогики сотрудничества в современной образовательной практике формируют комплекс вины и сомнения педагогов, сдерживают социализацию подростков, создают иллюзию альтернативной миру взрослых реальности, позволяют воспринимать личные неудачи как неудачи учителей и родителей.
Наряду с педагогикой сотрудничества популярным стал индивидуальный подход к образованию, предполагающий учет всех особенностей личности подростка (ученика) в процессе обучения. И в этом случае, несмотря на очевидную привлекательность идеи, на практике она мало выполнима, поскольку в рамках классно-урочной системы с ограниченным количеством часов для рассмотрения каждого предмета ключевым становится не раскрытие личности, а непосредственное обучение конкретным навыкам письма, счета, чтения и т. д.
В реальной жизни подростки, воспитанные с осознанием собственной исключительности, с трудом адаптируются в социальную среду, требуют отдельных условий и не стремятся преодолевать трудности, ссылаясь на собственные «индивидуальные особенности».
Попытка заменить обучение «раскрытием личности» обычно заканчивается полной функциональной неграмотностью с одной стороны, и недовольством и претензиями со стороны учащихся и их родителей — с другой. Поэтому, если прежде юношеские библиотеки работали с читателями, общий уровень подготовки которых можно было прогнозировать, то сегодня потенциальная возрастная аудитория представлена в широком диапазоне — от функциональной до полной неграмотности, что объективно возрождает позабытые идеи даже не воспитательной библиотечной работы, а элементарного ликбеза.
Огромное влияние на состав целевой аудитории юношеских библиотек оказал и рынок труда — он стремительно «помолодел» и оказывает заметное предпочтение людям 17–28 лет. В этом «комсомольском» возрасте молодежь наиболее востребована, работает и делает карьеру, то есть объективно не имеет возможности посещать библиотеки.
Рыночная экономика перевела любую информационную, образовательную, досуговую деятельность в рамки конкуренции за клиента. В то же время многие традиционные социальные ценности и условия, организующие работу юношеских библиотек, трансформировались или были отменены как несоответствующие современной политической системе. Параллельно с этим активно продвигались новые, нередко противоречивые, заведомо невыполнимые и конкурентные по отношению друг к другу социальные установки.
Деятельность юношеских библиотек предстоит развивать в достаточно жестких условиях. Государство как основной заказчик библиотечного сервиса не артикулирует свои интересы. Говоря о возможностях клиентской работы, заметим, что любые попытки библиотек работать на обеспечение запросов молодежи обязательно столкнутся с давлением и конкуренцией со стороны рынков информации, досуга, образования и труда.
Сегодня специфика работы юношеских библиотек в том, что невозможно отменить существующие условия или успешно осваивать новые формы и методы работы, не учитывая изменений внешней среды. Очевидно, что реализация стратегии состязания с рыночными структурами, услугами и предложениями для библиотек трудновыполнима. Поэтому, будучи государственным (муниципальным) учреждением, юношеские библиотеки, в первую очередь, должны определять приоритеты своей деятельности, исходя из государственных интересов молодежной политики.
Завтра?
Дальнейшее развитие юношеских библиотек потребует не столько освоения новых форм и методов работы, сколько пересмотра приоритетов и понимания ограничений своей деятельности в сложившихся условиях. Пересмотра и анализа потребует структура целевой аудитории, определение сущностных характеристик, потребностей и возможностей «юношества» в качестве реальных и потенциальных клиентов библиотек.
Анализ деятельности юношеских библиотек с государственных позиций потребует самостоятельного пересмотра ценностей, в рамках которых планируется библиотечная работа. Именно сегодня, в условиях военного «экспорта демократии», становится очевидным, что «хорошие и справедливые» лозунги про гуманизацию общественных отношений и открытый доступ к информации не обеспечивают задач поддержки и продвижения государственных интересов. Прикладные ценности должны быть осуществимы и конкретны. Поэтому новое звучание приобретают ценности единой страны, государственного языка, отсутствия порнографии и насилия, созидательного труда и собственных усилий, преодоления трудностей, уважения к старшим и любовь к Родине.
Определение ценностей позволит сформулировать цели и задачи работы с юношеством, возможности информационного сервиса для организаций, специализирующихся на работе с молодежью. Только на их основе можно планировать оптимальные и наиболее эффективные формы и методы работы. Заметим, что все они давно и хорошо известны — комплектование, информационное обслуживание и разнообразные формы традиционной «массовой работы» (литературные вечера, семинарские занятия, встречи с интересными людьми, кружки, клубы по интересам, различные публичные акции). И стратегию развития деятельности юношеских библиотек надо планировать, не пытаясь соответствовать сложным и противоречивым внешним условиям и искать новые принципы и методы работы, а честно понимая свою позицию, возможности и ограничения в выполнении созидательных задач.
Наталья Викторовна Жадько, директор Учебного центра «Школа Рудомино» ВГБИЛ, кандидат педагогических наук
Мария Александровна Чуркина, генеральный директор ООО «Центр Прикладных Гуманитарных Технологий»

